НЕ ТОЛЬКО ЗВОНУ, ЧТО В ЗВЕНИГОРОДЕ

Поделиться
Над Стыром, помнящим монголо-татар и литовских князей Любартов, поставил в караул древние башни Старый Луческ...

Над Стыром, помнящим монголо-татар и литовских князей Любартов, поставил в караул древние башни Старый Луческ. Веками они стояли в величественном молчании, как бы готовясь к набату. И вот снова забилось их могучее сердце. Это голосом веков отозвалась Владычья башня Луцкого замка. Здесь усердием и силами работников историко-культурного заповедника впервые в Украине устроена музыкальная звоница и выставка «Колокола: история и современность».

«На территории!», - ответили мне в дирекции историко-культурного заповедника, которая разместилась в небольшом старинном особняке Старого города, где в начале века проживала великая украинская поэтесса Леся Украинка. Территория составляет 43 гектара, но я быстро нашел директора заповедника на раскопках фундамента церкви Иоанна Богослова, на месте которого в недалеком будущем должен поднять ввысь свои купола новый храм.

И вот мы сидим с ним в рабочем кабинете, который скорее напоминает монашескую келию с узкими окнами-амбразурами, украшенными старинной кованой решеткой. Именно он стоял у истоков создания историко-культурного заповедника.

Время, как историческая категория, определяется людьми. Помочь же людям объяснить мир может только то, что останется, то, в чем обобщена историческая правда не только десятилетий, но и тысячелетий.

Директор заповедника - Рабан Тарас Вениаминович - один из тех, кто объясняет людям историю мира сего.

- Тарас Вениаминович, колокола - это история. Что вам известно из этой истории?

- Колокола были известны людям еще с седых времен. На протяжении всей истории человечества они имели самое разное назначение. Отсюда и их название: благовестник, набашный, вичевой, похоронный, праздничный и другие. Но лишь с возникновением и приходом на Русь христианства колокола крепко входят в церковную жизнь, созывая христиан на богослужение. История колокололитейного искусства, в частности на Волыни, имеет давние корни и традиции. Колокола упоминаются в летописях XIII века в связи с деятельностью галицкого князя Данила Романовича и волынского князя Владимира Васильковича. В 1258 году Данило построил город Холм (нынешний Хелм. - П.Р.), поставил там церковь и выделил для нее несколько колоколов «...и колоколы принеса ис Кыева, другие же ту солье…»

В 1288 году князь Владимир Василькович для построенной им в г.Любомле Волынского княжества церкви дал необыкновенные колокола «полия же и колоколы, дивны слышанием, таких же не бысть во всей земли…»

Колокололитейное искусство на Волынской земле быстро развивается в XIV-XVI веках. К сожалению, из отлитых в те времена колоколов к нам дошли только единицы.

- Что вы можете рассказать о колоколах тех времен?

- До XVII века волынские колокола имели скромный декор. В нижней части колокола преобладали небольшие текстовые фразы и орнаменты растительного характера на его плечах. С XVIII века декор обогащается, характеризуется более богатым оформлением в виде цветов и виноградной лозы, с клеймами и рельефными изображениями святых.

- Как создавалась выставка «Колокола: история и современность»? Откуда и из каких источников она пополнялась?

- Люди старшего поколения хорошо помнят, какое страшное гонение на церковь и религию в целом было в пятидесятых-восьмидесятых годах. Все отрицалось на очень низком и примитивном уровне. Сельскому учетчику, который с гордостью носил партийный билет, «сильными мира сего» давалось указание снять крест с закрытой церкви и колокола, если такие имелись. В награду на «день Великого Октября» он получал премию в виде кирзовых сапог или почетной грамоты.

В закрытых церквях снимались дорогие иконы и вывозились в большинстве своем в неизвестном направлении. Колокола закапывали, бросали на свалки металлолома, увозили на предприятия «Вторцветмета».

Первые семь колоколов были изъяты у грабителей церковной утвари, которые процветали в те же годы безнаказанно. Ворованные колокола продавались в храмы, еще на то время действующие. Сбор колоколов начался в 1979 году. Сотрудники исторического заповедника ездили по селам и собирали оставшиеся колокола через сельские советы, оставляя владельцам соответствующие документы на хранение. Многие из колоколов были возвращены приходам-владельцам по требованиям сельских прихожан уже в постсоветское время.

Хорошо помню случай, когда работники заповедника нашли колокол весом 270 кг отлива XVIII века на свалке «Вторцветмета». Главный инженер этого предприятия - ортодоксальный атеист - потребовал взамен лом цветных металлов, эквивалентный весу колокола, что и было нами сделано.

Много колоколов передали религиозные общины. Часть из них были расколоты, непригодны для своего назначения. Ремонту они не подлежат, так как после этого нарушается мелодичность звука, утрачивается тембр, но они представляют для нас художественную и историческую ценность. Взамен мы им отливали колокола на современном литейном предприятии нашей области.

- Как известно, сбор колоколов завершался большим фестивалем колокольной музыки. Как вам удалось это сделать?

- В 1989 году мы зарегистрировали выставку колоколов в Московской ассоциации колокольного искусства. Эта ассоциация в своем абсолютном большинстве была представлена Россией. Мы были единственными представителями из Украины и остались единственными по сегодняшний день. В том же году, на второй день Пасхи мы провели первый фестиваль колокольной музыки. Кроме нас в нем участвовали представители Москвы, Урала - звонари и литейщики. Звонарями от Украины выступили музыканты церквей, монахи. Победителем стал послушник Милицкого монастыря, что на Волыни, отец Сергий.

Хочется отметить, что праздник проходил очень бурно, с огромным количеством зрителей и слушателей колокольной музыки. Но и не обошлось без огорчений. В передовице «Радянської Волині» было отмечено, что фестиваль прошел на низком уровне, не была выдержана высокая культура проведения этого мероприятия. А еще через несколько дней меня пригласили в идеологический отдел горкома партии, где молодой инструктор зачитал мне сразу два выговора по партийной и административной линии.

Начиная с 1989 года фестивали колокольного искусства проводятся каждый год.

По крутым ступенькам поднимаемся мы на Владычью башню, где представлено более шестидесяти колоколов и колокольчиков - от самого маленького «шаркуна» диаметром несколько сантиметров, который вешался на шею животному или под дугой коренного коня почтовой тройки, до самого большого здесь колокола, который весит 428 кг.

Среди этой чудесной коллекции привлекают внимание колокола, покрытые орнаментами высокого мастерства, колокола со старославянской вязью. В этой коллекции есть колокол, отлитый в 1930 году мастером Владимиром Магасом «…першій і одинокій українській фабриці дзвонів у Станіславі». Он очень богато декорирован, с фигурками по периметру колокола размещены надписи. Привлекает внимание - колокол с завода Оловянишникова (г.Ярославль), с удивительно богатым орнаментом, виноградной лозой украшен колокол завода Финлянского (г.Москва). Самый древний колокол на выставке отлитый в 1639 году, самый молодой - в 1939.

Есть на выставке колокола с пожарных частей начала XIX века, с железнодорожного вокзала, речного порта, почты и морского теплохода.

Техника литья колоколов развивалась тысячелетиями, постоянно усовершенствуясь. Но все же тайна мастеров была не во внешнем декоре колоколов, а в их звучании, которое зависело от составных частей сплава металла и их размеров.

Мы поднимемся выше. Самый верх Владычьей башни - звонница - сердце выставки колоколов. Здесь на писаных балках подвешены семнадцать колоколов со сплошным сплетением веревок.

В программе концерта в праздничные дни и каждое воскресенье в 12 часов звенят звоны: «Торжественный» - медленный, величавый; «Перезвон» - звон-сигнал, в котором берут участие все семнадцать колоколов; «Праздничный» - начинается ударами в большой колокол, в последствии с переплетением средних колоколов; и «Волынский» - эта композиция создана на приемах волынского звона. «Зазвонные» и «средние» колокола переливаются с «благовестом», создавая чудесный рисунок звона.

Каждое воскресенье оживают колокола над Старым городом. И плывут над Луческом голоса веков. Среди них - голос и нашего времени.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме