НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ПЛОСКОСТЕЙ

Поделиться
Нынешняя ускоренность, динамичность, мобильность жизненных процессов, кажется, порождает ощущение хронической «расшатанности» универсума, его лихорадочности — явлений уже чуть ли не медицинских...

Нынешняя ускоренность, динамичность, мобильность жизненных процессов, кажется, порождает ощущение хронической «расшатанности» универсума, его лихорадочности — явлений уже чуть ли не медицинских. Такое состояние умов и эмоций уже бывало в истории на многочисленных сломах эпох. В эти периоды особо важны обращения к вечному, незыблемому, к прекрасному. Причем, заметим, важны именно в контексте всеобщей динамичности. Иначе среди «броуновского движения», порой даже хаоса, эти ценности покажутся пыльными исполинами, хотя и впечатляющими, но не трогающими душу и не влияющими на ход Истории...

...Они стояли лицом друг к другу. Четыре прекрасных хора в Трапезной церкви Киево-Печерской лавры. Звучали фрагменты Божественной литургии и Всенощной, праздничные пасхальные песнопения и обыденные монастырские напевы. Начинался Пятый хоровой фестиваль «Золотоверхий Киев».

Первый концерт хор-феста назывался «Хоровые антифоны». Название здесь говорит само за себя — в храме звучит «противогласие», воплощается в звуки пространственная идея противостояния горизонталей, вертикалей, объемности, перспективы... И участники этого противостояния — хоровые коллективы Киева.

Сама идея хоровых антифонов вынашивается директором и художественным руководителем фестиваля Николаем Гобдычем давно и реализуется не впервые. Но именно сейчас, как нам кажется, состоялась совершенная, сверхценная ее реализация. Мало отметить «восторг охватил присутствующих», «это звучало великолепно». Слова эти лишь в энный раз повторяют джентльменский набор газетно-репортерских штампов, в котором подчас меняются, как кажется, лишь имена композиторов и исполнителей.

Дело в другом. Любое событие, выходя за рамки «акции», попадает в разряд явлений художественной истории. Преамбула к Пятому хор-фесту вынуждает к размышлению не об акционально-событийных, но о культурологических аспектах хорового фестиваля.

Тем, в принципе, и ценно любое культурное явление, что требует не «слова в защиту», не дифирамбов и непомерного славословия. Факт художественной истории требует прежде всего понимания и осмысления. Концерт в Лаврской Трапезной — именно такое явление.

Прежде всего следует сказать об идеальном подборе участников «Антифонов». Два смешанных камерных хора с востока и с запада — прозрачно-звонкий «Киев» и мягко-матовый «Хрещатик». Два однородных хора с севера и юга — медноголосая, яркая, насыщенная капелла имени Л.Ревуцкого и девичий хор НПУ имени М.Драгоманова, всегдашняя бесплотность, «ангельскость» которого на сей раз обогатилась грудными, женственными нотками. И это тоже звучало убедительно и ярко. Удивительно и парадоксально, но все вместе не просто суммировалось, складывалось в единое целое, как принято говорить. Нет, оно умножалось, приобретая особую смысловую и художественную емкость за счет возникающей синергетики. Гибкость и подвижность камерных хоров, легкость женского прочно устанавливались на фундамент крепкого мужского хора; веделевские колоратуры, терпкие созвучия современной хоровой музыки логично вырастали из традиционных обиходных напевов, символизируя преемственность и нерушимость традиции.

Акустика Трапезной церкви Киево-Печерской лавры особенная. В ней, как впрочем, и в любом барочном храме, как-то само собой получается, что пение доносится буквально отовсюду. Более того, музыка как бы пребывает в этом храме, заполняя его без остатка и одновременно приобретая его форму. Так было в свое время в Западной Европе — круглые купола итальянских соборов создали новые акустические эффекты реверберации, эха, усилили и обогатили звучание. Именно отсюда начались опыты венецианцев XVI века, заложивших основы чуть ли не всей европейской музыки нового времени. От них, кстати, и берет начало концертная хоровая (и не только) практика барокко.

Нечто подобное существовало также в овладении пространством славянского храма. Четырехугольный, чаще крестообразный в основе, он одновременно «смотрит» на четыре стороны света, он может быть храмом для всех, церковью для Бога и для людей. Он способен родить идею безначального, бесконечного, ощущение растворенности в вечности.

То же самое — и внутри. Можно только догадываться, сколь яркими и впечатляющими были праздничные партесные литургии с участием нескольких хоров (не случайно западноевропейский эквивалент носит имя «клолоссаль-стиль»). Можно только реконструировать ни с чем не сравнимое ощущение гордости, восторга, сопричастности, «соборности», если хотите, — и это было сделано в Трапезной церкви на «Антифонах» пятого «Золотоверхого Киева». Подобная диспозиция хоров в принципе отображает смысл Божественной литургии, а крестообразность пересечений звуковых масс воплощает символическую идею креста.

Если уж на то пошло, то антифоны вообще придумали не люди. Уж очень глобальна для обыденного человеческого разума эта идея — антифон как противостояние хоров в церкви, как одновременная физическая разобщенность участников службы и их прочная сакральная связанность. Сказано в литургике, что это чудо послано человеку с небес. Именно так воспевали хвалу Господу ангелы, состязаясь перед Его троном в прославлениях. Именно так это увидел святитель Игнатий Богоносец, ученик самого Иоанна Богослова. Так запечатлено слово Божие в Литургии (четверговый прокимен восьмого гласа: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их»).

И все же перед нами было не богослужение. Перед нами был концерт — действо, изначально понимаемое и как соревнование, и как согласие, как двуединство различного, как сочетание контрастного. Концерт, порожденный «эпохой великих антиномий» — барокко, концерт, воплощенный так ярко и так различно в Западной Европе и у нас, являл свое лицо.

Концертность развивалась на Западе и у нас по-разному, в принципе отражая два пути секуляризации культуры. Действительно, Западная Европа пошла по пути внешнего, экстенсивного развития. Устоявшейся системе церковных жанров она противопоставила жанры светские. Причем это противопоставление сохранило в обоих случаях важнейшие качества культурной традиции — образную возвышенность, апеллирование к духовным ценностям.

Восточноевропейская же, славянская культура, в которой процессы секуляризации профессионального музыкального искусства в силу исторических причин происходили преимущественно внутри самой церкви, шла по несколько иному пути. Не внешнее противопоставление жанров и целых сфер творчества — но их внутренняя трансформация: вот откуда проникновение идеи концертности, состязательности в церковную музыку, обогащение ее образности, тематики за счет сильной светской струи. Безусловно, сказанное только что — всего лишь схема, и, естественно, она многое упрощает и уплощает. Но главное, сущностное остается.

Крестообразно пересекались звуковые плоскости. Музыка, предназначенная для исполнения именно в храме (а не просто музыка на духовные тексты, как это часто бывает), несла на себе отпечаток замкнутого объема с его подчеркнутой выпуклостью линий, особым резонированием заключительных аккордов, отдающихся эхом в куполе (как эффектен и уместен здесь дирижерский жест Н.Гобдыча, словно отсылающий воображаемое звучащее тело вверх, в небеса). Создавалось живое и вибрирующее целое, особое энергетическое поле над головами слушателей. И не только над головами — оно буквально втягивало в себя всех: и потому-то так органична была «Многая лета» в конце «Антифонов», которую пели все.

...Пели все вместе. Сбывалось слово Первого антифона Божественной литургии Иоанна Златоуста — текст 102-го псалма Давидова: «Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его. Елико отстоят востоцы на запад, удалил есть от нас беззакония наша...».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме