МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО: УКРАШАЕТ ПРОСТРАНСТВО ИЛИ ПРИКРЫВАЕТ ОГРЕХИ?

Поделиться
Неспроста народная мудрость гласит — «не показывай половину работы». Художественное оформление станции метро «Выдубичи» с абсолютной точностью подтвердило данное правило...

Неспроста народная мудрость гласит — «не показывай половину работы». Художественное оформление станции метро «Выдубичи» с абсолютной точностью подтвердило данное правило. Для этого объекта художниками, двумя Александрами, Бородаем и Бабаком, в 1991 году было выполнено комплексное оформление, объединенное темой — «Эхо времени». Но только совсем недавно, когда был открыт второй выход из метро, стала очевидной художественная концепция замысла целого объекта, и оформление заработало с новой силой, заявив о себе как о состоявшемся произведении.

Монументальное искусство на безбрежном советском пространстве занимало традиционно высокое положение в системе иерархии видов. История этой привилегированности ведет к ленинскому плану монументальной пропаганды, закрепленному декретом Совета народных комиссаров от 12 апреля 1918 года.

Естественно, подобная опека со стороны идеологических структур коренным образом повлияла на характер развития советского монументального искусства. Чрезмерная заангажированность привела к качественным художественно-эстетическим перекосам, которые умножились количественно. В монументальном искусстве виделся один из рупоров для реализации социальных и иных нововведений государства.

Точно были просчитаны и оценены возможности вида искусства, сильно воздействующего на психологию человека. Ведь место нахождения монументальных работ — преимущественно объекты городской среды, будь то экстерьерная или интерьерная их часть. И человек становится зрителем, «соучастником» социально-эстетического действа, не зависимо от собственного желания, по дороге на работу, на ней самой, на отдыхе. Именно агитационная функция стала доминирующей на достаточно продолжительный срок, что определялось, прежде всего, тематикой изображений, а не их художественным уровнем.

При подобном перекосе в сторону идеологической направленности в «монументалке», как ее величают, часто игнорировалась ее важнейшая специфическая особенность — находиться в синтезе с архитектурой, гармонизируя пространство. В 60—70-х годах ушедшего века практика строительства общественных объектов предполагала обязательное сотрудничество архитекторов и художников. Но задача последних, как правило, была достаточно скромна — прикрыть явные архитектурные огрехи или визуально разнообразить унылость стандартных форм.

Несмотря на такое незавидное положение «монументалки», связанное с принципиально неправильным к нему отношением, все же для художников существовало большое поле деятельности. И среди грубых, откровенно конъюнктурных работ можно встретить достаточно произведений монументального искусства, которые по художественным достоинствам явно превосходят ту архитектуру, для которой создавались. Превосходство это, с учетом длительного исторического опыта развития монументального искусства, не является фактором позитивным, ибо реальная его сила проявляется в синтезе с архитектурой.

В советское время станции метро насыщались искусством как никакие другие утилитарные объекты городской среды. Киевский метрополитен, вслед за Московским и Ленинградским, попытались тоже активно приукрасить.

Несколько слов об «анатомии» жанра. Работа метро, как целого подземного организма, максимально регламентирована, метро монофункционально. Все действия пассажиров в нем четко запрограммированы, лишены вариантности. Заложенная для метрополитена модель — сочетание функциональности и эстетичности — осуществлялась очень вяло, с точки зрения достижения оптимального компромиссного решения.

Если рассмотреть всю сеть станций киевского метрополитена, имеющуюся на сегодняшний день, то очевидным становится факт их подразделения на три группы. К первой относятся «Крещатик», «Золотые ворота», «Выдубичи», где прослеживается активное участие художников в процессе оформления. Ко второй группе относятся станции центрального узла, в декорировании которых использованы ценные породы камня, но при этом они лишены сугубо художественного оригинального решения, а третья группа — станции периферийные, где соразмерно их удаленности от центра удешевлялись отделочные материалы. Наше внимание сосредоточим на станциях первой группы.

Начало сотрудничества художников и архитекторов в разработке киевского метрополитена осуществлено на станции «Крещатик», открытой в 1960 году. Архитектура станции решена в лаконичной спокойной манере. Но нельзя не обратить внимание на размещение в одном замкнутом пространстве столь разнообразных материалов: холодный мрамор и теплое дерево, хрупкая керамика и жесткий металл.

Доминирующее место в декоративном убранстве занимают керамические панно, расположенные в центральном и путевых залах станции. Их авторы Н. Коломиец, О. Грудзинская, Н. Федорова попытались создать оригинальные композиции, стилизованные под украинский народный ковер.

Но огромная работа — 26 панно, выполненных в технике майолики по оригинальным эскизам, оказалась неоправданной из-за неудачного места расположения. Станция метро, особенно ключевая, — огромный транспортный узел, где постоянно сталкиваются потоки спешащих пассажиров. В таких условиях у человека вряд ли появится возможность рассматривать все панно, сравнивать их, находить отличия, оценивать их «индивидуальность». Тем более что в них постоянно повторяются одни и те же 11 элементов, и, видя их бесконечную череду, человек перестает всматриваться в орнаментику каждого панно в отдельности.

Станция «Крещатик» является своеобразным показателем, как без учета функционального назначения сооружения могут пропасть и имеющиеся художественно-декоративные находки.

По прошествии десятилетий задача соответствий функции и оформления для киевского метрополитена осталась не менее актуальной. «Золотые ворота», центральная станция новой линии, оформленная под руководством В. Федько, имеет ряд парадоксальных особенностей. Имитационный характер ее оформления очевиден. Мозаичные вставки неоправданно крупного модуля, учитывая небольшое расстояние между изображением и потенциальным зрителем, запечатлели легендарные образы киевских князей. Но стилизация под интерьер архитектуры Киевской Руси воспринимается не очень убедительно. И у рядового пассажира метро может сложиться весьма превратное представление о творениях наших предков.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на художественное решение станции «Выдубичи». Несколько слов о его создателях. Творческий дуэт А. Бородая и А. Бабака сложился как союз единомышленников от искусства. В их совместной работе существует регламентация сфер деятельности, построенная на корпоративной этике. Созданием композиций в основном занимается Александр Бабак, а Александр Бородай решает вопросы технического воплощения. Совместно они оформили несколько архитектурных объектов — монументальные композиции «Ритмы Вселенной» для обсерватории Академии наук Украины в Голосеево (1988) и роспись с рельефом на темы украинской музыки для училища этого профиля в Каменке (1990).

Художественное решение станции метро «Выдубичи» осуществлено в соавторстве с архитектором Т.Целиковской. Две основные композиции, выполненные в комбинированной технике эмали, полированного металла, флорентийской мозаики, с использованием аппликативного приема, увенчивают марши лестниц. На путевых стенах размещено по четыре эмалевые композиции с вертикальным центром с каждой стороны. Повторяющиеся фрагменты композиций втягивают в структуру художественного текста произведения, соединяются с общей заданностью движения пассажиров. Вертикальные же центры определяют момент естественной паузы в движении.

Тема «Эхо времени» решена на основе ассоциативно-знаковых рядов, где во фрагментах, как в осколках времени, прочитываются образные элементы не столько изображающие, сколько символизирующие Древнюю Русь. Композиционным центром двух больших панно служат покосившиеся идолы. Мотивы древнерусского орнамента, детали, напоминающие в прочтении формы колтов, знаковость всего изображения — должны четко определить место, куда прибывает пассажир метро. Историческую ауру местности подчеркивает все оформление станции. Противостояние язычества и христианства, некогда разыгравшееся на берегах Днепра, вывело, выдубило языческих идолов в этих некогда дальних окраинах Киева.

Но, несмотря на явные художественные достоинства и, что важно, новационные ходы в решении темы, все же приходится констатировать: оптимальное соединение функции метрополитена и его художественного оформления пока не достигнуто. Художественные работы на станции «Выдубичи», при всей знаковости решений, глубоки по смыслу и по структуре образа, что предполагает гораздо более тщательное рассмотрение, чем то, которое может себе позволить постоянно спешащий пассажир.

Творческий дуэт А. Бородая и А. Бабака принимал участие в создании оформления станции «Осокорки». Главная идея в организации пространства связана с эффектами освещения, но в связи с пресловутой экономией электроэнергии, абсолютно неоправданной в данном случае, она не была реализована. В центре перрона покоится парочка фонтанов-валунов с вкраплениями эмали, они-то и должны были создавать замысловатую и необычную игру света на потолке.

Неосуществленным остался совместный проект оформления станции «Позняки», где по замыслу двух Александров эстетическую функцию могли бы выполнять открытая арматура и система коммуникаций метрополитена с художественным обрамлением элементов.

Если выйти из затянувшейся прогулки по метро и очень бегло взглянуть на ситуацию в монументальном искусстве последнего десятилетия, то вырисовывается более чем печальная картина.

На сегодняшний день большие и лучшие силы киевских монументалистов брошены на оформление культовых построек. Это очень серьезная проблема, заслуживающая отдельного анализа. Также монументалисты нередко ищут себе применение в оформлении небольших, часто приватных помещений, что приводит к определенной станковости решений. При политике экономии средств на развитие монументального искусства своеобразными «санитарами леса», только в городской среде, стали многочисленные big boards. Они с невиданным усердием прикрывают как огрехи, так и достоинства архитектуры.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме