МГНОВЕНИЯ, ЗАСТЫВШИЕ В ДВУХ СТОРОНАХ МЕДАЛИ

4 декабря, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск №49, 4 декабря-11 декабря

Началось все с того, что составляя каталог коллекции памятных медалей из собрания Национального музея истории Украины, мы натолкнулись на незнакомую аббревиатуру, не расшифрованную в легенде одной из медалей - «FIDEM»...

Началось все с того, что составляя каталог коллекции памятных медалей из собрания Национального музея истории Украины, мы натолкнулись на незнакомую аббревиатуру, не расшифрованную в легенде одной из медалей - «FIDEM». Доступная литература не прояснила ситуацию, и медаль была отложена до «лучших времен». К счастью, эти «времена» не заставили себя долго ждать: в «ЗН» была опубликована статья Аллы Феофановой с материалом о только что прошедшем в Нешателе (Швейцария) XXV Конгрессе FIDEM (1996г.) Читатель, наверное, помнит этот материал: столь необычна и интересна была информация. FIDEM - Международная федерация медали, созданная в 1937 году по инициативе крупнейших европейских монетных дворов и любителей медали. Сегодня эта известная в мире и влиятельная организация объединяет около 40 стран мира, в ней представлены все континенты. Украину, как самостоятельное государство, на двух предыдущих конгрессах в Венгрии и Швейцарии представляли киевские скульпторы - медальеры Оксана Терехина и Наталия Домовицких, о чем их родина и не подозревала. Так случилось, что творчество этих талантливых художниц покорило мастеров и знатоков медальерного жанра: их имена и работы были включены в каталоги FIDEM, медали экспонировались на международных выставках вместе с работами известных коллег. Справедливости ради скажем, что сейчас О.Терехина и Н.Домовицких известны в Украине - и как медальеры, и как авторы монеты, выпущенной Национальным банком Украины к ежегодному собранию Международного Банка реконструкции и развития, проходившего в Киеве в мае с.г. Дизайн монеты получил высокую оценку специалистов и коллекционеров, и за короткое время монета стала нумизматической редкостью. Результатом серьезной общественной работы стало создание по инициативе Оксаны и Наталии медальерного общества в Киеве (1996г.), президентом которого является О.Терехина; ее коллега Н.Домовицких избрана Генеральной ассамблеей XXV Конгресса FIDEM делегатом (официальным представителем) этой международной организации в Украине.

Один раз в два года FIDEM проводит свой Конгресс, который подводит итоги каждого двухлетнего этапа развития медальерного жанра. В рамках Конгресса организуется выставка лучших новых работ медальеров мира, перед участниками выступают ведущие ученые - исследователи медали, музеи знакомят со своими коллекциями нумизматики и медальерики, делегаты обсуждают перспективы деятельности медальерных обществ и их сотрудничество; представители монетных дворов получают прекрасную возможность пригласить для совместной работы понравившихся художников. Не был исключением и проходивший в октябре с.г. в Гааге XXVI Конгресс FIDEM. В то же время он очень отличался от всех предыдущих. Его программа и девиз были определены на Миланском съезде, куда в 1997 г. съехались официальные представители стран - участниц будущего Конгресса. Было решено провести его под девизом «влияния», то есть показать ретроспективу развития медальерного жанра, продемонстрировать его основные тенденции, характерные для второй половины уходящего столетия, проанализировать, с чем войдет в третье тысячелетие этот вид искусства. О значительности проходившего в Гааге события говорят не только солидное число участников (около 40 стран мира), а и то, что оно проходило под патронатом королевы Нидерландов Беатрикс, от имени которой приветствовали участников Конгресса. Для его работы были предложены лучшие площади. Так, открытие Конгресса состоялось в Рыцарском зале, где проходят торжественные заседания Парламента и в которых дважды в год принимает участие королева (для этого здесь установлены два трона - для короля и королевы). Делегатов Конгресса приветствовал министр культуры Нидерландов, мероприятия проходили в Королевской академии изящных искусств, где помимо творческих встреч были организованы лекции специалистов для исследователей и мастер-классы для художников. Ретроспективная выставка медалей стран-участниц была размещена в великолепном павильоне Музея скульптуры («Musseum Beelden aan Zee»). Выставку открыл президент Нидерландише Банка г-н А.Велинк. Впервые в истории FIDEM Украина была представлена полноценной выставкой, иллюстрирующей не только сам факт существования медальерного искусства в Украине, но и показавшей целую плеяду замечательных мастеров, работающих в этом жанре. Над концепцией выставки и ее содержанием Медальерное общество Киева работало совместно со специалистами Национального музея истории Украины, и в результате весной 1998 г. в музее была создана и открыта выставка «Україна та медальєрне мистецтво». Спустя полгода в Гааге под флагом Украины экспозиция молодого государства представила старейшину медальерного дела И.Макогона, работы художников 50-70-х годов, «ожививших» украинскую тематику и воплотивших в медалях образы признанных на международном уровне выдающихся деятелей мировой культуры и науки - Т.Шевченко, Л.Украинки, И.Франко; особую нишу заняли работы, посвященные народному подвигу в годы Великой Отечественной войны. Художники этого периода - А.Олийник, Г.Кальченко, В.Фатальчук, О.Юнак, Б.Кушнир, А.Соколов, Ю. и А.Скобликовы (их работы экспонировались на выставке) заложили новую генерацию медальеров, не ограниченных идеологическими рамками. Новый этап в развитии медальерного искусства в Украине (вторая половина 80-х-90-е годы) был репрезентован в Гааге работами Н.Домовицких и О.Терехиной, Н.Ледяного, А. и Н.Ридных, Е.Харабета.

Хотелось бы остановиться на работах О.Терехиной и Н.Домовицких, которые, без преувеличения, носят новаторский характер. Особенно это касается портретных медалей, посвященных выдающимся деятелям украинской и мировой культуры - пианисту В.Горовицу, композиторам Н.Лысенко и Б.Лятошинскому, кинорежиссеру А.Довженко. Глубоким философским смыслом и великолепным знанием исторического материала отличаются их совместные работы, посвященные памяти жертв Хиросимы и Бабьего Яра, скифской тематике, великим просветителям и художникам прошлого (Донателло, Галилею, Гойе).

Еще одной площадкой в работе Конгресса стал Музей нумизматики и медальерики в Лейдене, где была развернута уникальная выставка медалей итальянского Ренессанса (XV-XVI вв.) А посещение Национального культурного заповедника Кроллер-Мюллер - музея с самой значительной в мире коллекцией рисунков и живописи Ван Гога, без сомнений, стало и для медальеров, и для всех участников замечательным событием, расширяющим рамки Конгресса.

Было в работе гаагского Конгресса еще одно событие, которое выделило его из предыдущих. Это мастер-класс «Relay medal», что означает партнерство (или эстафета) художников. Осмелимся предположить, что сама идея проведения такого мастер-класса могла возникнуть у организаторов Конгресса при наличии такого уникального явления, как творческий союз О.Терехиной и Н.Домовицких. Десять лет они работают вместе, и самые лучшие медали созданы в соавторстве. Нам приходилось слышать восторженные отзывы специалистов из Англии, Франции, Португалии, Японии, Америки об этих работах. Но было и недоумение: как могут два мастера создать лаконичное, законченное в своем логическом построении, произведение? Чего тут больше: «подарка» природы, которая создала Оксану левшой, а Наталию - правшой, и они могут работать одновременно, не мешая друг другу, на миниатюрном поле медали? Или близость духовного восприятия в воплощении задуманной композиции? Вероятно, и то, и другое. Организованный в Гааге «Relаy medal» объединил в творческий союз художников из разных стран. Подготовленный одним из медальеров аверс медали передавался компетентному жюри Конгресса, которое передавало медаль другому художнику для создания реверса. Нашим художницам выпала почетная миссия работать с реверсом медали голландского скульптора Герр Штайня. В то же время в руках достойного мастера из Нидерландов их работа «Звук» также получила прекрасное завершение. По окончанию работы все медали были выставлены в Королевской академии изящных искусств, как своеобразный итог работы творческих мастерских.

Завершился XXVI Конгресс FIDEM Генеральной ассамблеей, на которой были подведены его итоги и была передана эстафета будущему, XXVIІ Конгрессу, который состоится в Веймаре (Германия) в октябре 2000 года. Торжественно переданный флаг FIDEM организаторам веймарской встречи медальеров мира стал символом преемственности и уверенного взгляда в будущее искусства медали, в котором свое особое место занимает медальерика Украины. Есть прекрасные итоги и у наших соотечественниц О.Терехиной и Н.Домовицких: они получили престижное приглашение сотрудничать с Парижским монетным двором, принять участие в медальерных симпозиумах в Португалии, Финляндии, продолжается их сотрудничество с монетным двором в швейцарском Ле Локле.

P.S. Хотелось бы закончить наш рассказ на мажорной ноте. Но... К сожалению, как участие в предыдущих конгрессах FIDEM, так и работа в Гааге стали личной проблемой и заботой президента Киевского медальерного общества Оксаны Терехиной и официального представителя FIDEM в Украине Наталии Домовицких. Не были они услышаны по ту сторону дверей государственных структур, в которые обращались за финансовой поддержкой для организации украинской экспозиции медалей в Нидерландах и участие в работе самого Конгресса. Не пора ли понять, что силы и оптимизм любящих Украину и работающих на Родине талантливых людей не безграничны? Они еще надеются на понимание со стороны Национального банка Украины. Надеются на поддержку и прямое участие коммерческих организаций и всех тех, кому небезразлично медальерное искусство.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно