НЕОЖИДАННЫЙ МЕНЬШИКОВ

26 февраля, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №8, 26 февраля-5 марта

После пятилетнего перерыва на театральные подмостки вернулся успешный европейский актер Олег Меньшиков...

После пятилетнего перерыва на театральные подмостки вернулся успешный европейский актер Олег Меньшиков. Да еще сразу в двух ипостасях: актера и режиссера. Так появился один из самых скандальных и спорных спектаклей прошлого театрального сезона Москвы - «Горе от ума».

Прежде чем вынести сие творение на суд специфической московской публики, антреприза Театральное товарищество «814», созданная под этот грандиозный проект, отыграла премьерные спектакли в Челябинске и Риге. Фурор. Москва, разделившаяся на два лагеря - благодарного зрителя и «неблагодарной» критики - уже второй сезон встречает каждый спектакль конной милицией, то бишь переполненными залами. На очереди покорение Киева.

Итак, что нас ждет? Классика глазами супермодного и супернеуловимого Олега Меньшикова, освобожденная от школьной догматики, или классика «классическая»? Сергей Юрский, чей Чацкий, сыгранный на прославленной сцене БДТ и давно слывущий каноном, отозвался о спектакле более чем лояльно: «...Ждали, что современный режиссер обязательно вместит в стих Грибоедова изнасилование Софьи, лучше групповое - Скалозуб, Молчалин, Чацкий. Ждали альковных сцен или хотя бы какого-нибудь раздевания. Ждали авангарда. Привыкли, что классическая пьеса должна быть обязательно сексуализирована, что в ней должно быть дрожание страсти... Первое достоинство спектакля Меньшикова в отсутствии всех этих штучек. Пьеса начинается сначала и кончается концом... Актеры не используют возможность нажима ни на политический, ни на эротический цинизм. Нет богохульства, глумления, столь распространенного в современном театре. Они радуются, и я вместе с ними, возможности играть большую, многонаселенную пьесу в антрепризу, а не разыгрывать на троих знаменитостей спектакль в походном оформлении. Я радуюсь, что Павел Каплевич (художник-постановщик спектакля, известный нашему зрителю по фильмам «Такси-блюз», «Лимита», «Русскому проекту». - О.С.) не уставил сцену очередными надутыми диванами невообразимых цветов, а сделал красивую, рисованную декорацию. Я радуюсь полетности, нарядности этого спектакля...»

К этому следует добавить прекрасную, оригинально написанную для спектакля, музыку Валерия Гаврилина, «бальные» костюмы модного российского модельера Игоря Чепурина, блистательный актерский ансамбль: Екатерина Васильева - Хлестова, Сергей Мигицко - Репетилов, Игорь Охлупин - Фамусов, молодое дерзкое актерское поколение, собранное из разных театров Москвы и даже шесть 14-летних балерин московского хореографического училища.

Ну, а что же Меньшиков-актер? Он совершенно не хотел играть Чацкого. Все, что он делает на сцене - лишь то, каким он хотел видеть Чацкого, не более того. Потому что «в силу некоторых причин ему даже неловко выходить в этой роли». Думаю, Меньшиков кокетничает, намекая на свой возраст 39-летнего мужчины. Ибо, как писали умные театральные журналы, манера Меньшикова-актера «обладает очень высокой коммерческой стоимостью, и она достаточно хорошо защищена изнутри, чтобы долго сохранять качество при любой эксплуатации». Тут не мешает вспомнить не только блистательные образы Калигулы, Есенина, Нижинского в театре, но и его «киношных» героев из «Покровских ворот», «Капитана Фракасса», «Кавказского пленника», «Утомленных солнцем» и надвигающегося на нас «Сибирского цирюльника» Никиты Михалкова...

В общем, 5-6 марта ознаменуется для киевлян фееричным явлением Меньшикова и Со в театре им. И.Франка. Кстати, впервые...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно