Мумба-юмба на спуске

20 августа, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск №33, 20 августа-27 августа

Известный английский ученый и путешественник ХІХ века Давид Ливингстон, описывая свои путешестви...

Известный английский ученый и путешественник ХІХ века Давид Ливингстон, описывая свои путешествия по непролазным дебрям и речкам Центральной Африки, анализирует жизнь туземцев: можно дни напролет лежать под пальмами, созерцая как пролетают в синем небе белые тучки и в Замбези бултыхаются бегемоты. Исследователь сравнивает этот образ жизни с суетой Старого Света и делает вывод, что погоня цивилизованного мира за призраком успеха не имеет ни на йоту больше смысла, нежели мирное общение африканцев с родной природой.

Но времена проходят. Взгляните на наши надземные и подземные торговые ряды — джунгли вместе со своей живностью и идолами уже подступают к нашей двери. То, что ранее фигурировало только на детских площадках и в магазинах игрушек, пробивает себе путь во взрослые забавы. Витрины кишат слонами, обезьянами, жирафами, различными ненашенскими божками с кольцами в носу и без колец. Кажется, что весь экваториально-тропический пояс земли работает на украинский рынок сбыта.

Впрочем, мы как всегда отстаем от мира на сотни полторы лет. Расцвет колониализма в ХІХ веке завалил Европу образцами наивного, но искреннего искусства порабощенных народов. Можно не сомневаться, что истоки кубизмов, экспрессионизмов, примитивизмов лежат где-то там, в верховьях Нила.

Как с этим нашествием изделий из черного, красного, железного и других экзотических деревьев нам бороться? Правильно. Клин клином вышибают. Наше старое доброе академическое образование, смешанное с ориентальными и шаманскими течениями, дает вполне конкурентоспособные образцы. В галерее «Триптих» открылась выставка молодых художников Александра Смирнова и Анастасии Подеревянской. То, что люди эти не напрасно ели хлеб, учась сначала в Республиканской художественной школе, а со временем — в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, заметно сразу. Александр специализируется на скульптуре, которой присуще скорее влияние саванны, нежели нашей лесостепи. Материалы — подкрашенные дерево, гипс. Впрочем, без сомнения, автор вполне успешно может работать с любой материальной основой. Возможно, это чистый субъективизм, но когда мы семьей ходим по выставочным залам, одним из тестов на художественные произведение является то, хотели ли бы мы их видеть в собственном доме. Все работы Александра Смирнова получили пометку «плюс». Украина как молодое колониальное государство (не век же быть самой колонией) уже распространила щупальца своих интересов на близкие и неблизкие территории. Так что явный привкус Востока в работах Анастасии Подеревянской, возможно, является не только препарированием сказок «Тысячи и одной ночи», но и результатом просмотра телевизионных новостей. К счастью, арабский мир в живописи нам не конкурент по прозаической причине — ислам не поощряет создание на полотне живых существ. Впрочем, то, что предлагает на суд зрителей Анастасия, нельзя причислить к живописи в классическом понимании этого жанра. Да и основой является не ткань, а хорошо обработанные доски (без трещин). Произведения достаточно насыщены информацией, рассматривать их можно долго, не раздражаясь слишком причудливыми аллегориями. Автор работает и в холодной и в теплой гамме цветов, но довольно пастельной, без агрессии. Мне жаль лишь настоящих мертвых отечественных жучков и мотыльков, вкрапленных в работы. Может, они и вредители, но мне их все равно жаль. Надеюсь, их смерть во имя искусства не дело рук художницы.

P.S. На лотке перед галереей продают чучела крокодилов. Наверное, нильских. Или, может, уже имеются днепровские?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно