Неужели ее спасет Интернет?

Поделиться
Пропагандировать чтение и продвигать книгу в сети есть среди кого, главное - найти способ открыть плотно замкнутый футляр аудитории, недостаточно (или вообще) не интересующейся книгами.

"Она" - это книга. Согласно последним социологическим исследованиям Research & Branding Group, более половины (50,9%) нашего взрослого населения вообще не читает книг! Такие выводы не следует воспринимать безапелляционно, однако тема чтения в Украине "болезненна" не первый год. Недавно правительство Украины одобрило Концепцию государственной целевой национально-культурной программы популяризации украинской издательской продукции и чтения на 2014–2018 гг. На его рассмотрение должен быть представлен проект этого документа. Но даже если программу удастся реализовать, читательский "лед" не тронется мгновенно. Как сегодня можно популяризировать чтение, продвигать книгу, причем не в реальном, а в виртуальном пространстве? Иностранные специалисты по промоушену книги обращают особое внимание на онлайновое продвижение изданий. Таким промопутем идут и некоторые участники украинского книжного рынка, отмечая его не стремительную, но постепенную эффективность. А впрочем, у нас задействован не весь арсенал сетевого промоушена чтения.

По подсчетам компании InMind по заказу Интернет ассоциации Украины, по состоянию на первый квартал 2013 г. в Украине насчитывается приблизительно 20 млн реальных пользователей Интернета (т.е. тех, кто использует сеть раз в месяц и чаще). Эксперты прогнозируют, что эта цифра к концу года должна увеличиться. Потому пропагандировать чтение и продвигать книгу в сети есть среди кого, главное - найти способ открыть плотно замкнутый футляр аудитории, недостаточно (или вообще) не интересующейся книгами.

Вот что думают о важности и результативности промоушена чтения в Интернете отечественные специалисты книжного дела.

Елена МОВЧАН, главный редактор издательства "Грані-Т":

- Сегодня Интернет - единственная площадка для промоушена книг и чтения, на которой можно играть по собственным правилам, со своим стилем и отбором информации, пригласив читателей на собственную территорию - сайт и издательские страницы в социальных сетях. Благодаря Интернету невооруженным глазом виден уровень активности читателей. Количество пользователей наших издательских страниц и сайта растет - без резких прыжков, но постепенно и стабильно. Постепенно увеличиваются и продажи через Интернет. Также мы работаем над повышением культуры пользования Интернетом у детей, проводя конкурсы в сети. Предлагаем перестать бороться "с ветряными мельницами" - с Интернетом, ставшим неотъемлемой реалией нашего времени. Каждый ребенок имеет право и должен жить в современном мире, уметь его использовать для своего комфортного развития.

Виктория РУДЕНОК, директор по развитию книжного проекта "Читайка":

- Самая активная аудитория наших аккаунтов - на платформе Facebook. Но если для участия в конкурсе, акции нужно сделать фото, рисунок, отклик, эссе и т.п. - аудитория не является активной. Аудитория соцсетей предпочитает простые действия: перепостить интересный контент, ответить на вопрос, сделать короткий комментарий. Надо искать подходы, чтобы достучаться к ней. В прошлом году реализовывался очень удачный проект с участием Русланы Писанки на страницах семейного журнала - кулинарный фотоконкурс, дубли были также на платформах ФБ и ВК. Лучше всего объединять информирование о разных активностях на интернет-ресурсах и в традиционных СМИ. Критерий эффективности нашей работы в сети - увеличение посещаемости сайта, количества людей в основных социальных сообществах. Конечно, это влияет и на коммерческие показатели работы. Интернет позволяет значительно проще отслеживать эффективность и влияние разных действий на важные показатели.

Сергей РУДЕНКО, владелец литературного портала "Буквоїд":

- Не все читают в Интернете, не все читают "Буквоїд". В конце концов - не все в Украине вообще что-то читают. Впрочем, я сторонник тезиса о том, что книга может жить только тогда, когда о ней знают читатели. Они должны видеть ее обложку - как минимум, читать отзывы об этой книге, знать ее автора (или что-либо слышать об авторе). Поэтому, собственно, я и взялся за создание "Буквоїда". Его ежедневно посещают от 3 до 5 тыс. человек. Отсутствие навигации в книжном мире отталкивает от книги читателей. Результативным может быть только промо книги, в котором принимают участие телевидение, радио, печатные издания и электронные СМИ. Вряд ли промо книги в Интернете может вызвать "взрыв" вокруг какой-либо книжки. Если это и происходит, то речь идет о каких-то исключениях. Промо книги в Интернете имеет другую цель - донести читателям информацию о новой книге. Можно ли создать мегапопулярный книжный ресурс? Можно. Но для этого нужны серьезные инвестиции.

Книжная "паутина"

Как способы промоушена обычно используют книжные рецензии и обзоры, интервью с писателями, анонсирование событий о выпуске новых произведений, литературные дайджесты, рейтинги. Больше узнать о книге позволяет онлайн телевидение. Другое дело, что для перечня украинских передач такого направления достаточно одного пальца - "Книга.UA" ("Первый национальный"), которая доступна онлайн.

Важно, чтобы промо распространялось по украинскому Интернету и в более оригинальных формах, как, скажем, в виде буктрейлера. Например, на сайте одного из украинских книжных магазинов демонстрируют промо-ролик на книгу Эда Стаффорда "Вдоль Амазонки". На сегодняшний день его просмотрели свыше 4 тыс. пользователей Интернета. Вряд ли столько людей прочли бы рецензию на книгу. Но у нас буктрейлеры создаются нечасто, хотя "заверстать" видео и даже выложить его бесплатно на YouTube совсем несложно. "Чаще всего буктрейлеры - инициатива авторов книг. Издатели к этому виду промоушена относятся скептически. Как, впрочем, и к другим способам рекламы книг. Создание буктрейлера и размещение его в сети - небольшие деньги для издателей. Главное - иметь желание, которого у большинства участников книжного рынка нет, - делится опытом Сергей Руденко. - Вместе с тем в сети есть иностранные сайты, посвященные таким видеороликам. Минувшей зимой в стране-соседке прошел Всероссийский конкурс буктрейлеров. Возможно, и у нас со временем буктрейлеры будут более популярными. На Первом прошедшем в этом году фестивале книжной рекламы "Клепка" даже отдельную номинацию выделили видеорекламе, в которой победил буктрейлер к книге Максима Кидрука "Бот".

Время от времени украинские книжные порталы, книжные магазины устраивают сетевые фото- и видеоконкурсы, конкурсы на лучшую рекомендацию к книге, направленные на промоушен чтения.

Приобщить книголюбов к коммуникативному пространству можно через форумы литературного направления, чаты с писателями. Американский специалист по промоушену книг среди способов продвижения изданий выделяет веб-сайты писателей, коммуникацию авторов с блогерами. Далеко не все отечественные писатели имеют официальные сайты, а немногие из существующих, изживают себя из-за неимения свежей информации. Однако иногда предлагают доступ к некоторым произведениям авторов (например, на сайтах Оксаны Забужко, Василия Шкляра, Ивана Андрусяка, Милы Иванцовой). А вот блоги писателей попадаются чаще. Такая коммуникация может обернуться выгодой и для авторов, о чем свидетельствует опыт Бориса Акунина, создавшего свой блог в виде книги "Любовь к истории". Русский писатель активно работает с почитателями в сети. Так, в 2000-м он предложил читателям продолжить рассказ "Table-talk 1882 года", а еще - популяризирует героя собственной серии исторических детективов Эраста Фандорина, создав сайт персонажа. Такую практику в свое время использовало одно из российских издательств, создавшее сайт Улисса Мура из книжной серии для подростков "Секретные дневники Улисса Мура".

Заинтересовать чтением можно через книжные социальные сети. Одна из популярнейших - "Goodreads", где создают собственные книжные полки, получают рассылку книжных новинок, комментируют выбор книг друзей. Похожими являются книжные соцсети "Shelfari", "BookGlutton". В Украине аналогов таких сетей пока нет. Может, в пределах вышеупомянутой программы создадут? Хотя... (уже представляю ваши скептические улыбки).

Спросите Интернет: "Какую книгу читать дальше?". На это интересно отвечает британской сайт Whichbook, предлагая поиск книги даже по настроению пользователя: в специальной поисковой системе отмечается, что пользователь хочет прочитать (веселое или печальное, короткое или длинное и т.п.). Whichbook представляет аннотацию выбранной книги, и если читателя заинтересовало издание, он может приобрести его электронную версию. Также сайт позволяет прислать знакомым ссылки на книгу. Не столь мощная технически, однако объединяет любителей почитать и поделиться впечатлениями, страница на Facebook под названием "Моя книга".

На пути к промо книги могут помочь компьютерные игры, построенные на литературных произведениях. И, конечно, следует брать инициативу в свои руки, как это делают иностранные книголюбы, делясь в YouTube впечатлениями от прочитанных книг. Для этого нужно немного: любовь к чтению, веб-камера и Интернет.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме