На фоне Пушкина снимается семейство. Старшая дочь великого поэта получила пенсию… только в день своей смерти

Поделиться
На недавнем Севастопольском международном кинофоруме в рамках телевизионных и документальных проектов было представлено сразу пять фильмов, посвященных Александру Сергеевичу Пушкину...

На недавнем Севастопольском международном кинофоруме в рамках телевизионных и документальных проектов было представлено сразу пять фильмов, посвященных Александру Сергеевичу Пушкину. Идейный вдохновитель кинопушкинианы — Сергей Некрасов, директор Всероссийского музея им.А.С.Пушкина. Этот человек — без преувеличения, настоящий кладезь историй о тайнах пушкинского семейства. В интервью «ЗН» г-н Некрасов перелистал некоторые страницы судеб потомков великого поэта.

Потомки классика породнились с престолом

— Сергей Михайлович, пушкинское семейное древо, как известно, очень ветвисто. И в некоторых ваших фильмах довольно подробно исследуются эти ветви…

— Три из пяти фильмов, которые мы привезли в Севастополь, были сделаны еще на киностудии «Лентелефильм», которая до недавнего времени существовала на санкт-петербургском телевидении. Там мы и создали три часовых фильма, которые рассказывают о потомках Александра Сергеевича. Первый фильм называется «Машка, Сашка, Гришка, Наташка». Фильм посвящен детям Пушкина, их судьбе. Известно, что у поэта было два сына и две дочери. И судьба каждого (каждой) из них по-своему интересна. Его дети родились в 30-е годы XIX века, а уходили из жизни уже в начале ХХ века.

Например, его старший, любимый сын — рыжий Сашка — был храбрым офицером, героем Балканской войны 1877–78 годов. Как-то выйдя к обеду 1 августа 1914 года, он узнал о начале войны с Германией. Александр Александрович так расстроился, что даже отказался обедать, пошел к себе в кабинет и… прямо в этот день умер.

А Мария Александровна — старшая дочь Пушкина — пережила не только своего брата, но и очень многие бурные события начала ХХ века. Умерла она уже после октябрьской революции в 1919 году в Москве. Судьба у нее была трудная, потому что в наступившей новой ситуации она оказалась совершенно не подготовленной к жизни. Так вышло, что даже любимая прислуга ее обокрала, и она осталась без средств к существованию. Тогда Мария Александровна обратилась к Луначарскому с просьбой предоставить ей пособие. Вопрос этот решался очень долго, и в результате первую пенсию ей принесли… в день ее смерти. Поэтому все деньги ушли на похороны…

— Если ваш первый фильм о детях, то второй — о внуках Александра Сергеевича…

— Второй фильм посвящен не только внукам, но и правнукам Пушкина; лента называется «Бог в помощь вам, друзья мои». В этом фильме снимались правнуки поэта — Наталья Сергеевна Шепелева и Григорий Григорьевич Пушкин. Мало того, что Наталья Сергеевна — правнучка поэта, ее крестным отцом был ее же дедушка, то есть сын Александра Сергеевича. Она совсем недавно умерла. И это был единственный человек из наших современников, который помнил и хорошо знал всех детей Пушкина. Наталья Сергеевна еще при жизни неоднократно дарила нашему музею ценные вещи. Например, знаменитый коралловый браслет, который отец Пушкина — Сергей Львович — подарил Наталье Николаевне в день ее рождения. Когда я предложил ей принять участие в нашей картине, ей было уже 94 года. И она тогда категорически отказалась. Но тут произошло одно событие — в Россию приехала госпожа Клотильда фон Ринтелен. Она — ни больше ни меньше — правнучка Александра Сергеевича, живет в Германии. Впоследствии в Москве мы сняли их первую встречу, женщины быстро нашли общий язык, обе были довольны знакомством. Клотильда после этой встречи посылала г-же Шепелевой посылки и ухаживала за ней до самой смерти. Несколько раз даже останавливалась в ее маленькой двухкомнатной квартирке! Такая вот история… Именно об этом наш второй фильм — как во всем этом круговороте первой половины ХХ века выжили потомки Пушкина.

— Но вы привезли трилогию. Кого еще вам удалось найти?

— Мы-то планировали сделать один фильм, но по ходу съемок у нас набралось очень много материала, который мы снимали и в России, и в Англии, и во Франции, и в Бельгии... Третья серия проекта посвящена нашим современникам и называется «Мой прапрадед Пушкин».

Вообще получилась интересная история. Известно, что младшая дочь Пушкина — Наталья Александровна — наперекор матери в 17 лет вышла замуж за Михаила Дубельта — сына полковника, который в 1837 году разбирал бумаги поэта после его гибели. Брак этот оказался неудачным, несмотря на то, что у них родилось трое детей. Дубельт был игроком, влезал в большие карточные долги, а Наталья Александровна была женщиной очень эффектной и пользовалась успехом в свете. Он же ее жутко ревновал, дело порою доходило и до рукоприкладства. Поэтому они решили расстаться. И она оказалась в довольно сложном положении: без мужа, без средств к существованию — с тремя детьми на руках. Ее мать — Наталья Николаевна — очень огорчалась, что у дочери не складывалась судьба; говорила, дескать, что она ждет принца.

Но она и в самом деле дождалась! Потому что во время коронационных торжеств в Москве по поводу восшествия на престол Александра II с ней познакомился принц Николас фон Нассау. Между ними вспыхнула сильная страсть, и в итоге они поженились. Но так как Наталья Александровна не была королевских кровей, то старший брат мужа пожаловал ей титул графини фон Меренберг (по имени одного из имений в Германии). У них появились дети — внуки Пушкина. И представьте, они породнились с представителями царствующей династии Романовых! Внучка Пушкина, дочь Натальи Александровны — Софья Николаевна — вышла замуж за великого князя Михаила Михайловича, внука императора Николая I. А сын Натальи Александровны, внук Пушкина — Георг фон Меренберг — женился на дочери императора Александра II. Но император Александр III не признал этот брак. Они решили уехать и жить в Англии. И до сих пор их потомство живет там. А другая линия — фон Меренберг — связана уже с Германией. Конечно, нельзя сказать, что все эти люди оказались на Олимпе, но, бесспорно, они очень яркие и интересные личности. Поэтому не снять о них фильм было просто невозможно.

«Родом я нижайший из Африки»

— Кто заказывает и финансирует эти пушкинские проекты? Или же все зиждется на личной инициативе и энтузиазме...

— Когда еще существовало объединение «Лентелефильм», то режиссером и вдохновителем всех фильмов о Пушкине был Константин Артюхов. А потом при Всероссийском музее Пушкина мы решили создать свою видеостудию «Арион», где сняли несколько фильмов, деньги на которые приходилось доставать самыми разными, подчас прямо экзотическими способами.

— Наверное, эти, как вы говорите, «экзотические способы» и были в основе создания фильма «Странная жизнь Аннибала»?

— Да, вы правы. Этот фильм посвящен прадеду Александра Сергеевича Пушкина — Аврааму Петровичу Ганнибалу. Дело в том, что в середине 90-х в Париже профессор Сорбонны африканского происхождения Гнамманку выпустил книгу «Абрам Каннибал, черный прадед Пушкина». И она была необычайно интересна, поскольку там он собрал увлекательный материал, доказывающий, что прадед Пушкина Авраам Петрович Ганнибал написал: «Родом я нижайший из Африки, тамошнего знатного дворянства, из города Лагона, под которым у отца моего было еще три города на реке Лагонь». Все. В какой стране он родился — непонятно. Только ясно, что в Африке. И очень долго единственной версией происхождения Ганнибала была эфиопская версия, хотя никаких документов и доказательств нет.

Когда-то писатель Владимир Набоков, уже будучи в эмиграции, занимался этой темой. Он взял карту Африки конца XVII — начала XVIII века, посмотрел, как проходят границы государств, и увидел, что Эфиопия — это не то маленькое государство, которое есть сегодня на карте, а гигантская страна, занимающая полконтинента и достигающая берегов Атлантического океана. И там, где находится Атлантический океан, было написано — Эфиопское море. И вот он увидел, что в Эфиопское море впадает река Лагонь, и есть город Лагона недалеко от озера Чад. Но дальше писатель, к сожалению, не пошел. А Гнамманку начал эту тему раскручивать и привел ряд доказательств, из которых следует, что вся эта история происходила как раз на территории Северного Камеруна. Я написал сценарий под названием «В поисках земли Аннибала». Я отправился в посольство Камеруна, а это был канун 1999 года, и вся Москва была обклеена плакатами с изображениями Пушкина. Когда пришел к послу, то стал говорить о традиционной культуре, о великом поэте Пушкине, о том, что он имеет отношение к их стране. Посол вызвал атташе по культуре, и тот на своем языке быстренько рассказал ему, кто такой Пушкин. Они подумали и… согласились профинансировать африканскую экспедицию.

А тут я оказался в Париже и среди прочих знакомых встретил и князя Бориса Владимировича Голицына — якобы пра­правнука «Пиковой дамы», о которой писал Пушкин. Он пригласил меня пообедать, и я начал рассказывать ему эту историю, и он чуть на месте не подпрыгнул. Оказывается, что его единственная дочь познакомилась с археологом из Камеруна, вышла за него замуж и переехала жить в Африку. Мы решили, что пройдем по всем местам Ганнибала. А это Африка и Франция, где он учился. Но нам нужно было найти еще каких-то партнеров. И вот в Париже мы отыскали фирму, которая финансирует ленты, рассказывающие о судьбе деятелей Европы с африканским происхождением. Они согласились внести в это дело свою лепту. Так, за короткий срок, побывав в Эстонии, Африке, Франции, где жил Ганнибал, мы и засняли все эти места. Африканская часть фильма снималась на средства посольства Камеруна, французская — за счет компании. Таким образом нам удалось сделать фильм на 52 минуты «Странная жизнь Аннибала» (это фраза из Пушкина). За три недели африканских съемок мы получили уникальный материал. Например, интервью с султаном и со всеми его женами. А у него от каждой области должна быть своя жена. Выглядело это довольно экзотично: когда они все приходили — сначала шли в полный рост, а потом часть пути должны были проделывать буквально на четвереньках, чтоб подойти к султану. Так вышло, что наряду с основной версией мы значительно расширили колорит…

Как Гоголь с Пушкиным породнились

Сергей Некрасов
— И еще один пушкинский фильм, над которым вы недавно закончили работу…

— Его премьера состоялась как раз в Севастополе. Так вышло, что в 1993-м в Париже я познакомился с последним лицеистом, оставшимся в живых. Он окончил лицей в 1917 году. Ему было уже за 90, но тем не менее мы выпили на двоих бутылку вина, поднимали тост и «за лицей», и «за процветание лицеистов». В конце он достал листочек бумаги, на котором были написаны стихи лицеистов в эмиграции на 19 октября, и даже разрешил сделать копию этих стихотворений. Как ни странно, они никогда и нигде не печатались. Все знают, что лицей был открыт в 1811 году, и Пушкин был одним из первых его учеников. А в 1917 году лицей как элитное учреждение дворянской России стал никому не нужным. Более 600 лицеистов тогда вынуждены были эмигрировать. За сто лет существования лицея из его стен вышли многие знаменитости. И не только писатели, но и четыре министра иностранных дел, даже премьер-министр… Впоследствии больше всего лицеистов оказалось во Франции. Но случались и в Бельгии, Италии, Америке. И каждый год 19 октября они встречались и праздновали день лицея, писали стихи. Они их нигде не печатали, а хранили по домам. И когда все это оказалось в моих руках, я решил написать книгу. Это была моя 13 книга. Но тем не менее она оказалась счастливой, я ее назвал «Лицей после лицея». А потом подумал: почему бы не сделать об этом фильм? Мы объединили наши усилия со студией «Леннаучфильм» и Всероссийским музеем Пушкина. Картина начинается с монолога Екатерины Ильиничны Василиной, отец которой закончил лицей в 1899 году, то есть в год столетия Пушкина. Ей сейчас 90 лет.

— А Украина каким-то образом отобразилась в вашей кинопушкиниане?

— У вас есть прекрасный музей Пушкина и Чайковского в Каменке. А музей в Гурзуфе ценен самим зданием — это дом Ришелье, в котором останавливался поэт. Следующий наш фильм будет называться «Как породнились Пушкин с Гоголем» (или что-нибудь в этом духе). Хотели снимать в Яновщине под Полтавой. Оказывается, Александр Сергеевич Пушкин и Николай Васильевич Гоголь в лице их ближайших потомков вскоре стали родственниками! Племянник Гоголя, сын сестры Елизаветы Васильевны Николай Васильевич Куликов женился на внучке Александра Сергеевича. Они поселились в Яновщине и жили там до начала ХХ века. Их потомки Данилевские сохранили весьма редкие вещи Пушкина. В частности, его знаменитые золотые часы, которые он получил в подарок от императрицы Марии Федоровны. В 1837 году Жуковский остановил их на 14:45 — в час смерти поэта. Эти же часы он взял на память о Пушкине, а будучи в Германии подарил их Гоголю. Николай Васильевич, вернувшись к себе в имение, в свою очередь подарил их своей сестре Елизавете Васильевне. А она — своему сыну, который женился на внучке Пушкина. Таким образом часы вернулись в семью — уже пушкинско-гоголевскую. Их дочь — Софья Николаевна Данилевская — подарила часы музею. Через два года будет 200-летие Гоголя, поэтому мы уже начали работу.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме