НА ОСТРОВЕ СОКРОВИЩ ДАВИДА ЧЕРКАССКОГО

21 июня, 1996, 00:00 Распечатать

У каждого фестиваля - своя жизнь, свое время, свои реликвии и легенды. Талисманом «Бархатного сезон...

У каждого фестиваля - своя жизнь, свое время, свои реликвии и легенды. Талисманом «Бархатного сезона» вот уже четвертый год является бессменный председатель жюри - известнейший в Украине аниматор, или - режиссер-мультипликатор Давид Черкасский.

«Приключения капитана Врунгеля», «Остров сокровищ», «Доктор Айболит» и многие другие фильмы для детей и взрослых давно уже стали нашими, родными, - это уже как любимые бабушкины сказки, как первые детские книжки...

Мы встретились с Давидом Яновичем на пресс-конференции оргкомитета четвертого Международного фестиваля телепрограмм «Бархатный сезон-96».

- Я все думаю: у вас, наверное, в жизни достаточно забот и проблем. И вместо того чтобы просто поехать и отдохнуть, понежиться на солнышке, вы сидите в жюри в просмотровом зале с утра и до вечера...

- Я хочу сказать, что то, чем я занимался раньше, и сейчас - не работа, это - счастье, это - отдых - я имею в виду мультипликацию. Сейчас по заказу Кельнской студии мы делаем большую картину, рекламу - и это не труд, это отдых. А вот работа в жюри - это, честно говоря, тяжеловато. Но обычно собирается потрясающая компания - и пока на трех фестивалях - это был просто праздник! У нас свой мир, правда, мы «замкнуты». Все загорают, напиваются, а мы - наоборот: трезвые, но веселые. Хотя для членов жюри угощение бесплатное, но есть чувство ответственности - на нас смотрят тысячи глаз - поэтому мы сдержаны. Вообще, я так понимаю, Валерия и Владимир Иваненко пригласили меня для того, чтобы я создавал хорошую атмосферу в коллективе жюри: чтобы не было сложностей, чтобы все были веселы, чтобы все было гармонично. Ведь я гостеприимный «хозяин»: приезжают интересные, но сложные люди. На самом деле, я в ТВ менее авторитетен, чем профессионалы, работающие в этой области постоянно. И моя функция - «размягчить» их и сделать «монолитом». А дальше - все уже просто и весело. Через день - уже все остроумцы, все друг над другом смеются. Изысканный тонкий человек С.Бэлза, всегда смеющаяся К.Лучко, В.Быстряков - сами понимаете, «заводила», чудная Т.Цымбал - постепенно все «притирались» и было весело.

А отбирать программы уже просто - мы работаем по шестибалльной системе, и неталантливые картины сразу «отбрасывали». Рядом со мной сидел Р.Виктюк, он мне «Янович!» (Это значит - «прокручиваем»).

- Наверное, с такой личностью - не просто? У него - особенный взгляд...

- Нет, конечно! Он: «Оце - оставь, це - моє». Что вы! Даже если он ставил «2» - он не «выпадал».

- Давид Янович, в какой момент вы ощутили свою необходимость на фестивале «Бархатный сезон»?

- Особенно - первый фестиваль. Нас было немного, и тогда мне показалось, что мы - и Т.Цымбал, и В.Быстряков, и я - нужны, мы на своем месте. А вот сейчас я уже чувствую себя «талисманом».

Когда съезжаются очень серьезные люди, бывает неприятно в первый день. Все поглядывают - не знают, кто такой, почему... Я однажды пошел на такую уловку; попросил нашего директора - очаровательную женщину, представляя меня, сказать, что я - народный артист Украины. (Мне только недавно присвоили звание заслуженного деятеля искусств Украины). Приходилось «надуваться», что-то рассказывать, объяснять. Правда, как правило, перед фестивалем обычно по ОРТ показывают «Приключения капитана Врунгеля». И потом - уже веселье, тепло, шутки, разговоры.

Наш принцип - выделять молодых. На одном из первых фестивалей была серия программ одесситов, которой мы присудили первую премию. На первом фестивале мы не дали первой премии Д.Харитонову, хотя его программа была лучшей. Но кто-то сказал: «Не мог он это все снять»... Мы восстановили справедливость уже на Третьем фестивале «Бархатный сезон-95». Он ведь уже настоящий Мастер, и притом очаровательный человек.

- Как только удается все это снять?

- А вы знаете, сколько фильмов снял я? Наверное, по количеству это больше, чем у кого-нибудь из мультипликаторов бывшего СССР, 45 частей (это 450 мин.). В одной картине - одна-две части, а за год мы снимаем «в среднем» одну картину. В моей «Мистерии-Буфф» 5 частей, «Приключениях капитана Врунгеля» - 13 частей, потом я сделал «Доктора Айболита» - 7 частей, «Остров сокровищ» - 11 частей. Вот и набралось такое количество ... Если вы меня спросите, когда я все это делал, - не знаю. Вроде бы - все время веселились, выпивали, любили девушек - это не работа, это веселье!

- Поэтому и фильмы ваши все такие веселые.

- Да, идешь на работу с ощущением счастья! Это чувство не уходит, и не должно уйти.

- А как сейчас?

- Сложно. Для Кельнской студии я делаю картину «Шимански - самая сильная мышь на Диком Западе».У них принято картину сначала «продать», а потом уже делать. В Кельне есть продюсер, уже сделаны типажи, работа длится около полугода. После переговоров с несколькими американскими компаниями продюсер сообщил мне, что картина продана, договор заключен. Мы бы уже давно все сделали. Они хотят актеров записывать в США, будет американский композитор. Меня пригласили не потому, что я - лучший в мире, а потому, наверное, что самый дешевый. Но меня это не обижает. Главное - то, что мне нравится работать, ведь на нашей студии «Укранимафильм» сейчас никто не работает. А с этим заказом люди получат работу, все оживет, и может быть, студия «поднимется».

- Давид Янович, есть ли у вас такие замыслы, которые пока что неосуществимы?

- У меня снято полкартины, «Сумасшедшие макароны». Она задумана пять лет назад на студии «Славутич», я решил сделать это по принципу совмещения в кадре актеров и мультипликации. За четыре месяца мы сняли в Киеве и Ялте огромное количество материала. Заняты А.Джигарханян, С.Фарада, А.Филиппенко, Д.Германова, осталось только «врисовать» мультипликацию. Но она не пропадет.

- Это не будет повторением истории с «Шинелью» Ю.Норштейна?

- Это неважно! «Шинель» - это гениальная картина, и она состоится. Пусть она делается как угодно долго! Юра уже теряется под «столбом» своей гениальности.

- От чего зависит судьба вашей неоконченной картины?

- Нужно немножко денег - порядка 0 тыс. Моих немецких партнеров просто не интересуют наши актеры. Вот с российскими это было бы возможно.

- Может ли помочь в этой работе фестиваль «Бархатный сезон»?

- Нет,конечно.Здесь должны быть кинематографисты- профессионалы. А.Джигарханян предложил помощь, но у них тоже пока нет денег. А вообще-то деньги я найду.

- Будем ждать. Я верю, что это осуществится.

- Да, но тут уже и возраст «подпирает» - 64 года - не шутка. Уже, может быть, и ощущение не то. Правда, я недавно посмотрел фильм «Джузеппе Верди»...

- Который написал свои лучшие оперы в 70-летнем возрасте?

- «Отелло», по-моему, в 70 лет.

- А потом был еще и «Фальстаф».

- Я ведь иду по своей дороге и пользуюсь этими приемами много лет. Хотя и был первооткрывателем. Всю жизнь работаю с одним художником - Р.Сахалтуевым. Он - гений! Мы с ним сделали все 45 частей и ни разу не поссорились.

- Какая из картин для вас самая дорогая?

- Та, что пока еще не сделана, «Сумасшедшие макароны». Ее можно было бы сделать очень забавно.

- Давид Янович, как вам удается снимать фильмы, интересные всем в - и детям, и взрослым?

- Я не делаю картину «для кого-то», я делаю ее «для себя». Чтобы было интересно мне. Так я буду работать и с немецкими коллегами. Более того, по натуре я - лентяй: мне бы свободы, отдыха, полежать... Если бы наш директор студии Б.Астахнович не «давил», я бы ни одной картины не сделал. Хотя в процессе работы никто не знал до последнего момента, что получится.

Когда я работал над «Мистерией-Буфф» по В.Маяковскому, в плане было 3 части. Я записал актеров театра на Таганке, получилась шикарная фонограмма. Кроме того, пантомима, актеры - и результат - 0 частей. И вот, конец года, идет «сдача» - просмотр материала. Мне оставалось работы на полтора месяца. Но время было «то», когда за невыполнение плана вся студия лишалась премии. Руководство требовало закончить все картины. Я сдавал Б.Астахновичу 31 декабря неоконченную работу, все обрывалось четвертой частью. Он спрашивает, где финал? Я отвечаю - заканчиваем пятую часть. - Как?! В конце концов он фильм принял, а Госкино СССР - нет. Картина у меня на полке, а тогда это была настоящая революция: 70 год, актеры, «Таганка» - шум, крики, пластика...

- Есть ли у вас заветная «режиссерская» мечта?

- Поставить в театре оперетту - какую-нибудь классику, может быть, «Сильву». И в кино - тоже, это было бы очень гротескно. И, конечно, хочу закончить свои «Сумасшедшие макароны», с музыкальными мультипликационными номерами.

Что-то придумаем - должно быть весело!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно