Не только бумага

11 февраля, 2011, 15:13 Распечатать Выпуск №5, 12 февраля-18 февраля

Юный родственник отметил свой переход в состояние тинейджера тем, что отдалился от родителей, углубился в собственные миры (в частности, компьютерные) и начал на удивление много читать.

© ZN.UA

Юный родственник отметил свой переход в состояние тинейджера тем, что отдалился от родителей, углубился в собственные миры (в частности, компьютерные) и начал на удивление много читать.

Ничего странного — вот разве что чтение... Впрочем, по зрелым размышлениям, и в этом нет ничего удивительного: подростку нужны приключения. Под эту потребность, собственно, и сочиняется так называемая подростковая литература, а также компьютерные игры и социальные сети с их ассортиментом «приключений» для тех, кто больше не играет «в индейцев» и тем более не отплывает на шхуне к неизвестному острову в поисках сокровищ. Телевидение и даже кино со своими коммерческими «штампами успеха» и линейными сюжетами зачастую не в состоянии удовлетворить жаждущий рисков и авантюр детский ум (исключения — фильмы, снятые по удачным литературным первоисточникам). Остаются книги и виртуальный компьютерный мир. Которые не столь далеки друг от друга, как может показаться человеку, выросшему с убеждением, что книга — это непременно сшивка бумаги.

Новые технологии, которые мы привычно обвиняем в том, что «дети перестали читать», могут расположить детей к чтению. Но вместе с тем меняют саму дефиницию чтения. Таково общее заключение из проведенного осенью прошлого года в США исследования Family&Kids Reading. Оно проводится ежегодно по заказу одного из крупнейших в мире издательств детской литературы Scholastic.

Так, дети очарованы современными гаджетами. Исследование это подтверждает: все меньше времени они уделяют чтению для удовольствия (reading for fun), то есть, кроме учебников и литературы, нужной для выполнения домашнего задания, и все больше времени тратят на мобильные телефоны и прочие гаджеты, общение в социальных сетях или за компьютерными играми. Впрочем, страдает не только чтение: из-за постоянного пребывания онлайн дети значительно меньше времени занимаются спортом и любыми другими видами физической активности, меньше времени общаются с семьей и друзьями. По крайней мере, так считает более трети опрошенных родителей.

Вместе с тем 57% детей в возрасте 9—17 лет ответили, что им было бы интересно читать электронные книги, причем треть опрошенных детей заявили, что читали бы больше, имей они доступ к электронным книгам. Так ответили и те, которые читают много (пять—семь дней в неделю) — 34%, и те, кто читает «средне» (один—четыре дня в неделю) — 36%, и читающие мало (меньше одного дня в неделю) — 27%.

Может, они просто мечтают о новой электронной «игрушке»? Пока это не известно, ведь только у 6% их родителей есть электронные устройства для чтения книг. Сегодня можно сделать вывод, что количество пользователей устройств и читателей электронных книг будет расти: свыше 16% опрошенных планируют приобрести устройство в течение следующего года, причем родители не против поделиться им со своими детьми (83% опрошенных). Вот тогда мы и узнаем, приведет это к увеличению количества читателей и времени, которое они проводят за чтением, или нет.

«Дать детям электронные книги — это способ увеличить количество детей-читателей и способ увеличить количество прочитанного ими. Мы знаем, что у нынешних детей проблемы с чтением, поэтому, если мы дадим им столь желанные устройства, это побудит их больше времени проводить за чтением», — говорит Френси Александер, одна из руководителей издательства Scholasctic, заказчика этого исследования.

Возможно, и в самом деле страница, которая моргает от нажатия кнопки, а не перелистывается со сладким шуршанием, именно то, что нужно «поколению экрана»? Впрочем, у электронного формата чтения есть еще одна особенность.

Свыше 84% опрошенных родителей соглашаются, что сейчас, благодаря Интернету, дети имеют значительно больший доступ к информации и хорошо знают, как ее получить. Кстати, приключения в информационном пространстве вызывают у них проблему критической оценки прочитанного. Это действительно проблема, ведь 39% детей согласились с утверждением «Вся информация в Интернете является правдивой». «Это ставит новые задачи перед родителями и учителями. Если почти половина детей верят всему, что находят в Интернете, то нужно думать, как развить критичность их мышления», — комментирует Френси Александер.

Более 70% американских родителей считают, что их детям следует читать больше, и дети с ними согласны. Однако выяснилось, что они немного иначе трактуют само понятие «чтение»: свыше четверти опрошенных детей считают, что это касается и чтения SMS или сообщений в чатах, но согласны с ними всего 15% родителей.

Вместе с тем, по крайней мере среди американских писателей, работающих для юной аудитории, обращение к электронным форматам превращается в нормальную практику. Это не только фрагменты произведений, которые с рекламными целями размещают в Интернете, не только ссылки в социальных сетях. Это, например, «электронное иллюстрирование» — размещение видеороликов к книге — или создание интернет-сообществ вокруг определенных тем, книг, авторов и их героев. Меняется также и облик бумажных книг, которые вместо привычных американскому глазу кавычек (или нашему — тире) в передаче диалогов все чаще предлагают диалоги в виде блоггинга, чата или SMS-переписки. То есть современные литературные герои-подростки общаются так же, как и их реальные читатели.

66% опрошенных детей заявили, что всегда будут читать бумажные книги, даже если у них будет собственное устройство для чтения электронных книг.

Какие выводы из этого исследования должны сделать украинские родители, учителя, библиотекари, издатели, наконец, сами дети?

Хотя мы чувствуем, что в Украине результаты были бы похожими, однако такое исследование нужно немедленно провести и у нас, по крайней мере, чтобы иметь подтверждение (или опровержение) неоднократно высказанных предположений относительно кризисной ситуации с чтением.

Также следует обратиться в OECD, которая раз в три года проводит широкомасштабные международные исследования умений и навыков учеников в чтении и понимании текста, математике и естественных науках. В последний раз такое исследование было проведено в 2009 году, следующее будет проводиться в 2012-м, поэтому следует поторопиться, чтобы не оказалось поздно для участия. Результаты исследования, скорее всего, окажутся для украинцев неутешительными, как это происходит практически с каждой страной, присоединяющейся к нему впервые. Впрочем, нужно пережить этот шок и сделать соответствующие выводы относительно реформирования системы образования, школьной программы, подходов к изучению предметов, и прежде всего — применения новых методик обучения чтению и критического анализа текстовой информации.

Все это должно в конце концов стать толчком к принятию Государственной программы поддержки чтения (или хотя бы пилотной региональной во Львове и Львовской области, как это обещали бывшие и обещают нынешние руководители). Эта программа должна быть принята немедленно, а не после ожидаемой стабилизации экономической и политической ситуации. Пока 50% опрошенных респондентов в США (в Украине этот процент может быть значительно ниже из-за отсутствия общественного внимания к нему) считают чтение важным, но этот процент неустанно будет снижаться, если не принять специальные меры, поскольку именно такова всемирная тенденция.

Ведь только от нас самих зависит, будут способствовать нам новые технологии в нашем личном развитии, в развитии наших детей, в достижении поставленных целей или же, наоборот, будут мешать.

Отборочный этап конкурса детского чтения проводится с 1 по 20 февраля во всех детских и сельских библиотеках Украины. Принять участие в конкурсе могут все желающие в возрасте 12—13 лет (6—7 класс). Конкурс проводит ГО «Форум издателей», Национальная библиотека Украины для детей, Украинская библиотечная ассоциация, Ассоциация издателей и книгораспространителей.

Больше информации о конкурсе на сайте www.bookforum.com.ua

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно