НЕКАМЕРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

НЕКАМЕРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ

2 июня, 2000, 00:00 Распечатать

В Кировограде состоялся Третий фестиваль камерной музыки «Травневі музичні зустрічі». В ряду многочисленных фестивалей академической музыки, родившихся в последние годы в Украине, ему принадлежит особое место...

В Кировограде состоялся Третий фестиваль камерной музыки «Травневі музичні зустрічі».

В ряду многочисленных фестивалей академической музыки, родившихся в последние годы в Украине, ему принадлежит особое место. Ведь именно камерная музыка сегодня занимает лидирующее положение в мире как жанр наиболее динамичный, демократический, наиболее адекватный современной эпохе. Однако фестиваля, посвященного исключительно камерной музыке, как раз и не было.

Инициатором «Травневих зустрічей» стал руководитель камерного оркестра «Елисавет» заслуженный деятель искусств Украины Геннадий Еременко. Идею горячо подхватил руководитель ансамбля «Киевские солисты» народный артист Украины Богодар Которович. И если первые два фестиваля можно было назвать еще пробой, то третий зазвучал уже в полную силу.

На протяжении семи вечеров в переполненном зале областной филармонии выступали коллективы из Киева, Одессы, Донецка, Полтавы. Новую специально подготовленную программу на открытии «Травневих зустрічей» представил любимый кировоградцами «Елисавет». А солисткой с ними выступила солистка Национальной оперы народная артистка Украины Лидия Забилястая. После концерта прославленная певица созналась, что выступать на сцене родного города для нее не менее ответственно и волнующе, чем в престижнейших залах мира. А с оркестром было полное взаимопонимание: «Ведь мы, словно братья и сестры, учились у одних педагогов, поэтому понимали друг друга с полуслова». Восторженный же зал долго не отпускал свою любимицу.

Своеобразная «концепция открытости» — фестиваль проходил под девизом «Классика — джаз — ???» — способствовала тому, что его программа была чрезвычайно насыщенной и разнообразной. Временной диапазон представленной музыки охватил три столетия: от Вивальди до недавно написанного «ЛЮДУС КВАРТИС» для двух кларнетов, фортепиано и струнных молодого одесского композитора П.Струка. К примеру, в одном концерте исполнялись раритетные арии Вивальди и вокальная импровизация на популярный Этюд №3 Шопена (Л.Забилястая), утонченный квартет №3 А.Шнитке и регтаймы С.Джоплина (ансамбль «Гармонии мира», худ. рук. Сергей Шольц, Одесса), изысканное Каприччио Р.Штрауса и шлягерный «Пустячок» Л.Андерсона (камерный оркестр Одесской филармонии, худ. рук. Игорь Шаврук).

Свои незаурядные композиторские таланты продемонстрировали и некоторые выступавшие дирижеры: живописную симфоническую картинку «Весна» представил В. Скакун (Полтава), а премьеру озорного концерта для струнных «Stringjazz» Г.Еременко (Кировоград).

Значительное место в программах было отведено украинским авторам — Н.Лысенко, А.Штогаренко, М.Скорику, Ж.Колодуб, В.Зубицкому, А.Яковчуку. В основном, именно украинскую музыку очень достойно представил малый симфонический оркестр Полтавского музыкально- драматического театра им. Н.Гоголя (худ. рук. заслуженный артист Украины Виталий Скакун). Кульминацией джазового «крыла» стал концерт джаз-квинтета «Донбасс» Донецкой государственной консерватории им. С.Прокофьева во главе с легендарным трубачом Сергеем Колесниковым. А финальный восклицательный знак поставили «Киевские солисты» (худ. рук. Б.Которович).

Так что, как видите, практически каждый концерт стал событием, оставил яркие впечатления от встречи с Музыкой. Впрочем, немалая заслуга в этом принадлежит и самой публике: с первых же звуков в зале устанавливалась особая, так ценимая музыкантами атмосфера взаимопонимания. Оно и неудивительно — ведь программы концертов и исполнительский уровень коллективов отвечали требованиям как самых взыскательных профессионалов, так и широких кругов любителей-меломанов. К тому же последние 8–10 лет концерты классической музыки стали очень большой редкостью в непрерывном калейдоскопе из попсы и зрелищ типа «женской эротической борьбы».

Благодаря недавно созданному Совету меценатов Кировоградской филармонии, в который входят многие руководители государственных и коммерческих структур области во главе с председателем областного совета В.Сибирцевым, дирекция смогла не только установить чисто символические цены на билеты (1—2 грн.), но и привезти на концерты преподавателей и учеников районных музыкальных школ. Потому и прощала доброжелательная аудитория некоторую монотонность и однообразие трактовок Одесскому камерному оркестру, справедливо восхищаясь его безупречным ансамблем и строем. И как бы совсем не обращала внимания на слишком явную фальшь, не восполнимую ни громкостью, ни воодушевленным исполнением, аплодируя Эстрадно- симфоническому оркестру Украины. А джазменов так просто покорила. «Мы и не предполагали, что в Кировограде такая горячая публика, которая так понимает джаз», — восхищались они после трехчасового концерта.

Трудно переоценить значение фестиваля такого уровня для областного Кировограда, довольно удаленного от крупных музыкальных центров страны. Где с каждым годом неуклонно сокращаются наборы в музыкальные школы. Где педагоги музучилища сетуют, что к ним поступают в основном неудавшиеся юристы и несостоявшиеся менеджеры. Где «экспорт талантов» на Ближний Восток и за океан, пока еще не очень ощутимый в столице, так обескровил местное «музыкальное сообщество», что осталось едва ли не четыре играющих скрипача. Поэтому хочется от души поблагодарить всех, кто сделал «Травневі музичні зустрічі» реальностью, и пожелать фестивалю прочно утвердиться в музыкальной географии не только Украины, но и Европы. Благо, потенциал для этого пока имеется.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно