НЕФОРМАЛЬНЫЙ ЮБИЛЕЙ

Поделиться
Майский Харьков радует взор не только ярким контрастом зеленой листвы и голубого неба с белыми кр...

Майский Харьков радует взор не только ярким контрастом зеленой листвы и голубого неба с белыми кружевами облаков, красочными цветочными клумбами в центре города, но и пестротой театрально-концертных афиш, украшающих городские заборы. Куда только подевались округлые формы старых афишных тумб! Информационное поле сегодняшнего дня настолько насыщенно и разнообразно, что в нем легко потеряться: среди музыкальных и театральных фестивалей, восточных учителей и просто рекламных объявлений легко не заметить действительно интересующего. Именно так чуть не случилось со спектаклем творческой мастерской Новый театр «Прости меня, мой сынок», анонс к которому висел даже не на заборе, а в стеклянной витрине Дома актеров им. Леся Сердюка.

Харьковский Дом актера не первый год предоставляет свою сцену неформальным театральным объединениям, зрители охотно заполняют маленький уютный зал, несмотря на отсутствие нормальной рекламы. У Нового театра (художественный руководитель засл. артист Украины Павел Кучин) своя публика, разделяющая творческие поиски маленького коллектива. Среди тех, кто собрался в один из последних майских дней на спектакле, поставленном по поэме Т.Шевченко «Наймичка», были не только завсегдатаи, поклонники Нового театра, но и сугубо профессиональная театральная публика. Они пришли поздравить актрису Валентину Юрченко, игравшую в этот вечер бабу Настю, с 50-летием. Так что это был не просто спектакль, а, говоря старым театральным языком, — бенефис.

В наше время понятие «бенефисный спектакль» в значительной степени изменилось, утратило свой предметно-денежный эквивалент. Но его праздничное содержание, когда зритель идет в театр на актера, осталось. В этот вечер в Доме актера были цветы, звучали поздравления, но в то же время не проходило чувство досадной грусти, недоумения. Валентина Юрченко, отдавшая практически всю свою творческую жизнь Харьковскому театру юного зрителя, праздновала свой юбилей в новом творческом коллективе — дружественном, но не родном.

Расставание актера с театром во все времена было проблематичным и нередко болезненным явлением; наряду с неизбежной кадровой текучкой, вызванной самыми разными причинами, отношения актер — театр строятся по принципам, близким к отношениям в одной семье, особенно если речь идет о первом театре, о первой сцене, о коллективе, в котором начиналась творческая жизнь. Валентина Юрченко пришла в Харьковский ТЮЗ студенткой третьего курса театрального института и сразу же заняла положение одной из ведущих травести — актрис, играющих девочек и мальчиков. Ее открытая улыбка, ее особая подкупающая искренность заставляли юных зрителей сопереживать ее героиням с особой силой, и такой же открытой, эмоционально подвижной актриса осталась и сегодня. Для травести всегда существует серьезная проблема — момент возрастного перехода на другие роли, когда может произойти внутренний слом, вызванный необходимостью духовного роста. Этот процесс сродни реальному переходу от детского инфантилизма к состоянию зрелости, ответственности за свои поступки, поэтому смена театрального амплуа — не просто перемена некоторого количества масок, но и проверка на профессиональную состоятельность. Для Валентины Юрченко эта перемена прошла, как кажется, очень просто, естественно, ее бабка Настя такая же искренняя, открытая, какими были все ее юные героини.

Тема искренности в искусстве возникает, видимо, не случайно: наше время, необыкновенно эмоционально и информационно насыщенное, почти не оставляет места для тишины и раздумий, необходимых каждой человеческой душе. Экономическая нестабильность вынуждает выживать, а не жить, порождает духовную нечуткость. Спектакль Павла Кучина заставляет зрителя посмотреть внутрь себя, пережить вместе с героями Шевченко свои внутренние боли. Сценическое решение спектакля просто, доходчиво, лишено авангардной усложненности, и это позволяет доходить великой шевченковской поэзии до сердца каждого сидящего в зале.

Когда закрылся занавес, было много аплодисментов, цветов, поздравлений. Праздник состоялся. Для актерской профессии не существует возраста, не бывает бывших артистов, само внутреннее содержание этой профессии требует непрерывности творческого процесса. Прекрасно, что неформальные театральные объединения такую возможность актерам предоставляют, собирают под своим кровом таланты, от которых по тем или иным причинам отказываются государственные театры. Когда-нибудь социальная, экономическая нестабильность пройдет и актеры всех возрастов снова получат возможность жить и умирать на сцене. Разве они хотят так уж много?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме