НА ФЕСТИВАЛЬНОМ КОВЧЕГЕ — ОТ МОЦАРТА ДО СКОРИКА

13 октября, 1995, 00:00 Распечатать

Еще один «Киев мюзик фест» стал историей. Среди бушующей стихии ураганного ветра и ливня, угрожающего Киеву потопом, фестивальный ковчег собрал всех друзей и единомышленников и, заряженный их энергией, выстоял...

Еще один «Киев мюзик фест» стал историей. Среди бушующей стихии ураганного ветра и ливня, угрожающего Киеву потопом, фестивальный ковчег собрал всех друзей и единомышленников и, заряженный их энергией, выстоял. Несмотря на разверзшиеся хляби, холодный зал и всяческие проблемы, 30 сентября в Большом зале Национальной музыкальной академии появилась тень Моцарта, которая и сыграла эту чудесную роль «Ноя от музыки».

Конечно, у многих присутствующих в зале альма матер в тот вечер возникли вопросы. Почему именно Моцарт? В Украине жил его старший современник и коллега по Болонской филармонической академии Максим Березовский, 250-летний юбилей которого будет широко отмечаться в ближайшие дни. Впрочем, им и вдвоем было бы, наверное, не тесно в концерте-открытии фестиваля.

Главные идеи «Киев мюзик феста» - творчество и профессионализм. Известные всем, эти понятия материализуются на глазах, когда бываешь на фестивальных вечерах. И далее - вновь вопросы. Как в течение восьми дней сотворить 29 вечеров? Какие из функционирующих залов столицы достойны внимать волшебным звукам Баха и Вивальди, Генделя и Моцарта? Как публика и музыканты могут выдерживать концерт в трех отделениях при невероятном стечении публики в небольшом зале Дома ученых НАН Украины? Оказывается, именно в этом и есть та особая, волшебная сила искусства. Все становится возможным: и путешествия во времени в музыкальной ноосфере, и вдохновенная работа исполнителей в непривычных условиях. Удивляет уже не то, что все организовано и все работает, а то, что в программах «Киев мюзик феста-95» было, если не ошибаюсь, всего две замены!

Вызывает не просто восхищение, но - преклонение, эта преданность своему делу. Кто из мира прагматизма и конкретики поймет людей, работающих в течение недели безо всяких гарантий оплаты их ежедневного труда. А хотелось бы гарантий, особенно - для них, не умеющих за себя постоять и не имеющих иных источников дохода. Хотелось бы гарантий хотя бы от Министерства культуры Украины, которое значится в титуле «Киев мюзик феста».

В этом году участником и гостем форума был известный американский музыкант Эдвин Ландан. Его симфоническая новелла «Герой нашего времени» была исполнена оркестром Национальной радиокомпании Украины (художественный руководитель В.Сиренко). На вопрос, не было ли проблем с украинскими исполнителями, маэстро ответил, что просто физически ощущал особенный настрой оркестра, увлеченность людей и понял, что это - настоящие профессионалы. Престижность этой оценки в том, что Э.Ландан - музыкальный директор оркестра - он дирижировал многими оркестрами мирового уровня. По поводу объединения в программах фестиваля классической и современной музыки Э.Ландан заметил, что в свое время Гайдн играл для Эстергази только современную музыку. Поэтому сегодня не мешает воспринимать «старую» музыку как новую. Что и делала публика, которая предпочла классические концерты феста. Здесь были представлены исполнители экстра-класса: Сакае Сакакибара, Масахиро Саито (Япония), Алексей Кошванец (Россия), Вирко Балей (США), ведущие отечественные певцы, инструменталисты, коллективы.

Особая роль выпала на фесте на долю государственного ансамбля солистов «Киевская камерата» (художественный руководитель И.Карабиц, дирижер В.Матюхин). Пять программ с их участием - это уже мини-фест «Камераты» - от Баха до Крамба.

Вообще о многих наших исполнителях в связи с этим можно было бы говорить без лишнего пафоса, но в превосходной степени.

Традиционно в рамках «Киев мюзик феста» проводился композиторский конкурс. Его основали пять лет назад удивительные люди, американские издатели, Иванна и Марьян Коць. В этом году соревновались женщины. Среди 10 сочинений, представленных на суд жюри во главе с И.Карабицом, были особо отмечены пять. Третье место заняла А.Гаврилец - автор популярных песен и интересных камерных композиций. Специальными призами отмечены сочинения Ю.Гомельской (Одесса), Ж.Колобуд, Г.Овчаренко, Е.Леоновой (все - Киев).

На мой вопрос, ради чего этим занимается его семья, М.Коць ответил:

- Это очень просто: культура, ее развитие - о нем ведь никто не беспокоится... Люди заняты своими будничными проблемами. Но ведь есть иная сфера деятельности.

Я мечтаю о том, чтобы местные богатые люди стали меценатами и ощутили в этом потребность: человек живет творчеством - не только для своего кармана и даже не только для интеллекта. То, что каждый дает человечеству, - относится к культуре, а все остальное, для наживы - не оставляет после себя следа.

Этот человек отдает людям своей праотчизны, как, наверное, никто. Поддержка и финансирование конкурса, помощь больным людям, участие во множестве благотворительных акций.

Удивительно то, что нет среди спонсоров и меценатов «Киев мюзик феста-95» отечественных фирм и предприятий, банков и т.п. Думают ли они о будущем своих детей, о культуре державы?

Вернемся к фестивальной программе. Конечно, особый интерес был к премьерам. Если в недалеком прошлом первое исполнение сочинений украинских композиторов было делом почти обыденным, сегодня это - событие. И они были. Музыкально-хореографические вариации А.Козаренко «Дон Жуан из Коломыи» по произведениям Л.Захера-Мазоха - первое в этом ряду. Удивительный конгломерат из коломыек и прадавних национальных мотивов, на крепкой основе профессиональной школы плюс особая интеллигентность и прекрасный вкус - это музыка А.Козаренко. К ней можно относиться по-разному, но не заметить - нельзя.

По поводу премьер «Киев мюзик феста-95» - мнение председателя правления СКУ композитора Михаила Степаненко.

- Фестиваль стал настоящим праздником открытия новых талантов и первого исполнения произведений наших выдающихся современников. После того, как я услышал эти сочинения - Симфонию № 5 для кларнета и оркестра Е.Станковича, потрясающие хоровые произведения В.Сильвестрова в исполнении «Думки», удивительные миниатюры М.Скорика, в которых сочетаются украинский мелос и современные средства выразительности, - я понял, что композиторы такого уровня составили бы гордость любой национальной культуры. Думаю, немного в Европе талантов такого масштаба, убежден, они войдут в историю европейской культуры ХХ ст.

Глубокий анализ этих сочинений, впервые прозвучавших на «Киев мюзик фесте-95», - впереди. К этому списку можно добавить имена Л.Дычко, А.Костина, Л.Колодуба, А.Каннерштейна, В.Губы, Ю.Ищенко, представивших на суд публики свои новые сочинения.

Отдельной яркой страницей феста стали концерты джазовой музыки, открывшие имена Уильяма Олбрайта и Нила Крека - фортепиано, Хови Смита - саксофон (все - США), квартет Мишеля Порталя из Франции и два прекрасных вокальных коллектива из Украины: «Джаз-хорал» А.Гебеля (Кривой Рог) и «Гамма» М.Цигуткина (Днепропетровск). Замечательно то, что некогда «беспризорный» жанр - снова в центре внимания, его считают своим многие музыканты академического направления.

И наоборот, джазмен Хови Смит среди самых своих ярких впечатлений назвал музыку современных украинских композиторов. Не исключено, что в его репертуаре в будущем появится и пьеса, навеянная киевскими воспоминаниями...

Что не получилось у феста? На заключительном концерте его директор И.Карабиц признал, что, поскольку концертов было невероятное количество, не было возможности организовать запланированные «фест-академии». Пришлось публике и специалистам радоваться встречам со своими кумирами непосредственно в концертах.

Наверное, впервые после тех сумасшедших вечеров, когда студенты консерватории пробирались на выступления заезжих звезд через подвалы, чердаки и окна, подобный аншлаг был на концерте М.Порталя. Но радует и то, что не было возможности попасть в зал Дома ученых во время выступления лауреата Международного конкурса камерного оркестра Львовского высшего музыкального института им.Лысенко (художественные руководители А.Микитка и М.Скорик).

Предварительные итоги, как и опыт шести фестивалей, уже есть. Вот как сказал о них музыкальный продюсер «КМФ» Вирко Балей (США).

- Наш «шестилетний ребенок» уже пережил свои трудные, худшие времена. Теперь - все нормально. Фестиваль уже играет свою роль в украинской культуре. Поэтому с исторической точки зрения он очень важен: Украина существует и «КМФ» - есть.

Думаю, он пойдет в гору качественно, и не только в плане исполнительства, выбора музыки. Пора работать и над драматургией концертов, акустикой, светом, презентацией.

Фестивали имеют свою жизнь, эволюцию, и если пока преимущество на стороне украинской музыки, наверное, в будущем фестиваль станет более интернациональным.

Прощаясь с публикой «КМФ-95», его директор И.Карабиц благодарил всех, кто помогал и поддерживал общее «дитя». Приз за высокое исполнительское мастерство, учрежденный фирмой «RDM-Artist» (Р.Маць) присужден Запорожскому симфоническому оркестру (художественный руководитель В.Редя).

- Мы верим, что наше Министерство культуры, переживающее период трансформации и обретшее, наконец, главу, будет и в дальнейшем поддерживать «КМФ», как поддерживали его в этом году СКУ, Центрмузинформ, Французский культурный центр, «Американский Дом», Национальная музыкальная академия.

Счастливого плавания, «ковчег-фест»!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно