НЕУЖЕЛИ В УКРАИНЕ ПОЯВИЛИСЬ МЕЦЕНАТЫ

11 декабря, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск №50, 11 декабря-18 декабря

«Искусство Украины ХХ столетия» - это внушительное, претендующее на эпохальность охвата явлений название нового, беспрецедентного выставочного проекта соответствует масштабности его замысла...

«Искусство Украины ХХ столетия» - это внушительное, претендующее на эпохальность охвата явлений название нового, беспрецедентного выставочного проекта соответствует масштабности его замысла. С 1998 по 2000 год организаторы проекта Т.Ли,

А.Клименко, А.Титаренко, Г.Жулинская, В.Хаматов намереваются провести 12 выставок, посвященных самым ярким и характерным явлениям в столетнем развитии украинского искусства. И момент для этого выбран как нельзя более подходящий, символический - рубеж эпох, конец тысячелетия - пора подведения итогов прошлого и выбора направления движения в будущее.

Создателями проекта уже издан роскошный каталог и проведено две первые выставки: «Страницы украинской сецессии. История и современность» (куратор И.Горбачева) и «Украинский авангард» (куратор Д.Горбачев).

Мост из конца ХIХ в конец ХХ столетия, сопоставление сецессии и неосецессии, истории и современности - таков оригинальный экспозиционный принцип, избранный И.Горбачевой. Мы видели преемственное развитие специфического сецессионного эстетизма - хрупкого и избыточного одновременно, эстетизма, уставшего от себя самое, доходящего до грани самоотрицания. А вечно молодое, агрессивно-бесцеремонное, очень уверенное в себе и безоблачном будущем искусство авангарда 1910-30-х годов вызывает щемящую ностальгию в наше донельзя искушенное и пресыщенное постмодернистское время.

Чрезвычайно любопытной будет выставка «Спецфонд» (куратор С.Рябичева) - произведений, извлеченных из закрытого фонда Национального музея. В нем «под арестом» содержались картины, обвиненные в формализме, национализме и прочих грехах, искажающих советскую действительность. Спецфондовские картины 1920-30-х годов отнюдь не причисляются к разряду шедевров. Но они безумно интересны прежде всего как документы времени. Та же странная притягательность с неким садомазохистским привкусом советской идеологии прячется за радужно-полнокровным фасадом обласканных властью (благо же, свято блюдется чистота канонов соцреализма) полотен выставки «Тоталитарное искусство. 1930-80-е», курируемой Л.Ковальской и О.Сидором-Гибелиндой.

В части проекта символично названной «Ноев ковчег» (куратор О.Петрова) будет представлена традиционная фигуративная живопись второй половины ХХ столетия. О.Петрова пытается упорядочить, каталогизировать хаотичное разнообразие содержимого живописного ковчега, «рассортировать» его по различным стилистическим направлениям. А плодами творческих усилий нескольких генераций украинских приверженцев чистого искусства - незамутненности восхитительных эстетических эмоций никакими реалистическими переживаниями - мы сможем насладиться на выставке «Нефигуративная живопись. 1950-90-е» (куратор А.Титаренко).

Проект Соловьева «Пинакотека. Новая фигуративность» посвящается феномену постмодернистской картины 1990-х. А куратор «Переднего края» Т.Ли собирается представить постмодернистское искусство в более широком диапазоне - помимо киевлян, мы увидим произведения украинцев, диктующих модные тенденции в сегодняшнем арт-процессе из ближнего и дальнего зарубежья, помимо живописи - объекты, инсталляции, перфомансы.

Замысел экспозиции «Собор» (кураторы Д.Степовик и Л.Гопанчук) кажется мне довольно эклектичным - она осветит и сакральное искусство, икону, и просто религиозную тематику в живописи, графике, по существу, имеющую весьма отдаленное отношение к иконописи.

Помимо живописи, играющей все-таки главную роль в проекте, в него входят «Искусство скульптуры ХХ столетия» (курируют Л.Лысенко и Я.Хоменко), «Графика ХХ столетия» (куратор О.Лагутенко), «Профессиональное декоративное искусство второй половины ХХ столетия» (кураторы З.Чегусова и В.Тимченко) и «Народное декоративное искусство ХХ столетия» (куратор Н.Розсошинская).

Думаю, что даже этот поверхностный обзор убедил читателя, что картина развития украинского искусства будет всеохватывающей - организаторы проекта, талантливые генераторы масштабных идей размахнулись. Но и у этой медали есть обратная сторона - для реализации грандиозных идей нужны колоссальные средства, но на то и существуют меценаты.

Валерий Мищенко, президент строительной компании «Нигма», которая является генеральным спонсором проекта «Искусство Украины ХХ века», учился на историческом факультете Киевского университета, 13 лет проработал в Академии наук в отделе истории развитого социализма. Кандидатскую диссертацию написал о взаимообогащении и проникновении культур народов СССР - так что его интерес к культуре нельзя назвать случайным. С 1988 года, когда занятие предпринимательством стало возможным, ушел в бизнес. Путь в нем начинал с создания экономической основы развития своего дела. Добившись в этом успеха, резко поменял направление деятельности. Просто торговля переместилась на второй план, а на первый вышли задачи, которые, как считает господин Мищенко, прежде всего важны для самого города. Во-первых, восстановление того, что не соответствует облику Киева как столицы государства. Во-вторых, возведение нового лица города. Сейчас занят реализацией двух проектов, стоимостью 100 млн. - постройкой отелей «Интер-Континенталь» и «Хилтон».

- Господин Мищенко, что убедило вас в необходимости финансирования проекта «Искусство Украины»?

- Увлекла масштабность идеи, которую собиралась реализовать группа, занимающаяся подготовкой проекта. Как правило, у нас все делается с ориентацией на вчера. В нашей стране надо привыкать жить в тройном темпе, а не в обычном, к которому привыкли во всем мире.

У нас был стимул реализовать огромнейший проект за минимальное время к событию, достойному проведению съезда Европейского банка реконструкции и развития в Киеве в мае этого года. Засучив рукава, взялись за реализацию этого проекта.

- Что нового внесет проект в современный выставочный процесс?

- Впервые сделана попытка показать миру все, что было создано в Украине в области изобразительного искусства - от авангарда до современных молодых художников. Мы впервые показали спецфондовские работы, которые долгое время были спрятаны от общества. Три выставки имели очень хороший резонанс и благоприятные отзывы, но мы еще собираемся заявить о себе в следующих восьми проектах - вся работа еще впереди. Помимо уже изданного обобщающего варианта, к проектам готовятся небольшие каталоги, где то или другое явление искусства будет представлено более широко. Появился огромный интерес к этим проектам за рубежом. Сейчас готовится выставка в Австрии, мы приглашены в Грецию, в Англию.

- Ваши пристрастия в искусстве - любимые периоды, имена?

- По стилю мне больше подходит модерн, сецессия. Может быть, потому, что я родился на Востоке, а этот период обращен к Востоку - Китаю, Японии, к ярким цветам. Ощущаю там душу цвета. Как историку очень нравится раздел соцреализма прежде всего. Это та история, которую пережили наши родители.

- А как вы относитесь к современной живописи?

- Вы поймете, если посмотрите на то, что у меня висит на стенах, - это Лебединец, Сильваши, Петрова, Атаянц, Буряк, мне нравятся работы, где есть цвет. Не так давно начал их собирать. Это пока не коллекция, но проект послужил толчком к созданию коллекции.

- Как складываются ваши отношения с творческими людьми, создающими проект?

- Мы сразу определили для себя принципы нашей совместной деятельности - прежде всего я не буду вмешиваться в процесс отбора работ. Считаю, что творчеству вообще мешать нельзя. По одной-двум картинам были споры, но мы разошлись мирно. Одну картину пришлось снять, проект серьезный, я не хотел, чтобы он затрагивал какие-либо политические вопросы. А так мы остались довольны друг другом, с кураторами у нас проблем не возникает.

Проекты требуют больших денег, пытаемся найти способы зарабатывать деньги самим проектом. Создать коллектив, который мог бы проводить выставки. Проведение выставок, продажа картин должны приносить деньги, необходимые для развития проекта. Сейчас вокруг потрясающего скульптора Олега Пинчука собирается группа молодых художников, пытаемся создать галерею, постоянно действующую выставку в Киево-Могилянской академии. Уверен, будущее за людьми, умеющими не только творить, но и делать бизнес, сегодня нельзя быть просто художником. Это ребята, с которыми можно создать хорошую основу для популяризации искусства молодых. Проведение выставок может быть самоокупаемым, чтобы не надо было зависеть от чьих-то денег, просить их, ждать.

- Может ли быть элитарная культура самодостаточной, самоокупаемой в наших условиях - вопрос весьма спорный. Бесспорно одно - спонсоры, меценаты ей необходимы, как воздух, и появление их в нашем обществе указывает на то, что мы уже движемся по пути к цивилизованности. Ведь меценатство - это барометр духовной и материальной культуры общества. Ваше мнение о проблеме меценатства, стоит ли о нем говорить сейчас как о реальном социальном явлении или лишь о спорадических случаях благотворительности? И наконец, что побудило вас заняться финансовой поддержкой искусства?

- Можно в общем говорить о проблеме меценатства, но я бы хотел начать в частности как раз с этого проекта. Люди моего возраста, моего поколения, которые смогли достичь чего-то, понимают - надо отдать долг обществу. Не вижу особого величия в том, чтобы вернуть долг людям, создававшим нашу культуру, которой мы гордимся. Если мы еще раз убедимся, насколько мы богаты духовно, сумеем преодолеть экономические невзгоды, разруху и застой.

Меценатством занимаюсь не для завоевания престижа. Мы сделали дело, и, конечно, каждому приятно, когда оно находит хорошие отклики - этого уже достаточно. Но самое главное - доставить удовольствие тем, ради кого все затевалось, я имею в виду художников и всех тех, кто создавал этот проект. Кроме того, мы рассчитывали порадовать широкий круг людей, напечатав каталог тиражом 10 тысяч экземпляров. Наша страна нуждается в пропаганде своего искусства, своей государственности. К сожалению, немногие за рубежом знают, что есть такое государство.

Мы сделали большое дело для Украины и уже получили подтверждения того, что не зря работали. Недавно в составе официальной делегации мы с Омельченко ездили в Вашингтон, Чикаго. Там я подарил каталог послам, служащим госдепартамента США, украинским эмигрантам, реакция людей была просто потрясающей. Они представить себе не могли, что в Украине есть люди, способные это сделать, понимают, какие это деньги, потому что умеют их считать.

Пока перед нами на первом месте стоит проблема выживания, случаи меценатства еще довольно редки. Это объясняется просто - экономика находится в глубоком упадке. Но существуют богатые дореволюционные традиции меценатства. Взять хотя бы Киев, ведь понятно - за все, что было здесь создано, кто-то заплатил. Художники только творят. А кто-то должен зарабатывать деньги, чтобы давать возможность творить тем, у кого есть талант, руки, мозги. С расцветом экономики и ее возрождением возродятся и традиции меценатства - все взаимосвязано.

- Ваши спонсорские планы на будущее?

- У нас еще большая программа впереди, ведь проект реализован только на одну треть и потребует от нас много усилий. Есть интересные предложения, связанные с юбилеем христианства. В проект включен раздел иконы, может, подумаем и сделаем еще один.

Существовали определенные организационные моменты, мешавшие нам, тормозившие реализацию проекта. Но в то же время, благодаря им открылись новые перспективы- негатив мы превратили в позитив. 12 ноября мы с кураторами организовали благотворительный фонд «Искусство Украины ХХ столетия», который даст новые возможности реализации проекта. Мы решили создать структуру, состоящую из заинтересованных людей, которая могла бы самостоятельно организовывать выставки. Фонд позволит не платить какой-то коммерческой структуре, артгалерее, например, за организацию выставки, а делать все самим. Надеемся, поскольку фонд благотворительный, спонсоры будут охотно вносить свои пожертвования. И потом, если до сего момента каждый из кураторов нес ответственность только за свою часть проекта (а у разных людей разные возможности поиска финансовой поддержки выставки), то сейчас мы объединили всех в коллектив.

Теперь проведение выставки является не делом одного, а делом всех кураторов. И последний в этом году проект станет первым в новом качестве, он уже будет идти под эгидой фонда.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно