Небо над Берлином. Кулинария и политика задавали тон на одном из крупнейших кинофорумов

Поделиться
Итоги 57го международного кинофестиваля уже известны. «Золотой медведь» достался китайскому филь...

Итоги 57го международного кинофестиваля уже известны. «Золотой медведь» достался китайскому фильму «Замужество Туйи» Ван Цюаньаня, а «Серебряным медведем» поощрили целый актерский состав картины «Ложное искушение» режиссера Роберта Де Ниро, пригласившего в свою ленту Мэтта Дэймона, Анжелину Джоли, Алека Болдуина.

Между годом свиньи и рейнским карнавалом протекал в этот раз берлинский кинофестиваль, на Берлинале съехалось около 20 тысяч кинодеятелей, аккредитовалось 4 тысячи журналистов и было показано около 400 фильмов. После массы кардинальных структурных новшеств последних лет в фестивале-гиганте больших изменений не произошло. По словам руководителя Берлинале, человека с веселой фамилией Косслик, на смену новшествам пришло время внутреннего роста. Визуальной яркости Берлинале в этом году неожиданно придала раскрутка знаменитого американского журнала «Vanity Fair». А рекламные щиты «Ярмарки тщеславия» поддержали имидж фестиваля. Празднование китайского Нового года на Берлинале началось с вручения «Золотого медведя» китайскому фильму «Замужество Туйи» Ван Цюаньаня. Фильм повествует о монгольской женщине, выхаживающей своего больного мужа и пытающейся поставить на ноги детей. Решение жюри удивило многих. Впрочем, удивительные решения берлинальского жюри стали уже доброй традицией.

Темы прошлого года — секс, футбол, политика — эту, казалось бы, непреходящую триаду заменили в этом году девизом «Пей, ешь, смотри фильмы». Целая программа была посвящена... еде в кино. И лучшие шеф-повара Берлина соревновались с режиссерами. Дорис Дорье даже сняла фильм «Как приготовить свою жизнь». Но тема не удержалась, и на полуголодном Берлинале политика победила еду.

Берлинале давно заявил о своей особой позиции — поддерживать малоизвестное, политически ангажированное, географически экзотическое кино. Именно так демонстрируют устроители фестиваля свое отношение к чудовищному прошлому Германии и ответственность за судьбу мира нынешнего. Этот подход привлекал больших и малых деятелей кинопроцесса из Голливуда и «другой» Америки, как некоммерческое авторское кино и всякий «неформат», так и киноиндустрию Китая и Индии. Но в этом году политическая позиция, не подкрепленная эстетической, резко сказалась на качестве конкурсной программы. Именно конкурс определяет статус Берлинале среди мировых кинофорумов.

В конкурсе участвовало всего два немецких фильма — крепко сделанные «Фальшивомонетчики» Штефана Рузовицкого и психологическая драма «Йелла» Кристиана Петцольда. Теперь уже никто не скажет, что «Берлинале протежирует своих». Ведь в этом году отборочная комиссия постыдно отклонила от участия в конкурсе как «слишком коммерческий» немецкий фильм о сотруднике Штази «Жизнь других». Эта картина уже признана лучшим европейским фильмом и ждет своего «Оскара». Зато французы представили четыре фильма. Фестиваль открывался «Воробушком» Оливера Даана («La Mome») о судьбе Эдит Пиаф (в главной роли — Марион Котийяр, известная по фильму «Такси»), а закрывался роскошным, но слегка кичевым фильмом «Ангел» Франсуа Озона (проект создан в Англии с английскими актерами). Жак Риветт показал костюмированную драму по Бальзаку «Не тронь топор», а Анре Тешине снял очень путаный фильм «Свидетели».

Голливуд был представлен берлинальским любимцем Клинтом Иствудом с исторической драмой «Письма из Иводзимы» (вне конкурса). Стивен Содерберг показал «Хорошего немца» (Джорж Клуни, Кейт Бланшетт) — о Берлине 1945-го. Это красивое черно-белое кино — эстетическое упражнение по мотивам «Касабланки» Майкла Кертиса. Наивность этого американского фильма просто ошеломительна как для постсоветского зрителя, так и для изощренной в военной и послевоенной проблематике немецкой публики. Роберт Де Ниро явился как режиссер с «Добрым пастырем» («Ложное искушение»), и актерский состав (Мэтт Дэймон, Анжелина Джоли, Алек Болдуин) его фильма получил «Серебряного медведя». «Ирина Пальм» — один из самых сильных фильмов конкурса —вообще остался без призов. Марианна Фэйтфул, известнейшая английская актриса и рок-певица, сыграла благонравную бабушку, которая решается идти в бордель проституткой, чтобы оплатить больничные счета маленького внука. Этот фильм — продолжение новой английской «неполиткорректной» волны («Девушки календаря»). А Марианна Фэйтфул — совершенно неофициально признана самой благородной женщиной фестиваля.

«Серебряный медведь» за режиссуру достался израильтянину Йозефу Седару за фильм «Бофорт» — сильная работа об израильско-ливанской войне, но все же не очень убедительный призер. Единственная премия, не вызвавшая споров, досталась корейцу Пак Чан Вуку за стилистическое новаторство в фильме «Я киборг, но это нормально» («I am cyborg but that ok»). Отличная, хотя и чуть затянутая картина о срастании мира людей и мира машин, о девочке, что подпитывает себя батарейками и дружит с автоматами. Пациенты корейской психушки — как будто последние люди на земле. У них есть страхи и мечты, страсти и искушения. А их врачи — эти нормальные люди — машины, действующие по инструкции.

Единственный восточноевропейский фильм конкурса — работа классика чешской новой волны Иржи Менцеля. «Я обслуживал короля Англии» снят по одноименной книге Богуслава Грабаля, замечательному роману об официанте-авантюристе в эпоху страшных тоталитарных режимов.

В политическом кино — визитной карточке Берлинале — в последние несколько лет наблюдается новый жанр — политический кич или даже политпорно. Политические темы используются неумело и некорректно для получения какого-то сомнительного бонуса, и они, как правило, целям гуманизма не служат. Фильм «Приграничный город» Грегори Нава повествует об американской журналистке (Дженифер Лопес), расследующей убийства сотен мексиканских девушек, работающих на фабриках американо-мексиканского пограничья. Так она и бегает, сотрясая мощной грудью среди трупов изуродованных женщин, болтает о том о сем с изнасилованной девочкой, совершает другие добрые дела на пару с мексиканским журналистом (Бандерасом) — непозволительный и позорный кич. В фильме братьев Тавиани «Дом жаворонков» о геноциде армян, хоть и значительно более сильном, сцены пыток, убийств и изнасилования — тоже с «душком». Хорошо бы показать этот фильм в Турции по телевидению... Не исключено, что он может вызвать такую же реакцию населения, как когда-то фильм о Холокосте, показанный в Германии. Но для многих просвещенных и сочувствующих зрителей экспонирование насилия и его эстетизация — лишь порождение нового насилия. Всем известно, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями.

Качественное политическое кино было представлено в рамках Панорамы и Форума. В Панораме — несколько фильмов возрожденного американского индепендент, целый ряд фильмов о государстве, терроризирующем своих граждан, о проблеме тотальной слежки и шпионажа (китайский «Глаз в небе»).

Одним из козырей Берлинале всегда был интерес к Восточной Европе. В этом году — после громких российских премьер прошлых лет — российское кино представлено скудно, украинского нет вовсе, как и польского, всегда обильно представленного в Берлине. В специальной программе царил «Дневной дозор», прозванный в кулуарах «Дневным позором», полюбившегося здесь Тимура Бекмамбетова. В Панораме показан «Прощай, южный город!» Олега Сафаралиева и фильм Марии Яцковой «Мисс ГУЛАГ» — о женской тюрьме, затерянной в Сибири, в которой проводится конкурс красоты. Впрочем, фильм выпущен в США. Документальный фильм Владимира Иванова «Москва. Гордость. 06. Moscow Gay Pride festival» — еще один политический киноосколок. Это неумело склеенный материал на тему о состоянии прав человека в России, о срастании властей с фашизоидными структурами и православным кликушеством — тема, заслуживающая более аккуратного обращения. В коротком метре детской программы — замечательный мультфильм «Жихарка» Олега Ужинова. Целый ряд российских фильмов представлен в ретроспективе, в этом году посвященной женщинам немого кино. Так, была показана восстановленная копия «Гамлета» в его первоначальном, цветном варианте, где Аста Нильсен играет Гамлета. Сергей Эйзенштейн с красным стягом в «Броненосце Потемкине» — лишь краткий эпизод экспериментирования с цветом той поры. В «Гамлете» под разные эпизоды подложены разные цвета — символизирующие «настроение», а одна сцена раскрашена полностью. Из российского немого кино — «Третья Мещанская» Абрама Роома и «Сумерки женской души» и «Дитя большого города» Евгения Бауэра и «Ваша знакомая» Кулешова. Кроме того, российско-советская проблематика присутствует и в других фильмах. Рон Халлоуэй, удостоенный в этом году приза берлинальской камеры, был представлен фильмом о Параджанове, в Панораме прошел голландский фильм о внуке Сталина, а в специальной программе — венгерско-британский фильм «Дети славы» о знаменитом «кровавом» матче по водному поло между советской и венгерской сборными в 1956 году. Без Чехова не обошлось: в рамках Форума прошел фильм «Нахмиттаг» — оригинальное прочтение чеховской «Чайки», где действие разворачивается между Потсдамом и Берлином.

Фестиваль этого года чествовал уже состарившегося Артура Пенна, автора легендарного «Бонни и Клайд», посвятил 25-летию со дня смерти Фассбиндера полный 15-часовой показ его фильма «Берлин. Александер-плац» и отметил особыми призами фильмы-дебюты.

Берлинале покорны все возрасты. И не только потому, что детская программа фестиваля отметила 30-ю годовщину. И не потому, что она каждый год спускала планку, а дойдя до нулевой отметки (кино для младенцев?) стала называться «Поколение». В этом году на Берлинале был открыт детский сад, расположившийся в знаменитой берлинской картинной галерее. Пока взрослые знакомились с новинками экрана на ярмарке кинотщеславия, дети в сопровождении нянек разгуливали где-то между Босхом и Рембрандтом и думали о вечном.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме