Мыкола Лысенко в Новом Свете

7 декабря, 2012, 15:48 Распечатать Выпуск №45, 7 декабря-21 декабря

Американский этномузыколог знает все тайны об украинском композиторе

На IV Международном музыкальном конкурсе имени Мыколы Лысенко, недавно отзвучавшем в Киеве, одним из почетных гостей был Тарас Филенко — доктор философии и этномузыколог. Один из авторов книги «Світ Миколи Лисенка. Національна ідентичність, музика і політика України ХІХ — початку ХХ сторіччя». Это уникальное издание — плод соавторства с Тамарой Булат (матерью Тараса Филенко). В исследовании, очевидно, впервые представлена личность великого украинского композитора в широком культурном и международном контексте. Лысенко, другие выдающиеся деятели той эпохи (Остап Вересай, Кирилл Стеценко, Леся Украинка, Иван Франко, Мария Заньковецкая и прочие), украинская и международная культура — все это на страницах издания, впервые увидевшего свет не в Украине, а в Соединенных Штатах Америки. Тарас Филенко рассказал ZN.UA о книге, о композиторе, о…

— Какова история рождения, а потом и публикации вашей книги о Мыколе Витальевиче Лысенко

— Первое издание этой книги вышло на английском языке еще в 2006 году. Это было частное издание, поддержанное канадским музыкальным фондом. А украинский вариант поддержала уже американская сторона. 

Издание книги стоило довольно дорого. Сложность заключалась в том, что я хотел передать полную автентику. Ведь большая часть текста — воспоминания, первоисточники. 70% книги — контекст воспоминаний разных людей. Сама идея такого издания принадлежит еще Остапу Лысенко, сыну композитора. Моя мама работала с Остапом практически с университетской скамьи. Тогда не было ни музея Мыколы Лысенко, ни штата. Только одна комната на втором этаже консерватории, и в ней стоял рояль. А по правую сторону — большие «бачки», в которых находился архив композитора. 

Каким был сын композитора? Это был очень скромный человек, замечательный музыкант, историк-теоретик. Во время немецкой оккупации работал во Львове в институте имени Лысенко, и это слегка запятнало его репутацию. 

Книга о Мыколе Витальевиче была готова еще в 1986-м. Однако, учитывая некоторые идеологические обстоятельства, так и не вышла… 

— А когда книга вышла в США, вы почувствовали резонанс вокруг личности украинского композитора? 

— В Америке — колоссальный. В Канаде также. В США вообще таких глубоких и подробных изданий мало. Или же вообще нет. Почти 80% украинских англоязычных изданий имеют или политический подтекст, или написаны непрофессионалами. 

Наша книга не просто о личности композитора, в ней содержатся сведения о 500 уникальных персонах. Много интересных снимков, автографов. Есть также страницы, посвященные обучению композитора в Лейпциге, контактам за пределами Украины.

Лысенко всю жизнь отстаивал тему интернационализма — на очень высоком уровне. Одно из его любимых выражений — «З усім світом братаймося, катам в руки не даймося». Это было мотто его жизни.

Эпоха Лысенко — это эпоха сопротивления. Формирования идеи украинской национальной культуры. Консолидации гуманистических сил. Эти силы олицетворял и сам Лысенко. Ведь Мыкола Витальевич был общественным деятелем, хотя и не принадлежал к какой-либо партии. Его деятельность носила исключительно «политический» характер, но политический — на художественном уровне. 

Например, именно Лысенко вывел в мир бедного Остапа Вересая, исполнителя народных дум, исторических, бытовых, шутливых и сатирических песен, замечательного кобзаря… 

Я считаю, что Мыкола Витальевич вообще был первым этномузыкологом в мире, основателем указанного направления. Это новая область, которую развили американцы, голландцы, немцы. Представьте, когда я вышесказанный тезис представил на конгрессе в Кембридже, там сказали, что надо переписывать всю энциклопедию музыки. 

— Мыкола Лысенко учился в Лейпциге. Что бы вы сказали, собственно, об этой странице его жизни?

— Да, он учился в Лейпциге — у лучших преподавателей. Например, его преподавателем был известный на то время дирижер Карл Рейнеке. Тогда, в XIX веке, Германия считалась влиятельным центром развития культуры. 

Мыкола Витальевич запросто мог остаться в Германии и там преподавать. Но он посещает другие страны. И всюду налаживает творческие и деловые контакты. 

Это была эпоха открытости и внедрения украинской культуры во всемирный контекст. Практически все музыкальные акции Лысенко имели определенный общественно-политический уклон. Представьте, что на все концерты он должен был иметь разрешение от полицейского управления. А его музыкальные произведения печатались за рубежом в Лейпциге. 

Это колоссально, что такой человек был одержим столькими проектами… Литературно-артистическое общество, Филармоническое общество «Боян», Киевский украинский клуб… Летом 1878-го М.Лысенко принимал участие в археологической экспедиции на остров Хортица. Переправлялся через Днепровские пороги. Хотел ощутить их драматизм. И после этого написал произведение «Бьют пороги». Композитор должен был все почувствовать «на себе». В свое время Ференц Лист первым начал продавать билеты на концерты ради больших проектов. Именно Листу принадлежит идея создания бюста Людвига ван Бетховена. А наш Лысенко способствовал установлению памятника Ивану Петровичу Котляревскому в Полтаве. Это было необычно по тем временам. Лысенко также создает хор, ездит с ним по городам и селам Украины. Композитор погружается в самую гущу народа. Но на очень высоком артистическом уровне. Это и выделяет его среди других любителей, он в своей области — суперпрофессионал. Представьте, что именно Лысенко оставил около 2000 собственноручных музыкальных записей... А тогда не было фонографов, все делалось собственноручно. Довольно сложно записать музыкальную народную думу, там же меняется темп. До Лысенко сбор песен был преимущественно текстовый. А композитор стоял ближе всего к оригиналу народного творчества. Он одним из первых сделал запись свадебного обряда, цикла чумацких песен, произведений для детей, а также танцев и пения.

— Известно, что Лысенко преподавал в Институте благородных девиц, именно там, где сейчас бывший Октябрьский дворец…

— Да, и язык преподавания там был русский. Хотя, конечно, Лысенко великолепно владел украинским, французским. В своем творческом кругу общался также на украинском, французском. 

— Как вы считаете, Лысенко был счастлив в личной жизни? 

— Во-первых, он был большим романтиком. Поскольку принимал участие во многих проектах, возле него всегда вертелось много людей. Во-вторых, было одно важное обстоятельство в личной жизни… Первая жена композитора, Ольга О’Коннор, официального развода ему так и не дала. А уже вторая жена — Ольга Антоновна Липская — стала матерью его детей. Именно эти обстоятельства оказались определенным испытанием для музыканта. А вообще, кто знает наверняка — счастлив человек в семейной жизни или не совсем? 

— Что бы вы сказали о некоторых удачных и интересных постановках оперных произведений Лысенко на западных сценах? 

— Это сложный вопрос. В украинских общинах — да, безусловно… В Канаде ставились оперы Лысенко, были разные постановки. В Америке художественных профессиональных украинских сил слишком мало. Весьма трудно выжить музыканту в западном мире. Я сам в последние годы начал давать своим ученикам больше украинской музыки… Вскоре пройдет конкурс юных музыкантов в Торонто. И каждый год предполагается отдельная тема. В прошлом году темой такого мероприятия были произведения Мыколы Лысенко. Именно это и является пропагандой украинской музыки. В нынешнем году будут произведения канадских украинских композиторов. 

Безусловно, даже в Канаде проводить такие мероприятия очень сложно, поскольку поддержки почти никакой. Никто не получает денег, а энергии и времени это отнимает довольно много. В Америке плодоносит палитра мировых культур. И если ты свою культуру не пропагандируешь, то никто не будет ею интересоваться. Я неоднократно поднимал этот вопрос. Например, Россия активно поддерживает русскую культуру на Западе. Вот и нам следовало бы активнее делать то же самое. Один весьма уважаемый ученый, основатель этномузыкологии, прочитав книгу о Лысенко, спросил: «Почему же вы о нем молчите?! Это же украинский Шопен, украинский Брамс, украинский Лист!» 

— Мне известно, что вы мастерски играете на органе... 

— Орган — очень сложный инструмент. Еще когда учился, просыпался в пять утра, шел пешком в музыкальную академию, там мне давали ключ от кабинета на третьем этаже, где стоит орган. Хотя на то время органного зала в Украине вообще не было. Познать такой звукоряд — одно из моих тогдашних увлечений. Кто бы мог подумать, что в будущем я буду играть мессы на органе! Да, играю в церквях, на концертах. Мои друзья иногда пишут специальные произведения для меня. Американцы очень интересуются органной музыкой. Я живу в Америке уже 15 лет. Но считаю себя украинцем. И убежден: надо сделать так, чтобы украинские артисты имели возможность беспрепятственно гастролировать по Европе, за океаном... Мир должен ощутить украинскую музыку — и влюбиться в нее. 

Из досье

Тарас Филенко — пианист, органист и музыколог. Получил высшее музыкальное образование в Национальной музыкальной академии Украины. Докторант по этномузыкологии — в Питсбургском университете. Как пианист выступал в странах Восточной Европы, Средней Азии, Балтийских странах, а также в Германии, Франции, Бельгии, Югославии, Канаде, Америке, Венгрии, Австрии, Польше, Англии и др. Филенко принимает активное участие в научных конференциях, представляя неизвестные страницы из истории украинской музыки. Научные интересы Тараса, автора свыше сотен публикаций, охватывают широкую тематику — от фольклора и истории украинской музыки до современных направлений в развитии композиции. Основатель цикла концертов «Славянская музыка» (Питсбургский университет), преподает фортепиано и музыкальные теоретические предметы, выступает как органист и джазовый музыкант, проводит лекции-концерты на темы классической музыки. Тарас Филенко награжден премиями на фортепьянных конкурсах, стипендиат программ имени Фулбрайта (Fulbright Post-Doctoral Sholarship) и Джулии Петеш (Julia Petesh Scholarship), награжден первой премией на Международной конференции в Баку (Азербайджан). Записал компакт-диски как пианист и органист. Преподает в Музыкальном центре при Университете Дюкейн (Пенсильвания).

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно