Молодой театр. «Вот новый поворот…»

5 октября, 2012, 13:12 Распечатать Выпуск №35, 5 октября-12 октября

Режиссер Андрей Билоус — о желаниях и намерениях, об актерах и пьесах

Многие заметили, что стартовавший сезон может войти в театральную историю как «сезон больших кадровых потрясений». В Детском музыкальном — Раду Поклитару. В Национальной опере — балетную революцию осуществляет Денис Матвиенко. В Национальном театре имени Ивана Франко — после невосполнимой потери (после ухода Богдана Ступки) на посту худрука Станислав Моисеев. 

А Молодой театр возглавил известный театральный режиссер Андрей Билоус. Он работал в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра. Осуществлял автономные проекты. Ставил в разных городах и в разных театрах. Снискал уважение профессионалов и признание публики. Среди его заметных постановок — «Счастье» (Театр на Печерске), «Женщина в песках», «Украденное счастье» («Сузір’я»), «Сирано де Бержерак», «Опасные связи», «Лолита», «Высшее благо на свете» (Театр драмы и комедии). 

Билоус пришел на Прорезную этим летом — ввиду сложившихся (всем известных) обстоятельств… Долгое время для СМИ хранил упорное молчание. Но после некоторых увещеваний все-таки согласился на разговор. Впрочем, как мне показалось, был подчеркнуто дипломатичен в своем видении перспектив театра. 

Итак, новшества, которые возможны с приходом Билоуса в Молодой. Открытость этой сцены для молодых постановщиков (в частности, Фестиваль молодой украинской режиссуры имени Курбаса может обрести постоянную прописку именно на Прорезной). Поиск интересного репертуара для любимых зрителями артистов этого театра. Сотрудничество с новой украинской драматургией… 

— Приказ о моем назначении «исполняющего обязанности художественного руководителя и директора Молодого театра» подписан 16 августа этого года, — рассказывает Андрей Билоус. — Это была моя просьба к управлению культуры Киева. Мне было важно понять: мой ли это коллектив? Важно почувствовать, как воспримут меня артисты? И смогу ли я поднять эту махину? Мне важен условный «испытательный срок», чтобы не обмануть ни себя, ни других. Хотя, естественно, знаю многих замечательных артистов этого театра. Видел их в разных работах. Судить же о театре в целом пока сложно. И с «манифестами» пока не стоит спешить... Повторяю, уровень артистов высокий. А некоторые спектакли сделаны на достойном профессионализме. 

— Значит, никакие спектакли снимать с афиши не собираетесь? 

— Чтобы что-то «снимать», сначала нужно что-то создать. Ломать — не строить. 

— В настоящий момент вы совмещаете две должности — художественного руководителя и директора. Если «все сложится», планируете сохранять за собой и в дальнейшем оба этих направления, творческое и экономическое? 

— Вопрос непростой. Уже полтора месяца работаю… И пока приходится заниматься всем. В первые дни стол был завален документами. Все, что касается финансов, законодательства. Но мне это интересно. 

К тому же есть — и здесь в театре, и за его пределами — люди, которые мне помогают, советуют. 

На мой взгляд, театром должен руководить один человек. И дело не в каких-то там «авторитарных» амбициях… Ради Бога… Просто творческие вопросы в театре находятся в тесном взаимодействии с экономическими. 

А если нет полного взаимопонимания между директором и художественным руководителем (и если хотя бы одна черная кошка пробежала между ними) — это путь к расколу. К раздору. Это мина замедленного действия. После этого уже ничего «художественного» осуществить не получится. 

— Тут, пожалуй, во многом вы правы. У всех на слуху нынешний громкий скандал в Севастопольском драматическом театре — между директором-милиционером и художественным руководителем Владимиром Магаром… Труппа, как известно, протестует против милицейских методов управления. А худрук бесправен и почти повержен… 

— Но есть и обратные примеры. Ведь многое зависит от личности директора. От его профессионализма и человеческой порядочности. Пример эффективного творческого взаимодействия директора и худрука в украинском театре — Михаил Захаревич, успешно работавший с Сергеем Данченко, затем с Богданом Ступкой. Результаты их работы налицо. Интересный репертуар, любовь зрителей, хорошие экономические показатели… 

— Кстати, вы уже изучили экономические показатели Молодого за прошлый сезон? Насколько здесь все благополучно? 

— Прошлый сезон не показателен. Это связано с Евро-2012. Увы, есть невыполнение бюджета на определенную сумму. Поэтому сейчас нужно хорошо поработать. Кроме того, у нашего театра остались и определенные долговые обязательства перед авторами. Сказать, что я пришел на «полную казну», не могу… Так что пока живем в режиме экономии. 

К счастью, управление культуры Киева нам помогает. Причем всем, что касается капитального ремонта — фасад, трубы, водоснабжение. Летом готовились к открытию нового сезона, а сейчас к отопительному сезону. Это в какой-то степени тоже творчество.

— Какова сегодня заполняемость зала в Молодом?

— В активный сезон, осенью и зимой, посещаемость достигает 70%. Любой руководитель мечтает, чтобы зал был заполнен всегда. И управление культуры требует от нас 100% заполняемости. 

Что ж, будем работать… Нужно, чтобы в репертуаре появлялись новые постановки.

— Главные репертуарные хиты Молодого сегодня?

— «Четвертая сестра», «Маринованный аристократ», «Кайдашi», «Синий автомобиль», «Простая история», «Голубка», «Афинские вечера». Зритель на эти спектакли ходит с удовольствием.

— Есть планы в поиске новых режиссеров выйти за пределы Киева? Собственно, и в Киеве-то небольшой выбор… 

— 29 ноября на нашей Малой сцене молодой режиссер из Симферополя поставит пьесу молодого драматурга из Харькова. Музыка к спектаклю тоже молодого композитора из Кировограда. Ставить пластику и думать над художественным решением приглашены молодые киевляне. Это спектакль Антона Романова по пьесе Киры Малининой на основе произведения Габриэля Гарсиа Маркеса «Глаза голубой собаки». Полагаю, получится эмоциональный чувственный спектакль, в котором каждый зритель найдет отзвук своих внутренних любовных переживаний. 

Вообще, я уверен: в Молодом и должны чаще ставить молодые. В этом направлении ведется определенная работа. Стас Жирков и Тамара Трунова, Александр Кобзарь и Андрей Саминин… Надеюсь, со временем их спектакли появятся не только на нашей Малой сцене, но и на основной. При этом в театре работают и опытные штатные режиссеры — Николай Яремкив, Тарас Криворученко (сейчас в разработке известная пьеса Николая Эрдмана «Самоубийца»). 

— Но все же подтягиваете к себе «левобережцев»?

— На Левом берегу всегда было много одаренных режиссеров. В этом заслуга Эдуарда Марковича Митницкого. 

В принципе, я давно слежу за молодыми украинскими постановщиками. Но, к сожалению, некоторые поставят один более-менее успешный спектакль, получат за него «Пектораль» — и на этом все. С молодыми постановщиками я занимался в театральном центре B.ROOM (Малый зал дворца «Украина»). И хочу, чтобы эта практика продолжалась и в пространстве Молодого. Более того… Есть желание сделать площадку Молодого фестивальным центром. В рамках недавно стартовавшего фестиваля молодой режиссуры имени Леся Курбаса. На этот счет мы уже говорили с Анной Веселовской, руководителем этого проекта. Будем работать. 

...А на днях у нас премьера. Снова-таки от молодого режиссера. «Кома». Немецкая пьеса в постановке Андрея Мая. 

Катя Тыжнова (недавно закончившая режиссерский факультет) работает в Молодом репетитором по вокалу. Недавно она пришла ко мне с интересным текстом — «Четыре женщины одного Ивана» Флорида Булякова (подзаголовок — «Выходили бабки замуж»). Замечательная лирическая история. Надеюсь на интересный творческий результат. 

Станислав Моисеев еще в прошлом сезоне начал в нашем театре работу над «Бесами» по Достоевскому. И для меня это вопрос чести: хочу, чтобы Станислав Анатольевич завершил эту постановку тогда, когда ему будет удобно. Все зависит от его занятости в Национальном театре имени Ивана Франко.

...Моисеев за 15 лет сделал для Молодого театра очень много. Фактически этот театр — в его нынешнем образе и подобии — его детище. И, естественно, есть круг артистов, для которых он в прямом смысле отец родной. 

С моей стороны не может быть возражений, если со временем возникнут идеи новых постановок Моисеева в Молодом… 

Но в данном случае важно, чтобы вы поняли главное. Никаких скрытых подводных течений между нами не было и нет. Все абсолютно прозрачно, нормально, коллегиально. 

— То есть вас «выбирал» на эту должность не Моисеев?

— Он мог предложить определенные кандидатуры. Что и сделал. А уже управление культуры делало окончательный выбор. 

— Вы обронили, что Киевское управление культуры вас поддерживает. Лично со Светланой Зориной обсуждали концепцию развития Молодого?

— Мне кажется, что у нас добрые деловые отношения. Возможно, у других руководителей эти отношения еще лучше? Не знаю… Но контакт, безусловно, есть. И жизнедеятельность Молодого театра мы обсуждаем с ней еженедельно. Я же не сразу согласился на это предложение. Думал достаточно долго: соглашаться или не соглашаться? И то с условием, что будет поддержка от управления. Пока эта поддержка действенна. 

Как будет дальше? Думаю, все будет хорошо. 

— Какие планы связываете с артистами-звездами Молодого? 

— Есть много интересных пьес, которые давно мечтаю поставить. 

К тому же, еще раз скажу, труппа сильная. И репертуара требует сильного. Например, есть одна замечательная пьеса, которой уже на днях хочу увлечь Алексея Вертинского и Станислава Боклана. Полагаю, в этой истории они могли бы проявить новые грани своих дарований. 

Рассматриваю, на мой взгляд, просто потрясающий материал для таких мастеров, как Тамара Яценко, Валерий Шептекита, Татьяна Стебловская, Ярослав Гаврилюк… Опять-таки, надеюсь на сотворчество. И на желание этих артистов снова и снова удивлять своих поклонников. 

Естественно, поймите меня правильно, названия пьес раньше времени не хочу афишировать. Полагаю, уже в начале ноября можно будет говорить об этом предметно. 

...Не хотелось бы кого-то из актеров пропустить или «не заметить»… Все они на виду. Римма Зюбина, Лидия Вовкун, Александр Безсмертный, Валерий Легин... И все должны работать «по полной программе». Например, Ирма Витовская сегодня «на разовых», но, не сомневаюсь, со временем активно войдет в репертуар. Лилия Ребрик — в отпуске по обстоятельствам личного характера, но и на нее большие ставки… И на всех... 

— А какова обстановка в Молодом относительно вас? Чувствуете поддержку? Или больше оппозиционных настроений? 

— О «выпадах» в свой адрес ничего не знаю. В конце концов, я же не из кустов выполз! У меня есть определенная творческая биография. Есть спектакли, которые являются одними из самых кассовых в Киеве. 

А дальше? Все будет зависеть от последующих репертуарных шагов… Это сложно. Здесь без «осечек» не всегда получается. 

Не ошибается тот, кто ничего не делает. 

Поскольку для меня эта деятельность (художественное руководство) новая, коллектив новый, возможны трудности… Поживем — увидим. 

Если проблемы есть, будем обсуждать и решать.

— В каком направлении планируете двигаться, чтобы привлечь зрителя в театр, который находится в центре Киева? Есть ли план относительно новой рекламной стратегии театра?

— Как руководитель, понимаю, что реклама — двигатель продаж. Кстати, в Молодом театре достаточно много внимания уделялось рекламе. Здесь немало хороших наработок, которые сейчас важно не потерять. 

Главное — не навредить. Не расплескать то хорошее, что здесь есть. И чтобы корабль шел заданным курсом. Чтобы не было штормов и потрясений. Чтобы всем было комфортно — и зрителям, и артистам. 

Когда-то мне посчастливилось общаться с Анатолием Васильевым в непринужденной обстановке, и он сказал одну вещь. (Это было тогда, когда он руководил Школой драматического искусства.) Васильев признался, что его буквально «заставляют» заниматься рекламой. Лужков ему говорил: «Я тебе дам очень много денег, чтобы ты повесил рекламные плакаты по всей Москве, чтобы ты завесил мигающими огнями весь театр!». Власти Москвы отстроили Школе большое помещение, много денег вложили, но туда приходило 10, 20, 30 человек. С позиции руководителя города это было неэффективное использование средств. И Васильев сказал: «Что ж это за театр такой, если для того, чтобы к нему пришли зрители, нужна реклама… Тропинку в театр должны протаптывать сами зрители!». 

Действительно, зрители должны передавать из уст в уста вести о хорошем спектакле — это должно быть движение души. Зрители должны узнавать о театре, следить за его жизнью, ждать следующей премьеры. 

Зерно правды в этом есть. 

Наша реклама — наши спектакли, наши актеры, на которых приходит зритель. А самый эффективный маркетинг — сетевой. Когда пришел человек на спектакль, вышел — и рассказал о нем десяти своим знакомым. А эти десять привели еще по десять… 

— Что, по вашему мнению, прежде всего формирует лицо современного театра?

— Его формируют автор, режиссер, актер. Многое зависит от художественного руководителя. Любой руководитель выстраивает палитру театра согласно своему художественному вкусу и видению. Сейчас Молодой — это «театр Моисеева». Но у этого театра были и другие периоды. Был «период Шулакова». В Молодом также работали Заболотный, Мерзликин, Танюк, Козьменко-Делинде. Так что у театра, хоть он Молодой, весьма «взрослая» творческая история. 

...Знаете, первым человеком, к которому я обратился за советом, когда мне предложили перейти в Молодой театр, был Эдуард Маркович Митницкий. Он вначале расстроился, но потом сказал: «Надо идти». На каких условиях — другой вопрос. 

Митницкий десять лет учил меня, «что такое театр» и как в нем жить и работать. Я каждый день ходил к нему в театр и учился… 

И если возникают какие-то сложные вопросы, когда у меня начинают «плавиться мозги», тогда я просто вынужден звонить Митницкому и спрашивать: «Как быть?». Он иногда смеется и говорит: «Не волнуйся, все просто!». И все решается: у Эдуарда Марковича за плечами опыт. Знает все вариации, все комбинации, которые могут быть в театре. И знает, как из них выйти. В этом смысле его поддержка для меня бесценна.

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно