«МИСТЕЦЬКЕ БЕРЕЗІЛЛЯ» — БИБЛИОТЕКА МОНОГРАФИЙ УКРАИНСКИХ РЕЖИССЕРОВ

10 октября, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №39, 10 октября-17 октября

Все. Полугодовой антракт закончился. Прозвенел неизменный колокольчик директора фестиваля, неуто...

Все. Полугодовой антракт закончился. Прозвенел неизменный колокольчик директора фестиваля, неутомимого затейника и «вечного двигателя» театральных идей Сергея Проскурни, и у Международного театрального фестиваля-лаборатории «Мистецьке березілля» пошел отсчет одиннадцатого года жизни. «Мы начали наш фестиваль на территории Весны, а продолжаем в декорациях Осени», — красиво сказал С.Проскурня. И осень «окунула» соскучившихся за лето театралов в действо неслабое — месячный театральный марафон. Фестиваль-лаборатория «Мистецьке березілля», считающий себя активной частью общего театрального процесса, всегда формировал собственную программу по принципу актуальности. Личность лидера в искусстве — что может быть актуальнее? Для украинского театрального искусства слово Лидер знаковое, фамилия гениального сценографа Даниила Лидера дала определение и художественной сути его таланта. Он первый среди лидеров. Фестиваль предлагает посмотреть, кто за ним. Режиссерские работы на фестивале представлены под грифом «Монография режиссера». Словно книгу можно перелистать спектакли, углубиться в созданный мир творца, сравнить его с иными монографиями, стоящими на театральной полке «многоуважаемого шкафа» и попробовать представить общую картину украинского театрального пространства.

Открылся фестиваль спектаклем «Дядя Ваня» А.Чехова Театра на Подоле в «монографии» режиссера В.Малахова и декорациях Д.Лидера (худ. А.Лобанов). Отправная точка фестиваля получилась удивительно искренней, светлой. Как и 100 лет назад, наши современники на сцене терзались в поисках верного способа быть счастливым. Сквозь огромные окна дома зрители «подглядывали» за жизнью чеховских героев. Каждый из них был в своей скорлупе, словно сокрытые планеты они двигались по определенным орбитам, пересекались, сталкивались, шли параллельно и пролетали мимо. Неспешное повествование, казалось бы, ни о чем, размытые звуки, полутона, недомолвки. Длинные дуги пересекающихся фраз диалогов и напряженные вибрации близкого дыхания, пристального взгляда, все эфемерно и грустно, как запах осенних роз. В спектакле — замечательные актерские работы В.Кузнецова (Войницкий), С.Бойко (Астров), А.Сергийко (Елена Андреевна), А.Данильченко (Серебряков), сумевших найти в известных образах нечто новое, самобытное.

Проект «Наш Тарас» объединил в фестивальной программе три спектакля. Настоящим событием стали работы Львовского «Театру у кошику» — «Сон. Комедия» Т.Шевченко (монография И.Волицкой) и Хмельницкого театра кукол «Дивень» — «Тарас» Б.Стельмаха (монография С.Брижаня). Необычный Шевченко, непривычный и пугающий глубиной непознанного. Режиссура И.Волицкой феноменальна по силе эмоциональных задач, воплощаемых актрисой Л.Данильчук, которая безусловно выступает соавтором спектакля. Заезженные фразы шевченковского «Сна» благодаря образной трактовке приоткрывают скрытые пласты, спектакль воспринимается на одном дыхании, завораживает убедительностью актрисы, ее трагическим видением, сценической мощью. Творческое направление Хмельницкого кукольного — поэтический театр. В спектакле «Тарас» С.Брижань и художник М.Николаев создают неповторимый мир фантазии и чувств. Спокойная, ритуальная интонация повествования настраивает на стиль сказки или притчи, используя неограниченные возможности кукольного искусства, взаимодействие с живым планом, актеры творят легенду о судьбе Поэта. В ней можно узнать черты реального Тараса, но скорее это поэтическая метафора осознания предназначения гения.

Что там дальше на книжной полке «Мистецького березілля»? Черкасский десант. Дебют режиссера А.Павлютина со спектаклем «Харран. Территория любви» по Н.Птушкиной. С молодым запалом режиссер «очерчивает» свою территорию и заставляет библейский сюжет о любви Якова и Рахили звучать на современном языке. Образное видение, умение овеществить парадоксы бытия делают спектакль мифом о недостижимой любви, выверенное же умение режиссера соединить все с современным стилем свидетельствует об удачном дебюте. В монографии А.Шмаля — спектакль «Голые» по Ж.Казасу Черкасского муздрамтеатра им.Т.Шевченко. Пример произведения «эксперимент ради эксперимента»: герои что-то говорили, изображали абсурд слов и действий, пластики и одежд, были, конечно, и голые, но это не утешало. Очевидным было одно: насколько эти надуманные сценические поиски проигрывают простым, искренним человеческим чувствам в том же чеховском «Дяде Ване».

Крепчайший «Гоголь-Моголь» наколотил режиссер О.Александров в инсценировке по произведениям Н.Гоголя в спектакле Северодонецкого театра драмы. В центре повествования — Поприщин в замечательном исполнении С.Евдокимова, пишущий свои записки, в которые благодаря «Моголю» попадают и другие произведения. Фантасмагория гоголевского мира проецируется на наше время, гротескно звучат слова песни: «Слушай, Ленинград, я тебе спою задушевную песню свою…» Контраст безумия мира и чистоты больной души чиновника разителен, финал спектакля поднимается до трагических высот.

Уже никто не воспринимает Е.Богатыреву лишь как театрального художника. Три режиссерские работы дают ей право иметь свою «монографию». Представленный на фестивале спектакль «Кассандра» по Лесе Украинке и Г.Носсаку (Независимый проект, Киев) философичен и поэтичен. Словно реально ощущается соприкосновение прошлого и нынешнего. Луч света, врывающийся сквозь приоткрытые двери, разрезает пространство, зритель представляет себя затерянным в просторах Вселенной, где расхаживают боги, страдают люди и поблескивают матово-светящимися боками золотые яблоки. Спектакль «Кассандра» по-настоящему театрален, визуально эстетичен, эмоционален по режиссерскому настроению и талантлив в актерском исполнении. Чувства от его восприятия сродни катарсису.

Открытием для киевских зрителей стал харьковский «Театр 19», показавший все свои спектакли (их пока четыре в репертуаре молодого коллектива). Спектакли монографии режиссера И.Ладенко свидетельствуют об огромных возможностях актеров театра: «Павел І» Д.Мережковского — трагический этюд о судьбе русского царя, о власти, предательстве и лицемерии; «Любофф» М.Шизгала — ошеломляющая комедия положений; «Эмигранты» С.Мрожека — история двух бесправных людей без родины; «Хулия славлю» по М.Кулишу —фантасмагорический каскад пародии и гротеска на события дней минувших, но столь узнаваемых сегодня. «Театр 19» подарил зрителям настоящий праздник актерского искусства. Это было пиршество игры, импровизации, заражающее зрительный зал. Режиссер выстроил убедительные психологические конструкции, которые цементировались бурным темпераментом актеров, широчайшей палитрой их возможностей, психологизмом и оригинальностью исполнения. Ретроспектива спектаклей И.Ладенко имела огромный успех, о чем свидетельствовали переполненные залы. Что будет происходить в этих залах дальше? Монографии шуршат страницами. Действо продолжается…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно