«МУЗЫКАЛЬНЫЙ АРХИВ» НА РЫНКЕ УКРАИНЫ

Поделиться
Горестные стенания пишущей братии относительно краха отечественной музыкально- издательской отрасли стали общим местом и особых эмоций у читающей публики уже не вызывают...

Горестные стенания пишущей братии относительно краха отечественной музыкально- издательской отрасли стали общим местом и особых эмоций у читающей публики уже не вызывают. Ситуация действительно весьма нерадостна. О продукции специализированного нотного издательства «Музична Україна» не слышно последних лет пять. Нотный на Крещатике переоборудован (несмотря на бурные протесты общественности) в салон модной мужской одежды. В музыкальных отделах (где таковые остались) книжных магазинов провинциальных городов грустно пылятся редкие, жалко- одинокие неликвиды советских времен. Одним словом, унылая картина.

Впрочем, а так ли все ужасно? И не есть ли нынешнее состояние нотно-книжного рынка результатом реальных потребностей этого рынка? Ведь ни для кого не секрет, что детские музыкаль- ные школы (основной потребитель нотной продукции) на грани или, точнее, за гранью нищеты. Желающих приобщиться к «разумному, доброму, вечному» с каждым годом все меньше — вот и реагирует чуткий барометр предложения на спад спроса.

Объяснить можно все что угодно. И оправдать экономическими законами, сложностями и проблемами. Только как будем смотреть в глаза будущим поколениям, бессовестно разбазарив то, что создавалось трудом наших предшественников (кстати, не только в советское время)? Наконец, какими они будут, эти новые, будущие поколения — без «Детских сцен» Шумана, без «Детского альбома» и «Времен года» Чайковского, без «Хорошо темперированного клавира» Баха?! «Академическая попса» — полонез Огинского, «На память Элизе» и начало «Лунной» Бетховена, — неужели этот джентль- менский набор станет для них — нет, не необходимым! — но достаточным?.. Судя по состоянию нотного рынка, сказанное — отнюдь не пессимистический прогноз.

Однако нотное дело — это только половина проблемы. Вторая составляющая — книги о музыке. Здесь ситуация полегче: не нужно специализированного издательства (хотя профессиональное редактирование еще никому не повредило). Очевидно, поэтому в этом сегменте рынка еще наблюдается слабое шевеление. Качество предлагаемой продукции, конечно же, очень разное. С одной стороны, в Киеве выходит огромное по объему (под 600 страниц), солидным тиражом в три тысячи экземпляров, в твердом целлофанированном переплете на прекрасной бумаге учебное пособие «Менеджер шоу-бізнесу» поющего ректора — книга, в которой, пожалуй, нет ни одной собственной мысли, бессистемная компиляция. С другой — во Львове, Сумах небольшими тиражами и в несравненно более скромном оформлении издаются серьезные и глубокие монографии о музыке М.Скорика, Е.Станковича. В Харькове издан новый учебник теории музыки, во Львове — анализа музыкальных форм... Одним словом, музыкально-книжный рынок еще жив. Да, он скуден донельзя. Да, поневоле вспоминаются лучшие его времена. Но раз «пациент скорее жив, чем мертв», то каждое новое издание, появляющееся здесь, заслуживает самого пристального внимания. Не только оттого, что выбирать не из чего. Скорее, с противоположной позиции: «почему выбрано и опубликовано именно это»?

В одних случаях — как с поющим ректором — на подобный вопрос даже как-то неловко отвечать. Есть деньги — вот и публикует для студентов своего вуза (а где еще готовят у нас менедже- ров шоу-бизнеса?).

В иных ситуациях публикация именно этого, а не иного текста говорит сама за себя. Два тома «Українського музичного архіву», например, относятся именно ко второму случаю. Ведь издание архивных материалов, связанных с отечественной историей музыки, актуально и злободневно всегда. И, без сомнения, необходимо. А если добавить, что поддержаны оба выпуска юбилейными поводами (первый — 250-летием М.Березовского, второй — 120-летием Н.Леонтовича), то интерес музыкальной общественности к названным сборникам станет понятен вполне. Любознательный читатель отыщет здесь массу интереснейших фактов — о трагической гибели Леонтовича и о первых шагах музыкального общества его имени; о музыкальных вкусах графа Андрея Разумовского (кстати, ему были посвящены не только «русские квартеты», но и Пятая симфония Бетховена!); о судьбе и творчестве А.Веделя, о генеалогических корнях Д.Бортнянского и рода Лысенко... Если первый том содержал больше статей о деятельности выдающихся зарубежных музыкантов (Ф.Листа, Ф.Серве) в Украине, то во втором больше внимания уделено публикации эпистолярных материалов (письма А.Кошиця к А.Олесю и М.Вериковского к П.Козицкому). И, конечно же, оба тома содержат биографические очерки о малоизвестных или совсем неизвестных широкому читателю украинских музыкантах прошлого — Я.Тимченко, Г.Данилевском, А.Виноградском, Г.Рачинском. Именно в таком, персонально-личностном, измерении история приобретает особую человечность и нравственную глубину.

Пересказывать содержание двух достаточно объемных томов —бесперспективное занятие. Скажу одно: до тех пор, пока в нашей стране есть люди, спонсирующие подобные издания, пока в Украине появляются — пусть небольшими, в полтысячи экземпляров, тиражами — подобные издания, наша культура жива и жизнеспособна. И никакие «менеджеры шоу-бизнеса» ей не страшны.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме