МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРТ-ФЕСТИВАЛЬ В КИЕВЕ,

Поделиться
или Большой ящик для вашего барашка В начале июня в Украинском доме проходил фестиваль изобразительного искусства, где были представлены работы художников из разных городов Украины, Дании и России...

или Большой ящик для вашего барашка

В начале июня в Украинском доме проходил фестиваль изобразительного искусства, где были представлены работы художников из разных городов Украины, Дании и России. Такого многоголосья стилей, направлений и индивидуальностей еще, пожалуй, не видели мраморные стены этого величественного здания. Так и хочется воскликнуть: «Как богата талантами земля наша!», если бы не легкое разочарование от увиденного. Многие произведения непонятны зрителю, требуют объяснений, разъяснений, но вместо этого предлагается мудрость Маленького принца. А принцу понравился только тот барашек, которого он смог сам увидеть в нарисованном ящике. Нынешний арт-фестиваль предоставил возможность проявить зрительские способности почти наравне с художественными. Вот мнение одного из награжденных номинантов фестиваля А.Савадова: «Обычно искусство стремится что-то сказать, чтобы заинтересовать зрителя, но если ты ничего не хочешь сказать, это интересует его еще больше». Печать загадочности и таинственности лежит на многих произведениях, представленных номинантами - художниками года, как их определила группа экспертов фестиваля, справедливо подчеркивая, что это не означает «лучшие» (лучших выбирает только Время). Художники года те, кто наиболее активно работают и представляют Украину на международных выставках. И судя по работам номинантов, которые вписываются в западные экспозиции, там у них действительно наблюдается кризис в искусстве, как об этом говорят известные искусствоведы. Поистине мировой скорбью веет от темных, мрачных работ года (за исключением, пожалуй, неисправимых жизнелюбов и красколюбов Т.Сильваши и А.Криволапа). «Черный крест» представил Н.Кривенко, черно-белые фотографии с загадочными существами - В.Рябченко, металлические овалы с японскими иероглифами на фоне черных прямоугольников ткани - А.Савадов и Г.Сенченко (в овалах изображены балетные сцены, а иероглифы означают: «П.И.Чайковский. Лебединое озеро», русский язык что-то не в моде).

Интернационально и национально поскорбев среди награжденных, хочется окунуться в стихию авангарда 20-х годов, которая дала творческий заряд многим современным направлениям в искусстве. Экспозиция «Украинский классический авангард» (куратор Д.Горбачев) не случайна на нынешнем арт-фестивале. Пожелтевшие страницы истории хранят отпечатки истинного вдохновения первопроходцев в области создания нового пластического языка, нового видения. Судьба каждого экспоната, как и ее автора, драматична, а порой и трагична. Чуду его сохранности мы обязаны талантливым сотрудникам музеев, коллекционерам Д.Горбачеву, И.Дыченко, И.Ивакину и другим. Сейчас это кажется странным, но ведь были времена, когда сочувствие абстрактному искусству могло быть причиной больших неприятностей. Как дерзка для своего времени супрематическая композиция К.Малевича! Как интересен кубистический пейзаж А.Экстер! Как ритмична динамика линий графики А.Богомазова! В.Ермилов представлен двумя рельефами, безукоризненными в конструктивных пропорциях и лаконизме цвета, и одной графической работой «Авангард», вынесенной на обложку каталога фестиваля. Неожиданно раскрывается в живописи футурист Д.Бурлюк. Эксцентричен и смел в своих композициях А.Петрицкий. А.Хвостенко-Хвостов урбанистичен, а В.Пальмов лиричен и близок к детскому рисунку. Народные мотивы звучат у Г.Собачко и М.Синяковой, подруги поэта В.Хлебникова. Имена этих людей так или иначе связаны с Украиной, и страшно подумать, что их духовное наследие могло для нас исчезнуть! Сталинский режим уничтожил многие работы авангардных художников, подвергались гонениям Петрицкий, Ермилов и Синякова. Едва не были уничтожены работы Пальмова и Богомазова (рисунки Пальмова уже оказались на мусорнике). Надо сказать, что гитлеровский режим тоже не признавал авангардное, нефигуративное творчество. Это говорит о том, что заряд свободного мышления, заложенный в нем, враждебен любому тоталитарному режиму, левому или правому, и поэтому непреходящ во времени как извечная духовная ценность. (Как материальная ценность работы авангардистов тоже небезынтересны: например, цена рельефа Ермилова на аукционе достигает 500000 долларов.)

Идея разрушения государственного тоталитаризма и связанного с ним обезличивания личности выражена современными средствами в проекте «Товарный фетишизм» (куратор А.Соловьев). Объекты инсталляции И.Чичкана - полиэтиленовые пакеты, одежда и прочее с изображением Мао Цзе-дуна - снижают образ «великого кормчего» и аналогичных ему до бытового, банального уровня. Экспонаты проекта развенчивают фетишей стереотипного, мещанского мышления (хотя наши фетиши, может, не так изобильны, как в других странах, но они есть): тут и люрексовые галстуки, символы «истеблишмента» наших новых, и сердечки с навязанными нам нинзями-черепашками, и обесцененные деньги, и знакомые до боли «выпить-закусить». Зрителю предлагалось по-новому взглянуть и на свои внутренние переживания (обилие эротически-иронических объектов, и на наше внешнее окружение (огромный рекламный лист со множеством причудливо разодетых фигур, как бы слетевших со всех настенных реклам города). Конечно, у некоторых такие «произведения искусства» вызывали лишь недоумение: предлагаемые переживания, может, и злободневны, но скоротечны и забываемы. Так, в одной инсталляции с банкой соленых помидор на четвертый день фестиваля их осталось всего на донышке: такова ирония жизни - посмотрели, съели и ушли. Скромное искусство объекта явно не претендует на роль Микеланджело. А какова роль художника в современном мире, обученного писать и «под Вермеера», и «под Пикассо», когда уже открыты, казалось бы, все стили и остается только топтаться на месте? Такой вопрос задает видеоакция В.Цаголова, выполненная в виде гротескной саморекламы. «Я выставляю себя на продажу как машину искусства, способную эффективно работать в любом режиме...» - так начинается заявление художника. Всемогущество и беспомощность, бедность и богатство, красота и уродство - не перечесть вечных проблем, которые никогда не будут окончательно решены и которые решаются по-своему в каждую эпоху. Для нашего времени характерен панплюрализм, сосуществование различных мнений, и арт-фестиваль действительно отражает это состояние. Насыщенность нашего времени проблемами и вопросами по-своему отражают художники, работающие в рамках традиционной живописи. Их больше интересует не новизна средств выразительности (компьютерная графика, видео- и пр.), а углубление, новизна содержания картины. Поиск новой духовности порой уводит в глубину веков («Золотой век» Л.Берната, «Путь к храму» П.Тараненко, «Ритуал» Ю.Никитина), к открытию бесконечной одухотворенности природы («Дух места» О.Левчишиной), к материализации вымысла («Раздумье» А.Жукова). Религиозные мотивы дают новый толчок работам Н.Журавля, А.Животкова, А.Антонюка. Интересно переосмысление истории в работах В.Костырко, И.Турецкого. Как философские трактаты в живописи смотрятся картины Г.Измайловского, в них борьба света и тьмы, сознательного и подсознания, реальности и вымысла. Реминисценции из истории искусств тоже служат для разговора современного художника со зрителем («Молочница Вермеера» В.Харченко, «Привет, Гольбейн!» Е.Матвеева, «Старый шут» А.Андреева). Украинский фольклор свеж и интересен в работах А.Семерни, А.Чебыкина и Н.Чорния.

Немало работ на фестивале - просто хорошие, красивые картины (о, эта кажущаяся простота, каким трудом она достигается!). Не иметь никаких программ - тоже программа. Как сказал художник С.Нагорный из Москвы: «Я только хочу писать красивых женщин, больше ничего». Каждая из его моделей действительно неповторима и прекрасна, а это так много!

Вообще, большинство работ фестиваля не требовало разгадывания, как головоломки, достаточно было отдаться на волю цвета и пластики. Так, зал, в котором художник А.Агафонов выставил и картины, и скульптурные композиции, создавал цельное ощущение праздничной приподнятости, клоунады, легкости под цирковым куполом. Юмор, игривость присущи молодым художникам галереи «Дим Мыколы» (гротескная до смешного фигура «Мальчик», остроумная картина-рельеф «Анукаотними» Г.Столбченко). Серьезен юмор «НОСатой» серии С.Момота из Житомира. Легки и прозрачны картины А.Фурлета. Сверхвыразительна простота ироничных работ Н. и В.Исуповых. Тема игры, праздника, любимая многими авангардистами (вспомним «Карусель» Д.Бурлюка), поддерживалась акциями перфоманса «Лаборатории 20»: музыкальная пластика телодвижений художников-артистов представляла как бы ожившую картину выставки. Ряд интересных перфомансов представила галерея «Бланк-арт», награжденная организаторами фестиваля за развитие некоммерческого искусства.

Но, пожалуй, самым ярким выразителем идеи свободы современного творчества можно назвать проект «Ненаративная живопись» (кураторы А.Титаренко и Т.Сильваши). Программа художников так поэтично написана, что может рассматриваться как самостоятельное произведение искусства. «Живопись не имеет цели. Потому что сама является целью, в которую жизнь метит стрелой живописца.

НЕНАРАТИВНОСТЬ - потребность в целостности, которая постоянно обновляется;

- отказ живописи от всяких подпорок, привнесенных другими музами;

- не слепок реальности, а сама реальность;

- вне социальности и идеологии;

- эссенция живописи, царство працвета, она дологична» (Т.Сильваши).

«Живопись, свободная даже от априорных представлений. Это дает особую пристрастность в постоянном стремлении к чистоте.

...Художники этого круга любят говорить о контакте с неким первотолчком Свыше в своей работе.

...Принципиальная антизаконченность, -статичность, -ясность. Эстетика вслушивания, всматривания в движение цветных пятен, метафизику света в его красочных ипостасях.

Размах мечты - ведь речь идет о Новой эстетике, новой жизни извечной живописной традиции... Но какой фигуратив мечты? Кусочек голубизны в окне» (А.Титаренко).

Среди полотен представленной группы художников всевозможные сочетания цветных плоскостей, пятен и линий. А.Бабак выставил 13 холстов, покрытых обыкновенным белым грунтом (серия «Стены»). Художник спрашивает: «Вы видели облупленную стену старой хаты?.. Когда смотришь на нее, чего только не всплывает на душе!» Стена ничего не навязывает, думай что хочешь.

Нынешний фестиваль - это первые шаги на пути сближения с мировым культурным процессом в плане арт-рынка. Наша страна никогда не была духовной провинцией, она дала миру таких новаторов, как К.Малевич, Д.Бурлюк, А.Экстер и многих других. Как говорится, нам есть что показать, но как это сделать - повысить уровень экспозиционности, арт-менеджмента, организовать стихийность арт-рынка - задача не из легких, и нынешний фестиваль начал ее успешное выполнение. Были, конечно, и недостатки, но о них забываешь, когда держишь в руках прекрасно изданный в Дании каталог выставки фестиваля. Пусть его страницы останутся в памяти во всех смыслах блестящими!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме