МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ЗОЛОТОЙ ЛЕВ»

Поделиться
Взгляд из зрительного зала Фото Александра ГЛУХОВА Фестивали, особенно международные, - это лакму...

Взгляд из зрительного зала

Фото Александра ГЛУХОВА

Фестивали, особенно международные, - это лакмусовая бумажка, которая позволяет безошибочно определить, насколько полноценно существует искусство - в данном случае театральное - страны-хозяйки. И не только по тому, как выглядят «отечественные» спектакли в сравнении с гостями, но и по тому, каковы гости, насколько интересны и новы приехавшие коллективы - словом, по контексту, который создает фестиваль. «Золотой Лев», родившись в 1989 году как смотр украинских театров-студий, ныне - международная театральная биеннале, собравшая во Львове более 50 коллективов из Украины, Европы и Азии.

Наверное, нет необходимости упоминать о том, что сам Львов естественно и органично стал одним из участников фестиваля. Город не просто предоставил фестивалю свои улицы, он слился с фестивалем, стал его продолжением. Создавалось впечатление, что Львов состоит только из кафе, где можно посидеть между спектаклями и обменяться впечатлениями, и театров. И театров великое множество, а расположены все они рядом - так что в иные вечера спектакли игрались одновременно на пяти площадках, и фестивальные фанаты, дотошные критики и одуревшие от обилия информации члены жюри при желании могли успеть все эти театры оббежать.

Впрочем, посмотреть все было физически невозможно. Фестиваль шел мощным и бурным потоком, захлестывая даже очень опытных «пловцов»-зрителей. Одновременно демонстрировались спектакли двух программ: основной, состоящей из 12 спектаклей, и внеконкурсной - так называемое «фестивальне узбiччя». Конечно, постановки были разного уровня, встречались и откровенно слабые. Но были и очень интересные, волнующие, виртуозные.

Творческий, живой тон фестивалю задавала избранная его организаторами на этот год тема - «Классика глазами эксперимента». Она оказалась очень актуальной, ведь сегодня происходит переосмысление, казалось бы, незыблемых понятий и авторитетов, свидетельство чему спектр конкурсных спектаклей: от беккетовского «...Годо» до софокловской «Антигоны», от Кафки до древней японской легенды. «Амидзима» - так назывался этот спектакль, поставленный в Бишкекском молодежном театре прекрасным режиссером Овлякули Ходжакулиевым, поразил чем-то необычным, что стало понятно, когда киргизский «десант» напомнил о себе еще раз. Режиссер и актеры Бишкекского театра были настолько увлечены атмосферой, царившей на фестивале, что через несколько дней подготовили и показали незапланированный небольшой моноспектакль по мотивам шекспировского «Короля Лира».

Совсем другим был спектакль Вильнюсского Малого театра «Улыбнись нам, Господи» режиссера Римаса Туминаса (приз за лучшую режиссуру). Этот, как называли его на фестивале, «большой» спектакль (имелась в виду форма, а не продолжительность) поражал законченностью и гармоничностью, и духом истинно европейского гуманизма.

Но куда проще, если видишь пьесу впервые. А если режиссер, как например директор фестиваля Ярослав Федоришин, обращается к давно привычному, известному - «Трем сестрам» Чехова? Тогда спектакль вступает в диалог, а часто и противоречие с укоренившимся уже представлением, и когда ты, несмотря на то, что в сознании живут другие, совсем не похожие образы, говоришь себе: «Да» - это означает, что режиссер победил.

«Узбiччя» не уступало конкурсной программе ни по уровню спектаклей, ни по широте стилистики. Кому-то понравился смелый киевский «Театральный клуб», кому-то был ближе начинающий Молодежный эмоциональный театр из Луганска, кого-то заинтересовал «Вуестийн'93» из Гента. Многие отмечали работы двух коллективов: уже известного нам по прошлому «Золотому Льву» пермского театра «У моста» и польской труппы из небольшого города Бяльсько-Бяла.

Кроме конкурсной программы и «узбiччя» на фестивале было немало гостей. Погостить на «Золотой Лев», а заодно отметить свое 60-летие, во Львов приехал Роман Виктюк с премьерой своего нового спектакля «Баттерфляй, баттерфляй...» Что значит для львовян Виктюк, объяснять не нужно. Московский «Сатирикон», давший два спектакля под занавес фестиваля (между прочим, с Константином Райкиным в главной роли), имел несчастье совпасть с выступлениями гостя, отчего практически не прозвучал. День рождения Романа Григорьевича пришелся на день закрытия фестиваля, и вечером после третьего и последнего аншлагового спектакля в Опере состоялось чествование юбиляра. Открыли вечер, как водится, представители местной обл-, гос- и горадминистрации, каждый из которых почему-то непременно дарил имениннику картину. Продолжили люди «менее значительные»: танцовщик Юрий Михайловский со своим балетом, Ефим Шифрин, Валентина Талызина, Олег Исаев, Сергей Маковецкий...

Несмотря на то, что было несколько очень интересных спектаклей, жюри фестиваля решило Гран-при не присуждать. Что ж, подобная строгость еще раз подтверждает высокий уровень «Золотого Льва», и мы с нетерпением ждем уже новой встречи - в 1998 году.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме