МЕТАМОРФОЗЫ ФЕСТИВАЛЯ

10 октября, 2003, 00:00 Распечатать

Четырнадцать лет назад, еще в УССР был открыт первый крупный международный музыкальный фестиваль «Kyiv musik fest», ставший известным за пределами тогда еще великой и могучей советской империи...

Четырнадцать лет назад, еще в УССР был открыт первый крупный международный музыкальный фестиваль «Kyiv musik fest», ставший известным за пределами тогда еще великой и могучей советской империи. Не только известным, но и популярным. И с тех пор каждый год он открывается в Киеве в последней декаде сентября (в этом году — 27.09 — 4.10). На него съезжаются представители многих стран почти со всех континентов, и с каждым годом эта география внушительно расширяется. Его основоположник и директор на протяжении многих последующих лет Иван Карабиц тогда хорошо понимал, что идея независимого государства без крупных культурных форумов несостоятельна в глазах мировой общественности. Ведь не только киевское «Динамо» и Чернобыльская атомная станция должны быть «визитками» страны. Хотя, к сожалению, до сих пор Украину идентифицируют именно с ними.

Прошлогодний фестиваль, впервые прошедший без своего директора, был посвящен его памяти, и многие зарубежные музыканты приехали тогда именно во имя памяти композитора. В этом году их стало значительно меньше. Верно высказывание о том, что не идеи умирают, а их носители. Конечно, находятся энтузиасты, продолжатели дела. «Kyiv musik fest» сейчас в руках авторитетных музыкантов. В директорате фестиваля сейчас Мирослав Скорик, Кирилл Карабиц, Ольга Голинская. И, конечно, продолжает активно участвовать в жизни фестиваля человек, всегда находившийся рядом с Иваном Федоровичем, — Марианна Капица.

В прошлом году в рамках фестиваля она устроила конференцию, посвященную Ивану Карабицу, результатом которой стала книга о композиторе, вышедшая к нынешнему «Kyiv musik fest».

Можно сказать так: композитор превратился в икону. Хотя еще не успели высохнуть чернила на страницах, активно критикующих композитора и всю его деятельность. Много слов было сказано о Карабице и в этом году. Но звучало и то, что звучит на всех фестивалях, проходящих в Украине: и «Премьеры сезона», и многострадальный «Форум музыки молодых» не обходится без сакраментальных фраз типа «мы проводим фестиваль в долг», «денег нет, и неизвестно, будут ли», «фестиваль под угрозой срыва, закрытия» и т.д. Все в том же духе. Действительно, культура наша крайне бедна, это ее имманентное состояние, и к этому даже привыкли, так что можно на подобные разговоры не обращать внимания. Но здесь многое настораживает. При жизни композитора этих разговоров почему-то не было. Неужели фестиваль был богаче? Вряд ли. Был Карабиц, при нем, видимо, такие разговоры были непопулярны. Существовал образ не просящего, несчастного, всеми обиженного, а солидного международного мероприятия. А сейчас лицо фестиваля стало значительно менее презентабельным. Когда глава украинского Союза композиторов Михаил Степаненко, используя любой удобный момент, говорит все то, что можно услышать на любом другом украинском фестивале, становится еще более тоскливо.

Состояние культуры — это состояние души. У нашей культуры жалкий вид, она стоит с протянутой рукой. И не станет она богаче, ведь здесь привыкли иметь несчастный вид перед сильными мира сего, вместо того, чтобы искать новые пути к новым вершинам.

Модуляции в мышлении не произошло — каким оно было во времена «совка», таково и по сей день, только еще и усугублено провинционализмом. Прошло более десяти лет, возможно, пройдет еще столько же, но если причину своих несчастий культура и ее деятели не найдут в себе, так и будем попрошайничать на папертях страны. Конечно, сложно менять систему отношений, а вместе с этим систему ценностей и приоритетов в культуре. Но ведь рано или поздно придется это делать.

Бросилось в глаза и то, что резко сузилась музыкальная география фестиваля. Ослабление интереса связано прежде всего с именем Карабица и подтверждает тезис о том, что не идеи умирают, а их носители. А еще обнаруживает, что «Kyiv musik fest» на грани выживания. Может, это кризис, за которым будет выздоровление? Хорошо, если так. А если это закат? Не хотелось бы. И уже речь не о том, что фестиваль из международного превращается в междугородний. У него более серьезная проблема — быть или не быть.

На нынешнем фестивале было много памятных и юбилейных посвящений. Звучала музыка Ивана Карабица — на открытии фестиваля, в исполнении одесского филармонического оркестра в понедельник и на дневном концерте камерной музыки в пятницу. Целый концерт в среду был посвящен памяти Александра Билаша. На открытии фестиваля исполнение произведения Валентина Бибика ему же и посвящалось.

Во второй фестивальный день вечерний концерт был посвящен 65-летнему юбилею Мирослава Скорика. Блестящий оркестровщик, стилист, композитор с идеальным чувством формы, Мирослав Михайлович одним из первых заставил весь музыкальный мир говорить о феномене украинской музыки.

Как и в прошлом году, состоялась конференция «Украинская и мировая музыкальная культура: современный взгляд».

Хочется все-таки думать, что «после Карабица» — это новый этап в жизни фестиваля. Что он сможет выжить, а может быть, приобрести новое, но только не страдальческое, лицо.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно