Настраиваясь заново. Новая власть — новое кино?

Поделиться
Довольно апатичное в последние годы кинематографическое сообщество взбудоражено: во главе государства встал человек, любящий и ценящий кино...

Довольно апатичное в последние годы кинематографическое сообщество взбудоражено: во главе государства встал человек, любящий и ценящий кино. Виктор Ющенко еще в бытность премьером демонстрировал свои симпатии, внезапно появляясь то на премьере украинского фильма, то на кинофестивале «Молодость»… Или же решая вопрос о рекордном для Украины объеме финансирования картины Юрия Ильенко «Молитва за гетмана Мазепу». Вообразить нечто подобное в случае с Леонидом Кучмой практически невозможно: за десять лет правления он возник перед кинематографистами лишь однажды — на праздновании 100-летия кино. Пообещал агромаднейшую сумму на финансирование, впоследствии оказавшуюся блефом. Да еще разок заехал на киностудию к довженковцам и даже посмотрел материал одного фильма. Его автор божился потом, что собственными глазами видел: гарант прослезился. Наверное, так потряс его сам факт существования кино в родимых палестинах.

Виктор Янукович тоже не внушал особых надежд. Правда, в сентябре минувшего года он посетил родину Александра Довженко, город Сосницу, в дни, когда отмечали юбилей великого режиссера. Однако запомнился лишь тем, что обратился к собравшимся со словами «Шановні кінематографи!». Уж если гипотетическому президенту незнакомо само слово «кинематографисты» (слово «ну типа культура» мы от него не услышали тоже), любой разговор будет тщетным. И вот теперь все мы в ожидании перемен…

А не поздно ли спохватились, спросите вы? Некоторые считают, что украинский кинематограф — и как искусство, и как промышленная отрасль — почил в бозе и никакие припарки ему не помогут. «Так ничего же нет!» — удивленно восклицала журналистка, пару дней назад бравшая у меня интервью. Ну, были когда-то Довженко с Параджановым, кто-то там еще присутствовал, но сейчас-то что?

Похоже, сам Леонид Данилович очень удивился бы, если узнал, что кино в Украине еще существует. Так много сделано для того, чтобы оно исчезло: еще немного, еще чуть-чуть… Как, к примеру, финансировалось фильмопроизводство в Украине? В 1996 году госбюджетом предусматривалось три с половиной миллиона гривен — выделили 2,37 (или 67,8 %). В 98-м, при правительстве председателя Федерации футбола Валерия Пустовойтенко, планировали почти пять миллионов, а получилось почему-то 1,36 (27,2% !). И правда, не футбол же, столь любимый массами и самим главковерхом! Помните, в те времена, на волне успехов киевского «Динамо», возникла шальная идея о футболе как носителе национальной идеи? Шевченко проталкивает гол во вражеские ворота, и встык сразу показывают гаранта нашего всего. Идея? Еще какая! Правда, Андрюху потом продали в Италию, и с проталкиванием идей дела уже не складывались столь лучезарно. Начали частенько проигрывать, в итоге футбол отполз на уровень выразителя региональной донецкой идеи, хотя и тут не сложилось. Бывает.

Идем дальше. 2000 год: планировали в бюджете на кинематограф 16,5 миллиона — и практически все дали (95,5%). Кто был тогда руководителем правительства? Вы угадали — Виктор Ющенко. Вот откуда народная кинематографическая любовь к его персоне. К сожалению, преемник, премьер Анатолий Кинах оказался книгочеем, и только: его правительство в 2001—2002 годах облагодетельствовало кино лишь на 66,0 и 34,7% (ганьба!). И это при ерундовых планировавшихся цифрах. Наконец, правительство Януковича в 2003-м повторило подвиг Ющенко со товарищи — 95,7%!, или же 18 миллионов гривен. Чтобы затем, в 2004-м, позорно опустить планку до 59,7%. Из 19,5 миллиона кинематограф получил только 11,6. И это при блестящих характеристиках наполняемости бюджета и прочих бахвальствах.

Задавать вопрос о том, куда подевались денежки, как-то даже неловко — и так понятно. Хитрость состояла в том, что большую часть бюджетной суммы Минкультуры и киностудиям почему-то надлежало получить в последние три месяца. А что у нас происходило в те самые месяцы? То-то же. Ищите ответ в «билмордах» и прочих материальных выражениях любви госаппарата к своему назначенцу. Например, рекламные ролики — не кино, что ли? Это я так, к слову, — оно, может, в другие славные дела оборотилось. Все же хотелось бы в этом деле обещанной прозрачности: куда пошли наши кинематографические денежки? Верю, потратились на хорошее. Но все же…

Уж как Янукович и новообразовавшийся борец за светлое народное будущее Нестор Шуфрич рыдали над попранными правами простых людей — сердце разрывалось. Только как-то все у них получалось в привязке к выборам — дальше их слезы не текли. А вот то, к примеру, что в итоге столь хитрой бюджетной политики работники Национальной киностудии имени Александра Довженко уже месяц сидят без зарплаты (и ее не обещают до конца первого квартала!) — тема для шуфричей совершенно неинтересная. Как неинтересна им сама культура. И только ли эта госпрограмма недофинансирована вследствие тотального оттока денежек на то, чтобы Януковича нельзя было «выдавить» из власти?

Да, кинематограф это, увы и ах, не только ценный художественный труд, но и промышленность. Сработать на станке, которому исполнилось полвека, нечто современное тяжеловато. Если иметь в виду, конечно, технологические параметры. Разговор об обновлении идет не первый год. Вот обновим, и радикально, весь технический базис киностудии имени Довженко — и начнется цветущая жизнь. Сначала грозились в 2003-м. Но что-то там, наверху, недовинтилось. Ничего, есть 2004-й: нате вам 16 миллионов родных гривен и покупайте новейшее оборудование, обновляйтесь и штурмуйте «Оскары» и «Пальмовые ветви». Однако снова попали в какую-то финансовую пробку: фактически выделено 7,6 миллиона. Где остальные? Это вы меня спрашиваете?

Итак, в прошедшем сезоне на кинопроизводство потрачено 11,6 миллиона бюджетных гривен. Хотите знать, сколько в России? Только не вздрагивайте: 62,1 миллиона долларов, что эквивалентно 335,3 миллиона гривен. А всего на кинематограф — 558,4 млн. (если в гривнях). На 2005 год россияне поставили в бюджет следующие цифры: 391,0 млн. на кинопроизводство и 719,8 млн. (в переводе на гривны) на весь кинематограф — то есть на техническое переоснащение киностудий и кинотеатров и другие потребности (в том числе по развитию архивно-музейного дела). Сравнивать с объемами финансирования кино в США (пусть и не государственного) мы не будем: у нас ведь своя гордость.

Да, конечно, и госбюджеты у наших стран разные. Но не до такой же степени! Впрочем, я вовсе не агитирую за госбюджетное финансирование фильмопроизводства, за то, чтобы государство держало нас «на игле». Я просто констатирую: в последние десять лет украинские «високопосадовці» плевать хотели на отечественный кинематограф. Хотели и плевали! Хотя мы, кинематографисты, все реже просили денег. Речь, как правило, шла о другом: наведите порядок, установите правила игры, которые позволили бы развиться продюсерской системе и не зависеть от бюджетного финансирования.

Пару лет назад казалось: дело пошло. Верховная Рада после длительных проволочек приняла Закон «Про загальнодержавну програму розвитку національної кіноіндустрії на 2003—2007 роки». В нем предусмотрено поэтапное реформирование материально-технической базы киностудий и переход на современные технологии производства и показа фильмов. Как выполняется закон в этом пункте, я уже показал выше: с большим скрипом. Киностудия имени Довженко за последний год начала понемногу преображаться, однако сейчас практически полная остановка. К тому же многие кинематографисты требуют отставки генерального директора студии Виктора Приходько — реформы болезненно ударили по многим, к тому же не всегда учитывался человеческий фактор. Люди искусства, как и положено, обладают повышенной, обостренной чувствительностью. А еще многих терзает смутное подозрение в том, что Довженковскую студию, несмотря на ее национальный статус, хотят захапать люди, моральный кодекс которых умещается на купюрах зеленоватого оттенка. Должен предупредить: если нечто подобное случится — заработает кинематографический майдан. Циничный расчет, грязное торгашество, глумливое отношение к культурным святыням больше не пройдут. Хочется надеяться, новая власть будет на нашей стороне.

В любом случае материально-технический базис нужно менять: без этого киностудии обречены. В названном выше законе о развитии киноиндустрии предусматривалось и поэтапное увеличение объемов финансирования кинопроизводства. Согласно узаконенной схеме, департамент кинематографии представил правительству свои предложения о включении в госбюджет на 2005 год суммы в 54 миллиона гривен (то бишь 10 млн. долларов). Ее скостили до все той же цифры в двадцать миллионов. Оно понятно — закон не дышло. Тем более, если речь идет о каком-то кино. Но для чего в таком случае принимаются законы в нашей стране?

Сейчас инициированы парламентские слушания, посвященные кинематографу. Они должны состояться 23 февраля. В частности, будет рассмотрен и вопрос о возможном вычленении отрасли из системы Минкультуры. Разумеется, не в том виде, в каком существовало Госкино УССР. Нужны новые, современные подходы, которые бы расковали кинематограф, освободили бы его от «бюджетной иглы». Однако об этом — в следующей статье…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме