МЫСЛИ, НАРИСОВАННЫЕ ЗВУКОМ - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

МЫСЛИ, НАРИСОВАННЫЕ ЗВУКОМ

12 октября, 2001, 00:00 Распечатать

Пожалуй, нет более точного понятия, чем искренность, для того чтобы передать словами суть музыкального мира композитора Гии Канчели...

Пожалуй, нет более точного понятия, чем искренность, для того чтобы передать словами суть музыкального мира композитора Гии Канчели. Этот мир доступен каждому, и для всякого в нём найдётся что-то особенно близкое, личностное и очень человечное. Его музыка ассоциативна, временами даже визуально осязаема — наиболее выпукло в этом плане представляется масштабное и полнозвучное музыкальное полотно «Стикс». Произведение напоминает монументальную звуковую глыбу, причём впечатление создаётся не грохотом и треском, столь часто свойственными, к сожалению, современным композиторам, а замечательным сопоставлением тембра, колористики нюансировки и богатства штрихового разнообразия. Оркестр, хор, солист и , конечно же, дирижёр сливаются в единый живой организм, дышащий в унисон. Колоссальные насыщенные крещендо внезапно сменяются трепетными альтовыми соло — в руках Юрия Башмета инструмент пропевает каждую ноту, каждое звуковое микродвижение и вопросом повисает в воздухе… Контрастно скомпонованные звуковые пласты создают картину мерного течения реки-вечности, воды которой иногда вспениваются — но лишь для того, чтобы к финалу истаять до кристалльного дрожания струнных пиццикатных капель.

Удивительно и другое: то ли это гениальная созвучность пугающей реальности сегодняшнего дня, то ли обострённость мировосприятия большого художника, но совпадение премьеры столь символичного произведения, как «Стикс», с началом новой афганской войны выглядит не только не случайным, а и где-то мистическим. Партитуры Канчели представляют массу сложностей для исполнителей — в работе с этой музыкой требуется не только слаженность оркестра и предельная точность музыкантов по отношению к тексту, но и то подсознательное музыкантское предчувствие, вернее, предслышанье звука, которое превращает инструментальное столпотворение в выверенный механизм, верно и бережно направляемый чуткими руками замечательного дирижёра Льва Маркиза. Канчели, безусловно, тембральный волшебник — гобой Дмитрия Булгакова обретает целую палитру звуковых измерений : от саркастически насмешливых интонаций до нежного и тёплого лирического начала, проникающего в самые потаённые глубины души. Вообще, стилю Канчели свойственно колоссальное воздействие как на разум , так и на чувства. И в слиянии камерного струнного состава с роялем и гобоем по-настоящему ощущаешь себя « В гостях у детства », где есть место и недетски серьёзным размышлениям, и перекличке птичьих голосов, и рассеянному солнечному свету… Кому-то образная сфера композитора может показаться чрезмерно меланхоличной, даже пессимистичной, в особенности, если к этому добавить образ самого автора, неулыбчивого даже в шутке. Но в этой музыке есть глубочайшая индивидуальность, присутствие « оригинальной » ( в смысле «подлинной ») личности, и остаётся лишь погрузиться в поток чужого сознания, чтобы в нём обрести себя.

Музыкальная мысль Канчели облекается в ясные формы, не мудрствуя чрезмерно, — но верно подмечено, что гениальности свойственна простота. Диссонантные созвучия органично сочетаются с привычными уху предсказуемыми гармониями. Но нет звукового хаоса — выкристаллизовывается цельная и чёткая форма, лаконичная по содержанию и эмоционально напряжённая от первого звука и до последнего. Цветовая наполненность звука ощущается и в « Ночных молитвах », где саксофон Арно Борнкампа проявляется попеременно то в кантиленном звучании, то в отрывистых возгласах. Удивительно сильное тембральное воздействие на восприятие слушателя, от которого возникают полнокровные образы и ощущения… Эта музыка рождает мысли не путём шокирования слуха внешними «спецэффектами», а, напротив, — целенаправленным прониканием вглубь. И пускай без модной «новизны любыми средствами », но, еще раз повторю, с глубокой философичной искренностью открылось киевлянам творчество композитора Гии Канчели, сдержанного и истинно человечного в своей музыкальной многогранности.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно