Napster: ОТСРОЧКА ПРИГОВОРА ИЛИ ПОБЕДА?

Поделиться
Завершился очередной раунд судебной битвы между RIAA (Ассоциация записывающей индустрии Америки) и...

Завершился очередной раунд судебной битвы между RIAA (Ассоциация записывающей индустрии Америки) и Napster — фирмой, предоставляющей наиболее массовый на сегодняшний день сервис по обмену музыкой (и уже не только музыкой). На первый взгляд все «остались при своих»: Napster, хоть и получил от окружного суда приказ закрыть сервис, вовремя успел отвоевать право продолжить работу до завершения разбирательства в федеральном апелляционном суде; RIAA одержала «победу» в тяжбе и тем самым как бы подтвердила обоснованность своих претензий, а публика получила свой заряд адреналина и возможность громко повозмущаться или поддержать (кому что больше нравится — демократия!) ту из сторон, которая сумела завоевать большее паблисити.

Но так кажется только на первый взгляд. Если завершившийся в недалеком прошлом процесс RIAA—MP3.com привел к практически «сухой» победе Индустрии — владельцы «сетевого магнитофона» теперь вынуждены платить по полтора цента за каждое сохранение любым клиентом MP3.com музыкального трека и по трети цента за каждое прослушивание, то в ситуации с Napster дело обстоит значительно хуже для поборников взимания платы за каждое движение покупателя. Во-первых, небывалый накал страстей придал проблеме широчайшую огласку: сегодня, наверное, не найдется ни одного любителя музыки, не слышавшего о «замученном акулами капитализма бесплатном сервисе», да и прямых клиентов на сегодняшний день у него стало уже больше 20 миллионов (сравните с 1244 пользователями на момент подачи иска). Во-вторых, на волне популярности появились открытые его аналоги, как самостоятельные (например, Gnutella — полный функциональный аналог Napster, только работающий без серверов, соответственно, без технической возможности его закрыть), так и совместимые с Napster, как, например, OpenNap — сервер, доступный любому желающему и могущий быть размещенным в любой точке мира, естественно, вне юрисдикции кого бы то ни было, пытающегося его закрыть. Вместе с еще одним бесплатным продуктом, названным Napigator (комбинация из Napster и Navigator), «умеющим» искать работающие серверы в Сети, система бесплатного обмена файлами (не обязательно музыкальными: с технической точки зрения, музыка, фильмы, книги, компьютерные программы — это некие «куски информации») становится «непотопляемой» даже в случае окончательного и бесповоротного закрытия Napster.

Идея «пошла в массы», и даже попытки «вернуть» Napster в русло коммерции (онлайновая музыкальная компания EMusic уже ведет переговоры с Napster о сотрудничестве, в частности, в составлении списков возможных клиентов с учетом их музыкальных вкусов) уже не смогут противопоставить ничего существенного привычке нескольких миллионов пользователей Сети бесплатно обмениваться всем, что им нравится. Решение окружного суда о закрытии Napster привело практически только к росту популярности подобных сервисов: сайт Napster занял 19-е место в мировой «табели о рангах» по посещаемости, обошев даже всемирно известный онлайн-магазин Amazon, а его коллеги были вынуждены даже на несколько часов прекратить предоставление услуг из-за необходимости срочно поднять мощность оборудования. Так, Scour Exchange (еще один сервер, обеспечивающий обмен музыкой и фильмами) при обычном уровне притока новых пользователей в 300—800 человек в неделю столкнулся с 10 тысячами «неофитов» в один только день. За час после объявления решения суда о предстоящем закрытии Napster на серверы AOL, распространяющие распределенную поисковую систему Gnutella, обратилось более 30 тысяч желающих получить этот пакет.

Джинн из бутылки уже выпущен, и RIAA прекрасно понимает, что даже если ей и удастся совладать с централизованными сервисами типа Napster, распределенные их аналоги обеспечат им не меньше головной боли, но, по словам генерального консула RIAA Кери Шермана, «мы хотя бы не будем наблюдать новые клоны Сетевых компаний, строящихся на воровстве авторских прав». То есть — вопрос о пресечении свободного распространения музыки и других объектов авторского права уже не ставится, борьба идет только за то, чтобы на этом распространении нельзя было заработать. Что ж, наверное, это тоже в какой-то степени утешение, и, возможно, оно тоже имеет право на жизнь, хотя и сильно смахивает на известный принцип собаки на сене, или по-украински — «і сам не гам, і другому не дам»…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме