На студию Довженко — бульдозер! И срочно открыть в стране сценарные курсы», — заявил создатель «Штольни», который сегодня работает над новым проектом с соратницей Тарантино.

25 февраля, 2011, 14:10 Распечатать

Как снять в Украине «независимое» кино? Над этим вопросом не один год бьется молодой кинорежиссер Любомир Кобыльчук-Левицкий, создатель довольно нашумевшего украинского триллера «Штольня».

© Кинорежиссер Любомир Кобыльчук-Левицкий

Как снять в Украине «независимое» кино? Над этим вопросом не один год бьется молодой кинорежиссер Любомир Кобыльчук-Левицкий, создатель довольно нашумевшего украинского триллера «Штольня». Сейчас он работает над action-проектом Smash, в который вовлечена даже художница Екатерина Охотникова, голливудская соратница Квентина Тарантино.

Как рассказал ZN.UA сам Любомир, его «Штольня» собрала в украинском прокате 125 тыс. долл. (было запущено 35 копий). А одна из немецких компаний купила эту ленту для распространения в других странах. Хотя «Штольня», как известно, снималась едва ли не за копейки (бюджет равнялся стоимости двух музыкальных клипов): не было денег не то что на звезд, даже на профессиональных актеров.

— На самом деле такие фильмы-хорроры, как «Штольня», во всем мире покупаются пакетами, — говорит Любомир. — Еще хорошо всегда и всюду востребованы дистрибьюторами комедии. Правда, меня один голливудский представитель предостерег: «Даже не думай делать какую-то украинскую комедию на большой мир, вас все равно не поймут!» И вообще, как я понял, не этого жанра ожидают от Украины. От нас ожидают чернухи… И очень это обидно. Вот поэтому еще два года назад начал производство фильма «Ломбард». Говорят, мол, здесь у вас криминал, коррупция, так вот и делайте кино «про это».

И мне захотелось сделать «про это», но не страшное и не со слезами. А наоборот, с юмором. То есть снять некий комедийный боевик для аудитории, которая обожает фильмы Гая Ричи («Карты, деньги, два ствола», «Большой куш»). Эта история «адаптирована» под наш менталитет. Но… Когда мы отсняли 50% картины, в конце 2008-го грянул кризис. Проект заморожен. За два года у меня было больше 180 встреч с инвесторами! Но… Украинский контингент инвесторов не готов вкладывать деньги в отечественное кино…

…Вот сейчас уже государство выделило деньги на проект о Параджанове… Кинопортрет классика. Уважаю классика. Но сегодня есть и другие задачи… Нам нужны фильмы и о таких героях, как Довбуш, на которых можно воспитывать нацию и формировать мировоззрение молодежи. И это отнюдь не артхаус, не
поэтическое кино.

— Как вы думаете, какой жанр сегодня наиболее востребован в кинопрокате — с прицелом на украинское кино?

— Самая большая проблема — сломать убеждение украинцев о том, что свой продукт — плохой. А это можно сделать только путем практики. То есть снять не один, не два фильма, а 20—30. Пусть это будут недорогие картины, каждая с бюджетом не по миллиону долларов, а по 300 тысяч. И пусть с десяток режиссеров снимает такое кино. Поверьте, среди них все же пару фильмов будут очень хорошими. Тогда люди перестанут обращать внимание на «национальность» кино — русское, польское, немецкое, украинское, — а просто будут приходить на талантливый фильм.

Сейчас непонятно, какое кино нужно снимать в Украине. Все равно публика идет на голливудский блокбастер. А с Голливудом соревноваться бессмысленно.

Хотя с другой стороны, люди хотят видеть на экране и своих героев, и родные места.

Еще большая проблема со сценариями. Никто не учит этому ремеслу. Если у кого-то и есть желание писать, то не знают как. Представьте, я сам четыре года потратил на техническое изучение формата сценариев.

— Свой новый фильм — «Вдребезги» — вы снимаете тоже собственными силами.

— Меня в этом деле поддержал мой друг Андрей Селиванов. У него есть свой продакшн. Решили начать с малого — написать синопсис полнометражного фильма. Потом на базе этой истории создать короткометражку, которая должна быть законченным, готовым продуктом. Дальше делаете бизнес-план проекта и подаете его продюсеру: мол, у меня есть синопсис, бизнес-план и готовая отснятая работа. Это должно сработать. Потому что намного больше доверия к режиссеру, продюсеру, сценаристу, если что-то сделано. Люди видят, что вы не просто болтаете. В Голливуде много примеров, когда молодые режиссеры именно так делали кино. Например, хоррор «Пила»: парни из Австралии прислали на «фабрику грез» короткометражку, а через две недели им позвонили из Голливуда. Это работает! Почему бы украинцам не попробовать так же?

— Как вы определили жанр нового фильма?

— В России на днях закончились съемки ленты с таким же названием, поэтому решили не путать людей. Назовем свой фильм, как и задумывали изначально, — Smash. Это слово можно перевести по-разному: «в щепки», «вдребезги», «ломать», «кидать». Ведь и мечты наших героев разбиваются вдребезги.

У Чехова есть повесть «Бумажник». Наша история на базе «Бумажника» — о трех гастролерах, которые нашли бумажник, но потом не смогли поделить деньги. В результате… они поубивали друг друга. А перед этим клялись в преданности. В нашей истории — четыре героя, две сумки денег и… жадность.

Съемки короткометражки закончились, полным ходом идет монтаж. Думаю, где-то в средине апреля презентуем эту работу.

Хронометраж сегодняшнего Smash 25—30 минут. Это триллер, драма. А если о бюджете, то мы с Андреем Селивановым тоже хотим показать, что на самом деле не надо сумасшедших денег, чтобы снять достойный продукт.

Полнометражный же фильм Smash — это 95 минут. И концовка другая — не по Чехову…

— Каковы были особенности кастинга?

— Играет Виктория Токманенко (считаю ее будущей звездой), актеры Театра имени Ивана Франко: Павел Пискун, Дмитрий Рыбалевский, Юрий Розстальный, из Театра русской драмы — Женя Авдеенко, Женя Лунченко.

Съемки проходили в двух локациях — в комнате допроса и в одном кафе на Троещине. В этом кафе просидели шесть ночей…

— Достучитесь ли с этим фильмом до прокатчиков и дистрибьюторов?

— Задача — достучаться! Это же не простая короткометражка… У нас вся история прорисована в комиксах, и фильм будет с этого начинаться. Комиксы создавала художница Екатерина Охотникова, которая работает на Голливуд. Она была в составе создателей фильма Тарантино «Убить Билла». Уровень ее мастерства очень высок. Мы сотрудничали дистанционно — она на одном континенте, мы — на другом. Она весьма заинтересовалась и сделала эту работу в пять раз дешевле, нежели обычно бывает...

        

— Это правда, что еще в процессе работы над «Штольней» вам пришлось закладывать квартиру?

— Это сделал Леша Хорошко… Я планировал заложить земельный участок… Но обошлось. Хотя были на грани. Да и сейчас... Но отступать нет смысла. Столько сил потрачено…

— Вы не пытались предложить свои идеи студии имени Довженко? Или начальнику кинодепартамента Екатерине Копыловой?

— Студия Довженко — мертвая, она свое отжила. По-хорошему, туда нужно пригнать несколько бульдозеров, чтобы все разрушить и на этом месте построить новую хорошую студию. Пусть она тоже будет носить имя Александра Довженко. Но родится что-то человеческое! Ведь
XXI век на дворе!

— Знаю, что у вас была идея снять фильм «Тіні незабутих предків» с Дмитрием Ступкой (внуком Богдана Сильвестровича)…

— Я готов представить на рассмотрение кинодепартамента свой проект «Тіні незабутих предків». Американцы предлагают делать это кино в копродукции. От Украины нужно 60% финансирования, 40% готовы внести иностранцы. Будущий фильм не имеет ничего общего с классической лентой Параджанова. У меня — комикс, мистическая история. Я выделил в истории Коцюбинского другие пласты… Мистика там ого-го! Карпатская мифология очень богата, я в ней разбираюсь, потому что родом из Верховины. Пока работаю над сценарием.

— Представьте, что вам доверили пост руководителя киноотрасли Украины. Какие первые шаги вы бы сделали на этой должности?

— Первый шаг — открыть сценарные курсы. А дальше… Выделять небольшие средства на фильмы, но выдавать их многим людям. То есть за 1 млн. снимать по три-четыре фильма. А не два проекта за 10 миллионов. Это «прокачка» кинорынка. «Прокачка» продуктом. Нужно отбирать интересные сценарии и поощрять молодых. Сегодня у нас все ждут бюджета и думают, на что его потратить. А о результате не думает никто. Именно это нужно ломать.

— Не кажется ли вам, что российские сериалы портят украинских актеров?

— Талантливые актеры в Украине есть. Просто им редко доверяют серьезную работу в кино. Да, они снимаются в сериалах. А что делать? Думаю, что-то должно измениться в лучшую сторону, иначе страна будет терять таланты.

— А вы готовы уехать, если…

— Скажу честно, «на грани». Все мы люди. И силы иногда заканчиваются.

— Если ехать, то куда?

— Все дороги кинематографистов ведут на холмы с большими буквами. Но там нас никто не ждет! Да, приехать в Голливуд просто, достаточно лишь открыть визу и купить билет. Но что делать дальше? Ходить по студиям и предлагать себя? Да там миллионы таких! Главное в Голливуде — суметь чем-то удивить.

— Как вы считаете, режиссер должен быть морально ответственным за психологические аспекты фильма перед зрителями?

— Режиссер должен вести две линии. Одна из них важна для бизнеса. Это линия коммерческого кино. Но обязательно нужно параллельно снимать фильмы свои — «поучительные». И мы все уже понимаем, какие фильмы просто «развлекалово», а на каких можем чему-то научиться.

— А каковы ваши собственные кинопредпочтения?

— Из жанрового кино люблю триллеры. Нравятся также фильмы-катастрофы. Совсем недавно посмотрел ленту Тони Скотта «Неуправляемый». А пример режиссера — Стивен Спилберг… Как он удачно вынашивает идеи коммерческого и авторского кино! Он прекрасно понимает, для какой аудитории снимает. Причем его кино — не артхаус, а для широких масс. Именно такую грань и надо выдерживать. Путь к этому — через «попсу», через практику. С первого раза снять гениальный фильм — из области фантастики… Таких случаев — один на миллион.

— Вы смотрели нашумевший фильм «Счастье мое»?

— Еще нет. Сейчас смотрю фильмы из «оскаровского» расклада. «Оскар» — коммерческая премия, которая задает направление, тенденции. Уверен, победит «Социальная сеть». Это то, что модно... Ведь часть людей Голливуда замешаны в «мировом правительстве». А «Социальная сеть» — хороший инструмент в управлении массами.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно