МИХАИЛ УЛЬЯНОВ: «ЛИЦА — БИОГРАФИЯ ТЕАТРА»

25 января, 2002, 00:00 Распечатать

Буквально через неделю зрители увидят на сцене Национального академического театра русской драмы им...

Мария Аронова
Василий Лановой и Евгений Князев
Владимир Этуш
Мария Аронова

Буквально через неделю зрители увидят на сцене Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки в трёх премьерных спектаклях лучших актёров Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова — Василия Ланового, Владимира Этуша, Ирину Купченко, Вячеслава Шалевича, Евгения Князева, а также новых звёзд этой сцены — Максима Суханова, Марию Аронову, Елену Сотникову, Нонну Гришаеву, Анну Дубровскую.

Большие гастроли прославленного театра состоятся в Киеве с 5 по 10 февраля благодаря содействию Посольства РФ в Украине, Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Украине, Специального Представителя Президента Российской Федерации по развитию торгово-экономических отношений с Украиной Виктора Черномырдина и под патронатом Людмилы Кучмы. Главный спонсор гастролей — компания «Сандора».

К своему восьмидесятилетию театр им. Евгения Вахтангова выпустил книгу-альбом — исключительно с лицами-портретами актёров и режиссёров, чьи биографии складывались на вахтанговской сцене от основания и до наших дней. Только фотографии и фамилии. Никаких биографий. «Лица — это и есть биография театра. Каковы лица, таков и характер театра. В них — такая глубина и такая откровенность», — говорит художественный руководитель театра народный артист СССР Михаил Ульянов. Возможно, потому, предваряя приезд вахтанговцев в Киев, хочется надеется, что каждый из спектаклей этих гастролей будет иллюстрацией к сказанному.

Владимир Этуш

5 и 6 февраля в спектакле «Сирано де Бержерак» по романтической комедии Эдмона Ростана на сцену выйдут не просто звезды вахтанговской сцены. Каждого из них мы знаем благодаря кино. Возможно, на их счёт у нас уже сложился определённый стереотип узнавания. Как же мы удивимся, увидев Максима Суханова в роли бретёра и поэта Сирано, Вячеслава Шалевича в роли коварного графа де Гиша, а Ирину Купченко едва ли узнаем в образе красавицы Роксаны! Но тем театр и прекрасен, что он способен разрушить любые стереотипы, тем более киношные. Особенно хороший театр. А театр Владимира Мирзоева (режиссёр спектакля), Аллы Коженковой (сценография) и Павла Каплевича (костюмы) слывёт виртуознейшим театром новой формации.

Василий Лановой и Евгений Князев

Максим Суханов — один из самых ярких актеров современной театральной Москвы. У нас же его знают только по фильмам («Лимита», «Страна глухих», «24 часа», «Женщин обижать не рекомендуется»). В свои тридцать семь он лауреат Государственной премии. Его называют актером Владимира Мирзоева. Каждый год выпускает по премьере. Он музыкант, отец двух дочек, владелец сети ресторанов. Один из них назвал «Лабарданс» — именно эту рыбу ел его Хлестаков в спектакле Мирзоева. Теперь Суханов играет поэта, культового литературного героя с романтическим ореолом — Сирано де Бержерака. В вахтанговском спектакле он не вояка и не забияка: вместо шпаги орудует шваброй, меланхолически музицирует на рояле (звук живой; кроме того, Суханов сам писал музыку вместе с Алексеем Шелыгиным) и носит немыслимые цветистые одежды. У него есть накладной нос, но, как известно, накладные носы в этой роли никогда не мешали актёрам в их чисто мужском неотразимом шарме. Суханов блестяще продолжил этот ряд стопроцентных мужчин: Константин Райкин, Виктор Гвоздицкий, культовый Сирано 70-х Сергей Шакуров, который и вовсе играл без носа. И наконец, Жерар Депардье в «Комеди Франсез», который пронзал сердца парижанок, как нетрудно догадаться, не гиперболизированной лицевой принадлежностью. Тем более что его собственному носу недалеко до бержераковского.

Роксана — Купченко — достойная партнёрша Сирано, хотя чаще всего в ней играют инженю, которая в финале проливает сентиментальные слёзы о потере любимого. Эта Роксана — сильная женщина, кокетка, с лёгкостью игравшая чувствами мужчин, меняется под влиянием писем Кристиана — Сирано, неожиданно обнаруживая в себе самоотверженность. Эта новая роль открыла трагический потенциал актрисы. Несколько лет не появлявшаяся на сцене театра им. Е. Вахтангова Купченко показала, что пребывает в прекрасной актёрской форме и время действительно над ней не властно! Поначалу её и узнаёшь-то лишь по голосу, но постепенно в этой весьма изящной, модно одетой художником женщине проступает что-то ведьмовское. При этом Купченко ухожена, тонка и хороша собой.

7 и 8 февраля в очень театральной повести Фёдора Достоевского «Дядюшкин сон», поставленной Владимиром Ивановым, в роли бенефицианта выступит народный артист СССР Владимир Этуш.

В роли Князя Этуш сумел сыграть и фарс, и трагедию. Утверждая, что для него в этой пьесе главным была не частная история сильно постаревшего и одряхлевшего волокиты, до сих пор не утратившего интереса к хорошеньким девушкам, а история человеческой жизни, Этуш комичен и трогателен в роли маразмирующего бонвивана, постоянно меняющего парики и накладные усы с эспаньолками. Прекрасный ансамбль Этушу составила женщина-ураган Мария Аронова — в роли сочной гранд-дамы Москалевой. Эта роль, сыгранная когда-то великими советскими актрисами Фаиной Раневской и Марией Бабановой, получила в лице Ароновой достойную главу своей сценической истории. А нынешнему ректору Щукинского училища Владимиру Этушу остаётся лишь поздравить свою недавнюю ученицу.

9, 10 февраля в загадочных вариациях на тему любви современного французского драматурга Эрика Шмитта «Посвящение Еве» на сцене будут царить два вахтанговских премьера — народный артист СССР Василий Лановой и народный артист России Евгений Князев в окружении студентов Щукинского училища.

Этот спектакль — первая встреча нашего зрителя с довольно известным во Франции драматургом Эриком Шмиттом. А роль нобелевского лауреата, писателя-затворника Абеля Знорко специально была написана для Алена Делона. Для Василия Ланового это одна из крупных последних работ. Его возраст, опыт, собственное одиночество и некоторая замкнутость — все собралось в этой роли. Лановой — меняющийся актер, он всегда был разным в разные периоды творческой жизни — и блестящим красавцем, и романтическим героем, но, кажется, никогда в его работах не было глубины понимания середины пути, творческой и жизненной, желания работать, чувствовать зрителя. У Ланового есть жажда исповеди, желание донести до зрителей какую-то свою истину. Хотя он мог бы уже почивать на лаврах, пользоваться прежними заслугами — на него все равно пойдут в театр. Его оппонент по роли и партнёр по спектаклю Евгений Князев, играющий учителя музыки, выдающего себя за журналиста Эрика Ларсена, — ещё одно открытие. Этого актёра пока не жалует кино (вряд ли кто вспомнит его в телесериале «Маросейка, 12»), зато блестящи роли в театре, и Эрик Ларсен — одна из несомненных удач. Два артиста разыгрывают историю любви. Но как они это делают! Какое поразительное разнообразие красок, какие удивительные превращения, какая невероятная и, извините за тавтологию, живая человеческая жизнь! Режиссура Сергея Яшина, словно бы незаметная и не бьющая в глаза какими-то изысками, помогает раскрыться артистам, а значит, и их героям. И зритель начинает следить не за трактовкой, а за жизнью персонажей.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно