МИР В БЕСКОНЕЧНОСТИ КРАСОК

Поделиться
Мало кому из нас выпадает полвека проработать на одном предприятии или в учреждении. А человеку творческой профессии уж тем более...
Василий Забашта

Мало кому из нас выпадает полвека проработать на одном предприятии или в учреждении. А человеку творческой профессии уж тем более. Художнику Василию Забаште суждено было перейти этот рубеж. Более 50 лет он преподает в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры и столько же лет не расстается с кистью. По поводу этого юбилея в академии открыта выставка произведений признанного мастера историко-жанровой картины, портрета и пейзажа. Коллеги, бывшие ученики (есть среди них заслуженные и народные художники, академики), студенты, многочисленные почитатели таланта Василия Ивановича единодушны в оценке его наследия: это выставка на самом деле ошеломляющей, эмоциональной живописи, это неувядаемый сад поэзии красок.

Василий Забашта входил в украинское изобразительное искусство хоть и нелегко, но красиво, талантливо. Еще студентом начинал он с тщательного светотеневого моделирования пластической формы, что очень пригодилось для реалистичных сюжетов в затемненных интерьерах. Искусствоведы считают, что с годами художник приходит к импрессио-, а со временем и к экспрессионистическому воспроизведению среды, наполненной светом, воздухом и игрой рефлексов. Освоив принцип тональной живописи, мастер открывает для себя сезановский и гогеновский миры гармонии цветовых контрастов.

«Мир разноцветья начал воспринимать еще на руках у матери. От солнца во дворе все золотое: люди, стены, солома — я радуюсь. В загоне для скота красное пятно на столбе (волк задрал овцу) — я плачу...

Темный закуток печи — картинная галерея из обверток от конфет с петушками и коньками, которые привозили родители с ярмарок. Радуга цветов на печи, как солнце на небе — радует и зачаровывает.

Рисую везде: на стенах дома, сарая, стволах деревьев, заборах. Вместо карандаша — угли из печи...»

Он был одиннадцатым в семье. Пережил послереволюционную разруху и голодомор. И до сих пор удивляется, как родители сумели воспитать столько детей и никогда не роптали на судьбу.

К масляным краскам будущий художник впервые прикоснулся в двенадцать лет. Тогда же срисовал с фотографии портрет дяди. Хвалили. После девяти классов сельской школы Харьковское художественное училище стало для Василия Забашты храмом, в который он вошел в 1938 году с надеждой постичь мир прекрасного. И до сих пор помнит тепло руки Василия Касияна, который помог его руке правильно водить карандашом по бумаге. Стал победителем конкурса ученического творчества, и казалось, что крылья растут. Но недолго летел в сказочный мир красок. В начале второго курса училища крылья опалила война.

«Я едва научился держать палитру (винтовку не держал никогда) — меня, как и тысячи ровесников, бросили в омут советско-финской войны. Солдат-радист. Бой. Ранение. Клиническая смерть. Чудо-спасение. Госпиталь. Солнце померкло на полтора года. Тучи рассеялись весной 41-го. Ненадолго...

Вторая мировая. Солдат-доброволец. Бой с немцами на родной земле. Второе ранение. Урал, госпиталь. Февраль 1943 года. Доброволец Уральского танкового корпуса. Танкист-разведчик. Курская дуга — и весь ад войны до самого Берлина и Праги. Последняя разведка и награда — десять дней отпуска домой.

Встреча в 45-м с больным отцом (мать убили фашисты), сестрами-вдовами. Братья еще на фронте. Старший и младший Грыци убиты. Нет большой радости ни от победы, ни от наград. Душа опустошена...»

Позади осталось семь лет войны. Когда демобилизовался, вместе с фронтовым другом московским художником Виктором Цыгалем решили путешествовать по Европе до самой желанной Эллады, которая влекла их античностью. Проехали крупные города, но шедевров искусства так и не увидели: музеи еще были закрыты. Путешествие закончилось в Македонии — военный патруль вернул на Родину.

Солдат Василий Забашта сменил винтовку на мольберт в Харьковском художественном институте. А студентом он стал еще тогда, когда в Европе гремела канонада. Во время того памятного десятидневного отпуска успел сдать экзамен по живописи и композиции — на другие экзамены времени не хватило. Сообщение о том, что его зачислили на второй курс живописного факультета, догнало Василия в боевой военной части.

Поэтому не случайно первая тематическая картина «Языка» привели» (1949) — дань пережитому на войне. В ней воспроизведен эпизод из жизни разведчиков. Будучи аспирантом Киевского художественного института, продолжал тему войны. Дипломную работу «В годы оккупации» (1955) посвятил непокоренной подпольщице полтавчанке Ляле Убийвовк.

Удивительную многомерность мира и жизни Василий Забашта ощутил и воссоздал в своих произведениях, побывав в составе творческой группы художников в Китае. Отчетная выставка пользовалась успехом в Киеве и Москве. Для его художественной карьеры открывалась «зеленая улица».

«60—70-е годы — переосмысление общественной и своей жизни, поиски себя как художника и гражданина. Сомнения терзают душу: нужны ли людям картины о войне, и так напоминающей о себе ужасными снами? И так ли уж радостен труд на заводах и колхозных полях за мизерную плату и трудодни? Все силы отдай на перевыполнение пятилеток, а для другого — где взять силы? Почему зарастают сорняками и разрушаются памятники истории моего народа?

…Сознательно отказываюсь от тематики, которая «славит и прославляет». Тревожное небо с тучами — это мои герои-бунтари».

Осветленная, очищенная палитра красок Василия Забашты начала 70-х сияет всеми красками южного солнца. Многочисленные серии пейзажей 80—
90-х годов, написанные в Седневе, Крыму, Качановке, Дешках на Богуславщине, — это чувственная, выразительная, свободная живопись. Он не только художник «видения», но и раздумья, психологического анализа.

Картинам художника не всегда везло. В руководящих инстанциях напоминали, что он отклоняется от современной тематики, от указаний партий и правительства. Даже к картине «Из похода не возвращаются сыны» придрались: как это советская женщина может быть с ореолом святой? А перед глазами художника стояла Тычиновская расстрелянная Украина: «І впала вона хрестом на землю...» Ведь после стольких страданий, стольких выплаканных слез по сыновьям разве не стали святыми наши матери?

Василий Забашта убежден: художник должен иметь четкую гражданскую позицию. И в творчестве, и в жизни. Это качество пытается привить своим ученикам. Более двадцати лет он отстаивал право на возрождение при вузе пейзажной мастерской, которую ликвидировали в 50-х, — не служила тогдашней идеологии. В первые годы независимости Украины пейзажную мастерскую все-таки возродили, ее руководителем стал Василий Иванович. Пейзаж как жанр, через природу объединяющий поколения — утвердился. В художественный мир вошли профессиональные художники-пейзажисты.

Судьба не обошла его званиями, лауреатством. Но самым высшим он считает звание учителя, а самую большую радость ему приносят талантливые произведения его учеников. И в 83 года Василий Забашта переносит на свою палитру солнце и звезды и передает их загадочный свет студентам. Как отмечали на открытии этой неординарной выставки художника-педагога, в юности он мечтал побывать в Италии и Греции, ощутить живое дыхание Везувия. Представленные в экспозиции картины художника — это вулкан разноцветных страстей, настоящий Везувий цвета.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме