«МУМУ» НАПИСАЛ ТУРГЕНЕВ, А СПЕКТАКЛЬ ПОСТАВИЛИ О ДАЛИ

Поделиться
Ничто не наносит театральной премьере такого ущерба, как предварительная «раскрутка». На этой ми...

Ничто не наносит театральной премьере такого ущерба, как предварительная «раскрутка». На этой мине подрываются самые модные и успешные деятели смежных профессий: они приходят в театр со своим уставом и пытаются жить по законам, отлично работающим там, откуда они пришли, однако театр — вещь глупая, старомодная и упрямая. В прошлом году Олег Меньшиков со своим «Горем от ума», а теперь вот известный клип-мейкер Юрий Грымов с «Дали» сделали все, чтобы благополучно провалить свои премьеры в журналистской среде. Для театра заниматься активной саморекламой — значит вести себя вызывающе и нарываться на неприятности, которых могло не быть.

С другой стороны, и Меньшиков, и Грымов абсолютно правы. За полчаса до премьеры «Дали» самые дешевые билеты у спекулянтов шли по 400 рублей за штуку. О спектакле знали, его ждали, к нему заранее готовились как к событию шумному и престижному. Собственно театральную часть публики составляли приверженцы очень популярного и вполне уважаемого стиля — конъюнктурного авангарда. Но в целом аудитория подобралась посторонняя, свободная и преимущественно молодая. В поисках воспрявшего после кризиса немногочисленного молодого среднего класса следует отправляться именно на премьеру к Грымову.

У Грымова есть свои милые слабости. Например, ему скучно просто снимать фильм или делать спектакль, вокруг этого надо непременно развернуть определенный «экшн». В фойе вахтанговского театра (по которому, не по фойе, а по театру, создатель «Дали» не ровно дышит — главную роль в его киношной «My—My» исполняла Людмила Максакова) зритель мог приобрести майки, сувениры, гигиенические пакеты «от Грымова» с призывом: «Не сдерживайте свои эмоции!», а также огромное количество печатной продукции, напрямую связанной с выходом «Дали». Полиграфический бум с головой выдал все комплексы несчастного режиссера, который, очевидно, так трясся перед премьерой, что не только заранее все о ней объяснил, но даже попытался спрогнозировать будущие критические отклики. Грымова становится ужасно жаль и хочется сказать ему проникновенным голосом: «Не дрейфь, малыш, ты поставил хороший спектакль. Тем более для дебюта. Это и стильно, и красиво, и неглупо, и занимательно. Актрисы у тебя играют достойно, пространством ты владеешь замечательно, а неизвестный доселе автор, откопанный тобой среди собственных студентов на рекламных курсах, — классный стилист, и слушать его текст приятно, несмотря на обилие физиологического лексикона...».

Вот в сущности и все. Автор пьесы — армянин из Тбилиси Леван Варази, 22 (прописью: двадцать два) года проучившийся во ВГИКе, написал умную (иногда до скучноты умную) пьесу. Варази явно хорошо владеет и предметом, и литературным русским языком. Четыре актрисы — Наталья Коляканова («Школа драматического искусства»), Ирина Купченко (свободная звезда), Дарья Белоусова («Эрмитаж») и Наталья Вдовина («Сатирикон») — поочередно вживаются в образы Сальвадора Дали и его жены и музы Галы, причем Коляканова — лучший Дали, Купченко — лучшая Гала, а две остальные актрисы скромно работают на подхвате. Смысл исключительно женского состава, кажется, не столько в том, что Дали — бисексуал, сколько в том, что он андрогин, мужского и женского в нем поровну, а значит, поровну и того, и другого должно быть и в Гале. В принципе «Дали» мог бы разыгрываться и четырьмя мужчинами, но только в том случае, если бы его ставил Виктюк.

Сценография, в основном принадлежащая Грымову, очень эффектна, хотя, конечно, стилизовать пространство «под Дали» — несложное и благодарное занятие. Действие происходит на красном в золотых обивочных гвоздиках диване, который беспрестанно меняет конфигурацию и размеры: то дается в перспективе, то съеживается до состояния кресла и ездит по сцене, тихо гудя моторчиком... Свет, цвет, рок, бьющих по ушам, голографические примочки, огненные фейерверки, позы и повороты, крики и кувырки, эксцентрика и экзотика — это интересно. Еще интереснее основная идея Варази и Грымова: «Драма Сальвадора Дали в том, что у него не было никакой драмы». На этот парадокс, как на шампур, удачно нанизывается расползающийся сюжет. Более того, в огромном зеркале судьбы Дали могут разглядеть свои скромные отражения и сам Грымов, и многие из гостей, посетивших его премьеру. То есть ищешь человека с большими усами, а находишь человека с большими деньгами, бакенбардами, эспаньолкой и в золотых штанах (именно в таком «прикиде» постановщик выходил на поклоны).

Впрочем, у Грымова на протяжении всего спектакля ноги разъезжаются между лодкой и берегом. Вроде бы он намекает, что драма все-таки существует и называется общедоступностью и общепродажностью талантливого человека. Не трагедия, не будем преувеличивать, но, безусловно, драма. Однако ближе к финалу актуализируется вторая часть парадокса: никакой драмы нет. Дали рисовал, что хотел, и Грымов снимает и ставит, что хочет. Это ли, помилуйте, не счастье — заниматься тем, на что толкает тебя натура, да еще получать за это деньги?

Что касается смелостей и вольностей, то ничего экстраординарно неприличного в спектакле нет. Ну пара десятков вульгарных слов, смело озвучиваемых нежными женскими голосами. Это эпатаж милый, цивильный, культурный. Вообще драма наших общепризнанных эпатажников заключается в том, что у них кишки (или что-то другое) тонки для настоящего эпатажа.

«НРС»
Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме