Музей! YES! Современное изобразительное — на Глубочицкой

25 декабря, 2009, 13:27 Распечатать Выпуск №51, 25 декабря-14 января

Накануне Нового 2010 года, а точнее, в преддверии праздника Святого Николая, Киев был одарен многими ...

Накануне Нового 2010 года, а точнее, в преддверии праздника Святого Николая, Киев был одарен многими художественными аукционами, выставкой «Импрессионизм и Украина» в Национальном художественном музее, новациями в галереях. Однако особым событием стало переоткрытие Музея современного изобразительного искусства Украины, который шесть лет работал в арендованном помещении, а совсем недавно переехал в собственный дом — по адресу: Глубочицкая, 17. Собирать музейную коллекцию двадцать лет назад начал молодой бизнесмен Сергей Цюпко. Именно он является основателем музея и издателем содержательного художественного альманаха европейского уровня Fine Art.

В мечтах о модерной музейной среде было приобретено пустующее складское помещение, позже преобразованное в трехэтажное выставочное пространство. Практика трансформации старых вокзалов, элеваторов, ангаров в современные функциональные музейные помещения распространялась, начиная с середины ХХ века. Так что киевский опыт вписан в мировой контекст. Музей на улице Глубочицкой, безусловно, уступает Чикагскому или Нью-йоркскому музеям, как и Лондонской галерее «Модерн-Тейт», однако очень близок к аналогам в Киото и Осаке, — особенно, когда речь идет о техническом оснащении. Кроме экспозиций сменных (на первом этаже) и постоянной коллекции, составляющей ядро собрания (на двух верхних уровнях), в музее есть зал для пресс-конференций и лекций, библиотека, хранилища, функциональные служебные помещения. Запланировано создание «Сада камней».

Свои первые шаги в качестве коллекционера С.Цюпко сделал благодаря товарищеским отношениям с маэстро Валентином Реуновым — живописцем, мастером натюрморта, непревзойденным знатоком древности и реставратором уникальных вещей XVI—XIX веков. Его мастерская была эмоционально притягательным центром всего Андреевского спуска 1990-х годов. Можно быть уверенным, что именно здесь формировался вкус того, кто впоследствии стал основателем Музея современного искусства. Возможно, именно в какой-то из бесед с В.Реуновым, М.Шевченко, другими художниками у бизнесмена новой генерации созрела идея продолжить дело великих предшественников — Ханенко, Тарнавских и многих других.

Сегодня коллекция музея насчитывает 4500 единиц хранения и постоянно пополняется. В 2005 году к составлению коллекции, которая начала приобретать масштабы общенациональной, привлекли известных специалистов — искусствоведов Аллу Ревенко и Татьяну Грущенко, художника Михаила Шевченко. Предчувствие рождения нового музея придает воодушевление. Был сформирован экспертный совет, основан журнал Fine Art с профессиональным коллективом журналистов, переводчиков, редакторов, дизайнеров.

В основу коллекции заложен принцип утверждения «категории прекрасного» в искусстве — в противовес концепциям сторонников уродливого и патологического в постмодернизме. Последних в актуальном художественном процессе более чем достаточно.

Вернисаж Музея современного изобразительного искусства Украины встретил зрителей, представив пятьсот ярких индивидуальностей. Но, что более важно, его экспозиция — это не разрозненные произведения талантливых художников, а представление целостной картины развития искусства Украины за сорок лет: от 60-х годов ХХ века до первого десятилетия ХХІ. Этот мощный пласт изобразительного искусства в его логической последовательности до сих пор не был показан ни в одном музее Украины. Сложилась музейная практика подробного экспонирования классики включительно с авангардом 1910—1920-х годов (кому посчастливилось иметь эти произведения в экспозиции) наряду с фрагментарным показом опыта 60—90-х годов ХХ века. В основном этот художественный пласт вовсе отсутствует в музейных коллекциях либо урезан до неузнаваемости. Музейная коллекция, о которой идет речь, заполняет эту лакуну. Что весьма радует: именно искусство 60—80-х—начала 90-х годов готовило взрыв свободного творчества после распада СССР.

Эстетическая ценность коллекции вновь созданного музея, равно как и культурный жест его основателя, очевидны. В 2009 году, во время жесткого кризиса, когда бизнес прятал «бумажники» за рубежом или ждал лучших времен, С.Цюпко воплотил программу строительства музея и разворачивания экспозиции. А это уже высокая гражданская миссия украинца.

Согласимся с главным редактором журнала Fine Art Линой Грибановой: «У нас открывается музей! — пишет она в слове редактора к праздничному выпуску. — Это событие нельзя прокомментировать, используя... экономические показатели — такие как рентабельность, прибыльность, инвестиционная привлекательность и т.д. Комментарий может быть только один: очевидно, высокое искусство того стоит. Настоящее искусство имеет огромную силу, которая становится еще большей тогда, когда людям оно необходимо, — как в настоящий момент... Сегодня открытие МСИИУ выглядит не только как победа, но и, без преувеличения, как настоящий подвиг».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно