МЕЖДУ ДВУМЯ ФЕЙЕРВЕРКАМИ — «КИНОТАВР»

21 июня, 1996, 00:00 Распечатать

Удивительное это явление - «Кинотавр». Попадаешь в его микроклимат, и все заботы сегодняшнего мира...

Удивительное это явление - «Кинотавр». Попадаешь в его микроклимат, и все заботы сегодняшнего мира, будь то политические распри, раздирающие страну и делающие всех нас мини-политологами; экономические нелады, превращающие нас в более-менее удачных финансистов-аналитиков или бытовые неурядицы, отнимающие способность радоваться и улыбаться, - это уходит от тебя, покрывается туманной дымкой грустных воспоминаний. Жизнь становится яркой, как вспышки фейерверка, венчающего торжественное открытие «Кинотавра». Беспредельно доброй и ясной, как ласково-прозрачное море на пляжах «Жемчужины». Интересной, как гости и участники фестиваля. Мудрой, как его устроители и вдохновители. И что интересно, население страны Кинотаврии, в отличие от других, реальных стран, год от года увеличивается, на старте второго века кино перевалив за полторы тысячи человеко-киношников.

Кинотаврский киномарафон

Как выяснилось, слухи о кризисе отечественного кинематографа сильно преувеличены - подобные недомогания испытывает кино во всем мире, включая экспансивное американское. Стало быть, трактовать это можно не как болезненный тупик, а «поиски жанра». Переоценка ценностей, накопленных за стремительное столетие, требует нового языка и пластики, иной системы взаимоотношений с потребителем продукции - зрителем. Обратите внимание, как стремительно заполняются пустующие залы кинотеатров, если можно не только посмотреть картину, но и поучаствовать в дискуссии с создателями или каком-либо другом живом действе. Фестиваль - тому свидетельство: кинотеатры, где шли конкурсные и внеконкурсные показы, были заполнены сочинцами.

Художественный уровень программ конкурсного и внеконкурсного показов Открытого российского и Международного фестивалей был неоднозначен, что нормально, но неизменно любопытен, а иногда просто очень интересен.

Программа «Выбор критика» была основана на классических, признанных в мире кинообразцах - от знаменитых «Чапаева» братьев Васильевых, «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна, «Саят Нова» Сергея Параджанова до «Зеркала» Андрея Тарковского, «Монолога» Ильи Авербаха, «Одной» Григория Козинцева и Льва Трауберга, «Моего друга Ивана Лапшина» Алексея Германа. Бесспорно, именитых критиков, представляющих эти и другие картины, в дурном вкусе не обвинишь.

«Английская актерская школа» - небольшая по объему программа, - представила четыре картины разных лет с великолепными актерскими работами: «Ричард III» Ричарда Лонкрейна (в главной роли - Ян МакКеллен), «Разум и чувства» Энга Ли, получивший «Оскара» (в ролях - Эмма Томпсон, Алан Рикман, Кейт Уинслет, Хью Грант), «Процесс» Дэвида Джонса с Энтони Хопкинсом во главе актерского ансамбля, и другими. Апофеозом этой программы было присутствие Майкла Йорка на фестивале, и проведение им совместно с Анатолием Ромашиным «Мастер-класса».

Одна из самых обширных внеконкурсных программ «Хорошее кино для всех» не рассчитана на жанровую общность. Это просто хорошее кино, еще не дошедшее до нашего зрителя. Хотя есть надежда увидеть эти фильмы в непиратском варианте видеопроката. В этом разделе приятно отметить тенденцию к кооперации кинопроизводителей - многие фильмы совместного производства. Разноцветная, разножанровая трилогия Кшиштофа Кесьлевского «Три цвета: синий, белый, красный» (Франция-Польша-Швейцария). Неоднозначное, пронзительно женское кино венгерского режиссера Ильдико Сабо «Суки» о психо-физиологических изысках трех женщин на обломках семьи. Комедия с грустным финалом Клода Шаброля «Церемония» (Франция-Германия). Психологическая «Хроника поруганной любви» Джакомо Баттисто (Италия-Франция-Испания). Жутковатый, чисто американский детектив, где Золушка в погоне за славой, готова принести в жертву своей идее весь мир - «Умереть за» (режиссер Гас Ван Сэнт, с Николь Кидман в заглавной роли). Всего в программе 33 наименования.

Что же касается конкурсной программы III Международного фестиваля в Сочи, то директор программ Инна Ткаченко и руководитель конкурсного отбора Михаил Трофименков охарактеризовал ее так:

«Мы решили в этом году поставить своеобразный эксперимент, пойти против течения, отказаться от лабораторных опытов молодого (независимого, бунтарского и т.д) кино. В конкурс приглашались, как правило, работы режиссеров, опирающихся в своих первых, вторых и третьих фильмах на процветающие десятилетиями жанровые структуры. Мелодрама, романтический приключенческий фильм, костюмная драма, роуд-муви, комедия положений... Но, конечно же, искали мы не примерных учеников, а авторов с острым личным взглядом на жизнь и кино. Тех, кому удался, может быть, один из самых сложных экспериментов - взять традиционную кинематографическую форму и наполнить ее воздухом современности, может быть, - «омолодить».

Среди победителей этого конкурса жюри назвало: «Предумышленное убийство» (Сербия, режиссер Горчин Стоянович) - в этой картине две жизни, две любви так трагично похожи, потому что обе окрашены единым цветом двух разных войн. Лучшая мужская роль - Даниель Альворадо в фильме «Обнаженная с апельсинами» (Венесуэла) - это история любви, но как непохожа она на мыльные оперы, потребляемые в таком количестве ТВ. Лучшая женская роль - Бенну Тереде в турецкой картине «Любовь холоднее смерти» - сюжетная ткань фильма - реальная история убитой мужем эстрадной звезды. И Гран-при получил венгерский фильм Ибоя Фекете «Больше Вита».

В распахнутые двери Открытого российского фестиваля вошли фильмы России, Украины, Беларуси, Туркменистана, Казахстана. Сначала о тех, кто остался за пределами наград, но их, на мой взгляд, стоит посмотреть. Искрометный, на грани клоунады, с великолепными актерскими работами «Ревизор» Сергея Газарова, использовавшего в кино чисто театральные режиссерские приемы. «Линия жизни» Павла Лунгина, сделанная в стиле фильмов-пародий, но, на мой взгляд, жанрово не выдержанная. Добротное кино мэтра Самсона Самсонова «Милый друг давно забытых лет...» по мотивам рассказа А.Толстого «Любовь». Остросюжетная, психологическая драма Владимира Басова-младшего и его жены Ольги Басовой «Одинокий игрок». Основанная на кровавом историческом материале, когда народы в нашей стране объявлялись предателями, «Дорога на край жизни» Рубена Мурадяна с отличными актерами. По-моему, фильм погублен слабым сценарием Геннадия Бокарева.

Приз президентского совета фестиваля за тему возрождения российского кино получил фильм Геннадия Полоки «Возвращения броненосца». «Зеркало недели» уже писало об этом фильме, полном юмора, добра и трагедии. Дай Бог, попасть ему к зрителю, а зрителям почувствовать беспредельность полоковской веры в добро. Специальный приз у очаровательной комедии Георгия Данелия «Орел и решка», сюжетный старт которой - повесть Владимира Маканина «На первом дыхании». Бриллиантовую брошь - приз за лучшую женскую роль, получила Наталья Калеканова, человечно и тонко сыгравшая безысходность одинокой сорокалетней женщины в прекрасной картине «Принципиальный и жалостливый взгляд». Гран-при у бесспорного фестивального лидера - картины «Кавказский пленник» Сергея Бодрова, как и приз за лучшую мужскую роль в этой же картине, разделенный Олегом Меньшиковым и Сергеем Бодровым-младшим по праву. Подробнее об этом фильме читатели «Зеркала недели» узнают из интервью с режиссером, которое будет в ближайших номерах.

Ласковые дни «Кинотавра»

Хоть и не очень повезло в этом году «Кинотавру» с погодой, особенно на старте, это не мешало наслаждаться морем, приятным общением, пивом и кофе (по желанию), в свободное от просмотров время. Программа была составлена столь разумно, что даже перегруженные члены жюри время от времени могли себе позволить отдых в кругу друзей, на теннисных кортах и у бассейна. В рамках фестиваля даже прошел серьезный теннисный турнир - как положено, с призами и наградами. Писал картины, отвлекшись от политики, Станислав Говорухин. Играл в бильярд Александр Розенбаум. Хохотали юные дамы, всегда окружающие Эфраима Севелу и Бориса Бланка, правда, путая их время от времени. Михаил Мишин и Юрий Рост готовились занять пост президента страны Пивляндия. Тихо общались в кафе Нонна Мордюкова и Лидия Федосеева-Шукшина, окруженные вниманием Бари Алибасова и группы «На-На» в полном составе. Задумчиво бродил по пляжу Николай Еременко-младший. Иногда появлялся элегантный как всегда Олег Янковский. Тут же, на пляже дал мини-пресс-конференцию, появившийся на один день Жерар Депардье. И везде - журналисты (их было около двухсот), с телекамерами, «репортерами» и диктофонами набирали материал для вас, читатели и зрители.

Бархатные ночи «Кинотавра»

Если вы думаете, что к ночи столь бурная фестивальная жизнь затихала, ошибаетесь. Ровно в 24 часа начинались ПРОКи, они несколько отличались от традиционных профессиональных клубов, уж очень много желающих поучаствовать, - но были интересны и разнообразны. В один из дней - показ моделей ведущих модельеров. На следующий - программа Александра Градского. За ним - прямой эфир программы «А». Конечно, Александр Розенбаум. Отдельной статьей - пивное шоу, с образованием страны Пивляндия, выдачей паспортов, страховок, выборами президента, государственным переворотом, прекрасным пивом «Балтика» и включением в эту игру каждого из присутствующих. А потом - танцы, танцы, танцы до упаду.

Фестивальная декада пролетела, как один день, на одном дыхании. Из доброго кинотаврского мира возвращаться в повседневную жизнь оказалось на удивление легко и радостно, хочется поделиться полученным светом и теплом, и верить, что мир от этого станет справедливей к каждому из нас.

- Чего вы здесь сидите, фестиваль закрыт, - сказал традиционную фразу Марк Рудинштейн. И сочинское небо осветилось прощальным фейерверком. Прощай, «Кинотавр-VII»! Долгой жизни тебе, «Кинотавр»!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно