«НЕИЗВЕСТНЫЙ» ИВАН МАРЧУК

Поделиться
.... Нынешний свой приход зима ознаменовала пышными снегами и буквально завалила ими весь Киев. Снег падал несколько дней и до неузнаваемости изменил облик города, придавая ему загадочность и величие...

....

Нынешний свой приход зима ознаменовала пышными снегами и буквально завалила ими весь Киев. Снег падал несколько дней и до неузнаваемости изменил облик города, придавая ему загадочность и величие. Особенно хороши были парки и скверы. Под тяжестью снега не выдерживали некоторые старые деревья, падали даже электрические столбы, оставляя нас на некоторое время без электроэнергии. Иван был от этого великолепия буквально в восторге. «Пожалуй, я лет восемь не видел настоящей зимы», - его восхищение было искренним и глубоким. Казалось, он не замечал размокшего, грязного снега и луж под ногами. Это все мелочи, а вот в Ботаническом саду, куда он сразу же отправился, был настоящий бал, царила особая атмосфера зимы - своеобразного царства чистоты и покоя. Марчук признается, что этот год для него нетипичен. Обычно он, как перелетная птица, к зиме отправляется в теплые края, в Америку. В этом году он сравнивает себя с приболевшим журавлем, который, так и не сумев улететь со всеми, остался на попечении добрых людей до весны. И в этом есть своя, особая правда художника, в его стремлении восстанавливать в памяти призабытые, но бесконечно дорогие сердцу картины - заснеженное поле или лес, катание на санках или лыжах, покрытые льдом реки и озера. Все эти, хорошо знакомые с детства пейзажи позволяют воссоздать художнику особую ситуацию - ситуацию творческого полета и вдохновения. Думается, что не зря Иван Марчук остался в этом году дома. И скоро, очень скоро поклонники увидят новые полотна этого самобытного и удивительного мастера.

Пожалуй, что ни об одном художнике не написано так много в наше время, как об Иване Марчуке. И всякий раз, в каждой публикации, да найдется что-то интересное и ранее неизвестное. Творческий облик мастера настолько многообразен и неповторим, что буквально каждая встреча привносит в осознание его творчества новый штрих, деталь, нюанс.

Мы сидим в его мастерской после открытия его зимнего вернисажа в посольстве Республики Болгарии. Марчук доволен и спокоен. Вернисаж удался, гостей - близких и дорогих сердцу друзей, несмотря на сильный мороз, было много и атмосфера, которая витала в этот день по прекрасным залам посольства, была особенной!

Так уж сложилась его судьба в последние годы, что полгода он проводит в Америке, а полгода дома, в Украине. Для него отъезд на чужбину, как бегство. Бегство от самого себя, от жизни с тем, чтобы создать максимально сложные и замкнутые условия для жизни и работы, так необходимые для творчества. В Украине он не может и не хочет уходить от встреч с коллегами и друзьями, избегать соблазнов постоянного общения и контактов. Общения на любимом, украинском. В Америке же жизнь ограничена пределами мастерской, и общение происходит в основном на презентациях и вернисажах, в галереях или музеях.

По его убеждению сочетать постоянные светские визиты и мероприятия с глубокой и напряженной творческой работой невозможно, разве только для создания произведений, обслуживающих «квартирные» либо какие-либо другие взгляды и вкусы (чем, к сожалению, грешат многие из современных, достаточно неплохих ранее мастеров). И чтобы искусство не умерло в художнике, нужна предельно напряженная, каждодневная, тяжелая работа, которая уже почти на грани, на пределе. Это стало для Марчука своеобразным девизом, символом и смыслом жизни.

Иван Марчук рассказывает, что его знаменитая серия «Голос моєї душі» изначально появилась на бумаге еще в 1965 году, и лишь постепенно вся философия и глубинный смысл этой серии перешли в живопись. Графика всегда чрезмерно увлекала мастера, и он несколько раз возвращался к ней после этого. В 1975 году лишь фрагментарно и уже серьезно и основательно - в 1994 году. Очень часто, перед тем как приступить к живописным полотнам, Иван «разогревается» на листе бумаги. Постепенно скорость увеличивается, доходит до космической, и листы один за другим вылетают из-под руки. Его увлекает такая возможность - все время искать и находить новые композиции и сочетания. В этих работах энергия буквально выплескивается через край, и это доставляет Марчуку истинную радость и удовольствие. Он даже признался, что любит графику временами больше, чем живопись. В живописи главное воплотить образ, который для Марчука здесь доминантный, и затем следует правильно выстроить цветовое решение, и уже после этого долгий и кропотливый труд по завершению живописного полотна, который порой очень утомляет и даже раздражает художника. В графике все совершенно по-другому. И не следует забывать, что графика Марчука никогда не была тиражной. Когда-то он попробовал по заданию галериста сделать один офорт и потом сразу же отказался от этой затеи. Невыносимо скучно, да и незачем. При такой большой скорости создания этих работ, при желании можно создать невероятно большое их количество, и при этом техника будет оригинальной, неповторимой. Сложная авторская техника и непостижимая, улетающая «огненная» линия - вот, пожалуй, основной стержень всех графических работ Ивана Марчука. «Графика - это вечная огненная импровизация на космической скорости - художник считает, что это есть наиболее присущим и свойственным для него в творческой работе.

Пожалуй, именно в графических работах чуть ли не наилучшим образом воплощены главные идеалы и стремления автора - быть свободным и независимым. Причем, независимо от экономических и других причин. Ему очень жаль, что многие талантливые мастера теряют временами все во имя достижения материального и денежного благополучия. «Они теряют при этом вечное ощущение полета - полета одинокого и бесконечно счастливого в своем свободном парении орла». Проблема богатства и накоплений никогда не соблазняла мастера. Его бесконечно удивляет перспектива вкладывать свою жизнь в приобретение богатства. Он считает, что этого не стоит делать, расценивает стремления других, как своеобразный спорт. Для Ивана главное создавать картины, а деньги приходят сами по себе, независимо от усилий и стараний. Не в этом ли наибольшая мудрость и прозорливость мастера - неизменно следовать избранному пути? Жизненный опыт показывает, что истинная преданность и служение делу не останутся незамеченными и невознагражденными.

Марчук искренне переживает за молодое поколение художников и желает тем из них, кто еще служит искусству, не думать про обогащение. Видимо, это придет само, но прежде нужно многое пережить, понять и думать все-таки больше о прекрасном и вечном, нежели о земном и тленном. Путь в искусстве - это прекрасная и чистая дорога, способная дарить истинное наслаждение и счастье в жизни. Он, как мне показалось, с грустью подытоживает, что искусство - это и борьба, острая конкуренция, в которой способны выживать далеко не самые талантливые. Поэтому для молодых особый совет - избегать скандалов и позорного общения, полностью посвятить свою жизнь истинному искусству. При этом он искренне не понимает другую часть современной молодежи, которая, по его мнению, больше «обезьянничает», развлекается, нежели в действительности работает. Некоторые живописные полотна молодых авторов напоминают все что угодно, только не живопись. «Забыть о красках в живописи все равно, что забыть о нотах в музыке или слове в поэзии». В самом деле, неужели это возможно?

Из всех странствий и путешествий, после всех приключений и впечатлений, после самых сладких предложений и обещаний Иван Марчук возвращается домой, в Украину. И это удивительно, потому что многие из уехавших художников больше никогда не возвращаются обратно. Забывают, что ли? Или заморская жизнь все же лучше, слаще, привлекательнее? Марчук полагает, что, видимо, только экономические причины не пускают этих людей домой. Он искренно верит в это и не понимает, как можно забыть родную землю, дом. Хотя проблем в Украине хватает, и это ему действительно горько. Он не видит сегодня особых перспектив для развития искусств и культуры. По крайней мере в ближайшее время, потому что именно государственная политика не способствует этому. Разве только отдельные подвижники или меценаты, хотя это не спасает проблему в целом, и поэтому Марчук уверен, что процесс оттока наиболее одаренных мастеров будет преобладать и в будущем. Причем покидать Украину будут истинные мастера с большой буквы, заметные и значительные величины. Пока не изменится менталитет, перемен в обществе не будет, хотя Украина, по его словам, поставляет наибольшее количество талантов в мире на один квадратный метр. «Украина съедает свои таланты, как плохая кошка-мать поедает своих детенышей», - это звучит откровенно и правдиво и оттого особенно страшно. Всем известные имена - Шевченко, Гоголя, Репина, Куинджи, Козловского - поднимались и становились известными все-таки в чужих краях, а не у себя на родине.

Иван Марчук каждый год возвращается домой, в Украину и возвращение для него самая большая радость. Когда-то, уезжая всего на пару дней, он печалился и тосковал за домом. Теперь отъезды растягиваются на полгода, а то и на больше. И как же невыносимо и остро хочется вернуться домой, потому что, как известно, больше всего дом любится на расстоянии. Сам процесс - прощание - расставание - возвращение - содержит в себе много символики и особого смысла, подтекста. «Ну неужели ты не понимаешь, что возвращение домой - это возвращение домой. Тут не найти слов». Он лаконичен и в этом есть частица его сущности, составляющее звено его неповторимой и уникальной личности.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме