Итоги 57го международного кинофестиваля уже известны. «Золотой медведь» достался китайскому фильму «Замужество Туйи» Ван Цюаньаня, а «Серебряным медведем» поощрили целый актерский состав картины «Ложное искушение» режиссера Роберта Де Ниро, пригласившего в свою ленту Мэтта Дэймона, Анжелину Джоли, Алека Болдуина.
Между годом свиньи и рейнским карнавалом протекал в этот раз берлинский кинофестиваль, на Берлинале съехалось около 20 тысяч кинодеятелей, аккредитовалось 4 тысячи журналистов и было показано около 400 фильмов. После массы кардинальных структурных новшеств последних лет в фестивале-гиганте больших изменений не произошло. По словам руководителя Берлинале, человека с веселой фамилией Косслик, на смену новшествам пришло время внутреннего роста. Визуальной яркости Берлинале в этом году неожиданно придала раскрутка знаменитого американского журнала «Vanity Fair». А рекламные щиты «Ярмарки тщеславия» поддержали имидж фестиваля. Празднование китайского Нового года на Берлинале началось с вручения «Золотого медведя» китайскому фильму «Замужество Туйи» Ван Цюаньаня. Фильм повествует о монгольской женщине, выхаживающей своего больного мужа и пытающейся поставить на ноги детей. Решение жюри удивило многих. Впрочем, удивительные решения берлинальского жюри стали уже доброй традицией.
Темы прошлого года — секс, футбол, политика — эту, казалось бы, непреходящую триаду заменили в этом году девизом «Пей, ешь, смотри фильмы». Целая программа была посвящена... еде в кино. И лучшие шеф-повара Берлина соревновались с режиссерами. Дорис Дорье даже сняла фильм «Как приготовить свою жизнь». Но тема не удержалась, и на полуголодном Берлинале политика победила еду.
Берлинале давно заявил о своей особой позиции — поддерживать малоизвестное, политически ангажированное, географически экзотическое кино. Именно так демонстрируют устроители фестиваля свое отношение к чудовищному прошлому Германии и ответственность за судьбу мира нынешнего. Этот подход привлекал больших и малых деятелей кинопроцесса из Голливуда и «другой» Америки, как некоммерческое авторское кино и всякий «неформат», так и киноиндустрию Китая и Индии. Но в этом году политическая позиция, не подкрепленная эстетической, резко сказалась на качестве конкурсной программы. Именно конкурс определяет статус Берлинале среди мировых кинофорумов.
В конкурсе участвовало всего два немецких фильма — крепко сделанные «Фальшивомонетчики» Штефана Рузовицкого и психологическая драма «Йелла» Кристиана Петцольда. Теперь уже никто не скажет, что «Берлинале протежирует своих». Ведь в этом году отборочная комиссия постыдно отклонила от участия в конкурсе как «слишком коммерческий» немецкий фильм о сотруднике Штази «Жизнь других». Эта картина уже признана лучшим европейским фильмом и ждет своего «Оскара». Зато французы представили четыре фильма. Фестиваль открывался «Воробушком» Оливера Даана («La Mome») о судьбе Эдит Пиаф (в главной роли — Марион Котийяр, известная по фильму «Такси»), а закрывался роскошным, но слегка кичевым фильмом «Ангел» Франсуа Озона (проект создан в Англии с английскими актерами). Жак Риветт показал костюмированную драму по Бальзаку «Не тронь топор», а Анре Тешине снял очень путаный фильм «Свидетели».
Голливуд был представлен берлинальским любимцем Клинтом Иствудом с исторической драмой «Письма из Иводзимы» (вне конкурса). Стивен Содерберг показал «Хорошего немца» (Джорж Клуни, Кейт Бланшетт) — о Берлине 1945-го. Это красивое черно-белое кино — эстетическое упражнение по мотивам «Касабланки» Майкла Кертиса. Наивность этого американского фильма просто ошеломительна как для постсоветского зрителя, так и для изощренной в военной и послевоенной проблематике немецкой публики. Роберт Де Ниро явился как режиссер с «Добрым пастырем» («Ложное искушение»), и актерский состав (Мэтт Дэймон, Анжелина Джоли, Алек Болдуин) его фильма получил «Серебряного медведя». «Ирина Пальм» — один из самых сильных фильмов конкурса —вообще остался без призов. Марианна Фэйтфул, известнейшая английская актриса и рок-певица, сыграла благонравную бабушку, которая решается идти в бордель проституткой, чтобы оплатить больничные счета маленького внука. Этот фильм — продолжение новой английской «неполиткорректной» волны («Девушки календаря»). А Марианна Фэйтфул — совершенно неофициально признана самой благородной женщиной фестиваля.
«Серебряный медведь» за режиссуру достался израильтянину Йозефу Седару за фильм «Бофорт» — сильная работа об израильско-ливанской войне, но все же не очень убедительный призер. Единственная премия, не вызвавшая споров, досталась корейцу Пак Чан Вуку за стилистическое новаторство в фильме «Я киборг, но это нормально» («I am cyborg but that ok»). Отличная, хотя и чуть затянутая картина о срастании мира людей и мира машин, о девочке, что подпитывает себя батарейками и дружит с автоматами. Пациенты корейской психушки — как будто последние люди на земле. У них есть страхи и мечты, страсти и искушения. А их врачи — эти нормальные люди — машины, действующие по инструкции.
Единственный восточноевропейский фильм конкурса — работа классика чешской новой волны Иржи Менцеля. «Я обслуживал короля Англии» снят по одноименной книге Богуслава Грабаля, замечательному роману об официанте-авантюристе в эпоху страшных тоталитарных режимов.
В политическом кино — визитной карточке Берлинале — в последние несколько лет наблюдается новый жанр — политический кич или даже политпорно. Политические темы используются неумело и некорректно для получения какого-то сомнительного бонуса, и они, как правило, целям гуманизма не служат. Фильм «Приграничный город» Грегори Нава повествует об американской журналистке (Дженифер Лопес), расследующей убийства сотен мексиканских девушек, работающих на фабриках американо-мексиканского пограничья. Так она и бегает, сотрясая мощной грудью среди трупов изуродованных женщин, болтает о том о сем с изнасилованной девочкой, совершает другие добрые дела на пару с мексиканским журналистом (Бандерасом) — непозволительный и позорный кич. В фильме братьев Тавиани «Дом жаворонков» о геноциде армян, хоть и значительно более сильном, сцены пыток, убийств и изнасилования — тоже с «душком». Хорошо бы показать этот фильм в Турции по телевидению... Не исключено, что он может вызвать такую же реакцию населения, как когда-то фильм о Холокосте, показанный в Германии. Но для многих просвещенных и сочувствующих зрителей экспонирование насилия и его эстетизация — лишь порождение нового насилия. Всем известно, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями.
Качественное политическое кино было представлено в рамках Панорамы и Форума. В Панораме — несколько фильмов возрожденного американского индепендент, целый ряд фильмов о государстве, терроризирующем своих граждан, о проблеме тотальной слежки и шпионажа (китайский «Глаз в небе»).
Одним из козырей Берлинале всегда был интерес к Восточной Европе. В этом году — после громких российских премьер прошлых лет — российское кино представлено скудно, украинского нет вовсе, как и польского, всегда обильно представленного в Берлине. В специальной программе царил «Дневной дозор», прозванный в кулуарах «Дневным позором», полюбившегося здесь Тимура Бекмамбетова. В Панораме показан «Прощай, южный город!» Олега Сафаралиева и фильм Марии Яцковой «Мисс ГУЛАГ» — о женской тюрьме, затерянной в Сибири, в которой проводится конкурс красоты. Впрочем, фильм выпущен в США. Документальный фильм Владимира Иванова «Москва. Гордость. 06. Moscow Gay Pride festival» — еще один политический киноосколок. Это неумело склеенный материал на тему о состоянии прав человека в России, о срастании властей с фашизоидными структурами и православным кликушеством — тема, заслуживающая более аккуратного обращения. В коротком метре детской программы — замечательный мультфильм «Жихарка» Олега Ужинова. Целый ряд российских фильмов представлен в ретроспективе, в этом году посвященной женщинам немого кино. Так, была показана восстановленная копия «Гамлета» в его первоначальном, цветном варианте, где Аста Нильсен играет Гамлета. Сергей Эйзенштейн с красным стягом в «Броненосце Потемкине» — лишь краткий эпизод экспериментирования с цветом той поры. В «Гамлете» под разные эпизоды подложены разные цвета — символизирующие «настроение», а одна сцена раскрашена полностью. Из российского немого кино — «Третья Мещанская» Абрама Роома и «Сумерки женской души» и «Дитя большого города» Евгения Бауэра и «Ваша знакомая» Кулешова. Кроме того, российско-советская проблематика присутствует и в других фильмах. Рон Халлоуэй, удостоенный в этом году приза берлинальской камеры, был представлен фильмом о Параджанове, в Панораме прошел голландский фильм о внуке Сталина, а в специальной программе — венгерско-британский фильм «Дети славы» о знаменитом «кровавом» матче по водному поло между советской и венгерской сборными в 1956 году. Без Чехова не обошлось: в рамках Форума прошел фильм «Нахмиттаг» — оригинальное прочтение чеховской «Чайки», где действие разворачивается между Потсдамом и Берлином.
Фестиваль этого года чествовал уже состарившегося Артура Пенна, автора легендарного «Бонни и Клайд», посвятил 25-летию со дня смерти Фассбиндера полный 15-часовой показ его фильма «Берлин. Александер-плац» и отметил особыми призами фильмы-дебюты.
Берлинале покорны все возрасты. И не только потому, что детская программа фестиваля отметила 30-ю годовщину. И не потому, что она каждый год спускала планку, а дойдя до нулевой отметки (кино для младенцев?) стала называться «Поколение». В этом году на Берлинале был открыт детский сад, расположившийся в знаменитой берлинской картинной галерее. Пока взрослые знакомились с новинками экрана на ярмарке кинотщеславия, дети в сопровождении нянек разгуливали где-то между Босхом и Рембрандтом и думали о вечном.