МЕДИА-ГЛОБУС ДЛЯ УКРАИНЫ - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

МЕДИА-ГЛОБУС ДЛЯ УКРАИНЫ

14 апреля, 2000, 00:00 Распечатать

Только что увидела свет монография Ольги Зернецкой «Глобальное развитие систем массовой коммуникации и международные отношения» (Киев, «Освіта», 1999)...

Только что увидела свет монография Ольги Зернецкой «Глобальное развитие систем массовой коммуникации и международные отношения» (Киев, «Освіта», 1999). Уверен, эта работа непременно возымеет особое значение и вес в наших в общем-то информационно целинных краях. Во-первых, здесь можно найти, пожалуй, беспрецедентно полное описание существующих транснациональных медиа-моделей и новейших тенденций в мировых коммуникационных процессах, а также исчерпывающий терминологический тезаурус, с помощью которого все это может быть изъяснено. Во- вторых, в книжке как-то по-пионерски свежо украинские медиальные реалии соотнесены с международным опытом, что, с одной стороны, проливает свет на некоторые зоны отечественного «ме- диотизма», а с другой стороны — набрасывает для нас определенную разумную перспективу. Уверен, местная лексически нищенствующая журналистика почерпнет в труде г-жи Зернецкой немало для своего дара речи, а студенчество в этом лакированном «кирпичике» обретет новый учебник в духе новейшего времени. Кто знает, может, начинающие журналисты еще будут присягать на нем в верности избранной профессии.

Как следует из положенного по правилам вводного источниковедческого обзора, автор не только перелопатил и теоретически обобщил огромный зарубежный опыт, но и самолично «пощупал» эти нездешние материи, побывав с научно-разведывательными целями в Великобритании, Венгрии, России, Южной Корее и Австралии. Приятно отметить, что публикации «ЗН» тоже заняли достойное место среди исходных материалов исследователя. Сначала О.Зернецкая подробно описывает общие процессы современной трансформации медиа-индустрии (концентрация, конгломерация, транснационализация, глобализация и др.), затем предлагает частные национальные сюжеты о становлении медиа-абсолютизма британца Руперта Мердока, итальянца Сильвио Берлускони, американца Теда Тернера, мексиканца Эмилио Аскаррага, бразильца Роберто Марино и других. Жизне- и бизнесописание медиа-магната Берлускони завораживает блистательностью взлета и будит поток вполне патриотических ассоциаций.

Не менее животрепещет и анализ О.Зернецкой РR-технологий, порождающих внутренние и внешние политические эффекты. Перед читателем открывается как восхитительная перспектива глобального единения человечества в коммуникации, так и вполне ужасная возможность выхода средств из-под власти целей — превращения масс-медиа в самодостаточный субъект политико-ис- торического процесса. Благо, наглядное пособие по этой теме — в виде последней избирательной кам- пании — у нас всегда под рукой. Как ЭТО делается в международной политике — в разделе о медиа- дипломатии и совершенно новом феномене «виртуальной дипломатии», переносящей процессы информационного моделирования и манипулирования в киберпространство. Однако, конечно же, с самым живым интересом читается раздел «Украина в европейском и мировом массовом коммуникационном пространстве». Предшествующий тому экскурс в глобалистику здесь воистину открывает глаза на многое привычно нашенское, что без такой подсветки извне осталось бы незамеченным. А ведь одной из наших «национальных» особенностей О.Зернецкая как раз и считает непрозрачность, закрытость, общественную неподконтрольность и сомнительную подзаконность украинских СМИ. Теле-медиа, к примеру, находятся под влиянием не только американских, немецких и российских фирм, но даже ливанских и прочих «экзотов». По мнению автора, уровень припрятывания информации о «патронате» и внутренних «процедурах» в ТВ у нас более высокий, чем в России. Степень коммерциализации тоже на высоте — как в самом коммерциализированном в Европе итальянском ТВ. В связи с этим г-жа Зернецкая заводит речь об «итализации» нашего телепространства. Но вот общественный контроль за СМИ у нас на минимальном уровне, что не в силах отрыть и симулятивная «интерактивность» последнего времени. Рекомендации автора предельно практичны — давайте на деле практиковать нормы и медиа-технологии европейской демократии.

О прогностическом потенциале исследования О.Зернецкой для украинской медиалистики свидетельствует хотя бы такой факт. Предлагаемые автором концептуальные пути исправления международного имиджа Украины средствами медиа- и «виртуальной дипломатии» совсем на днях стали предметом мозговой атаки на конференции УЦЕПИ (см. публикацию в №13 «ЗН»). К счастью, г-жа Зернецкая на проблему смотрит реалистично: «Ясное дело, наилучшей рекламой для любого государства является его политическая и экономическая стабильность, социальная уравновешенность, высокий уровень жизни, развитие гражданского общества...» Справедливая мысль. Только на такой базе могут сработать предлагаемые автором приемы медиа-дипломатии. В противовес тому, имиджмейкеры-романтики полагают, что виртуозной виртуальностью можно преодолеть антирекламный эффект незавидных социально-экономических реалий, т.е. плетью можно перешибить обух. Сомнительно. Судите сами. В плане спонтанной и грубой действительности зарубежные медиа полнятся вестями об украинском вкладе в наркобизнес, экспорт проституции, банковские авантюры, удушение свободной прессы и т.п. А мы, сугубой виртуальности ради, противопоставим тому успехи наших спортсменов, известия о бесценных сокровищах национального искусства или — самое свежее и потрясающее — бросок Украины на Северный полюс с футбольным матчем в вечных снегах. Риторически спрашивается: способна ли в глазах мировой общественности неприглядность первого потока фактов быть нейтрализована аттракционностью второго? Итак, есть пределы воздейственности пропагандистских усилий даже на очень серое вещество. Поэтому: утром — достойное общественное бытие, вечером — приличное реноме в мире. Вечером — бытие, утром — реноме. Понимание этих исходных зависимостей делает политологические рекомендации Ольги Зернецкой весьма практичными. А еще хочется отметить крайне симпатичный автору этих строк социально- нравственный посыл ученого, выраженный в цитируемой им мысли Дж.Голлорана: «В чем мы действительно и срочно нуждаемся, так это в глобализации нашей моральной ответственности». Право слово, не столько РR-конструирование показных добродетелей, сколько неподдельная разумность и порядочность деяний приведут нас туда, где мы не сгорим от стыда.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно