МЕД И ДЕГОТЬ ВЕСЕЛОГО ЖАНРА

31 октября, 2003, 00:00 Распечатать

Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим. Козьма Прутков После годов п...

Юрий Кособукин. 1989 год
Юрий Кособукин. 1989 год

Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим.

Козьма Прутков

После годов проб и ошибок, расколов и взаимных оскорблений украинское сообщество веселых художников, кажется, выбралось на давно проторенный в мировой культуре путь проведения конкурсов и фестивалей карикатуры. Этот факт не может не радовать. Ведь украинские карикатуристы уже несколько десятилетий собирают обильные урожаи главных призов на международных художественных соревнованиях и, похоже, никому пальму лидерства отдавать не планируют. Вполне логично, что художники стремятся ознакомить со своим творчеством как можно больше ценителей демократического искусства карикатуры, продемонстрировать свое умение наиболее остро, наиболее парадоксально анализировать окружающий мир. Общение между художниками, являющееся обязательным элементом фестивалей и конкурсов, помогает ориентироваться в бескрайнем море новых идей и тенденций жанра. Да и материальную составляющую, которая обычно сопровождает главные призы, не стоит игнорировать.

Почти одновременно в Киеве прошли две выставки, ставшие итогом двух, не связанных между собою организационно конкурсов карикатуры. В третий раз объявлены победители инициированного институтом массовой информации конкурса по теме «Свобода и ее лимиты». В отличие от первого соревнования, ориентированного преимущественно на украинских работников искусства, третье вполне законно можно назвать международным. Расширение круга авторов значительно повысило его, так сказать, смеховое качество. Хотя, возможно, конкурс несколько снизил остроту конкретики и удалился от освещения сути украинских проблем. Среди отобранных работ только в одной, да и то совсем невинной, присутствуют достаточно удаленные от забот нашего мира Ширак и Шредер. Главный приз и поездку в Париж с персональной выставкой завоевал Сергей Савилов. Я чуть не написал — Донецк, Украина. Но нет — Сергей сейчас представляет Москву, Россию. Я искренне рад, что его талант надлежащим образом ценят в Белокаменной. Но художники не просто едут на заработки — они меняют гражданство. Кроме Савилова, Украину на Москву поменяли Виктор Балабас из Симферополя, Валентин Дружинин из Запорожья. Если допустить возможность существования такой субстанции, как коллективный разум, то Украина, теряя выдающиеся извилины своего мозга, движется к коллективному безумию. А этот симптом хуже Тузлы — земснаряды здесь ситуацию не спасут.

Тоже в третий раз прошла выставка, ставшая итогом конкурса «Независимость». Эта художественная акция — плод организационной и творческой энергии карикатуриста Константина Казанчева. Ему удалось убедить и домашних скептиков, и осторожных зарубежных участников, что карикатурная «независимость» Казанчева — это всерьез и надолго. Статистика красноречиво подтверждает авторитет конкурса — количество и география участников возрастают из года в год.

Жюри конкурса вынуждено профильтровывать тысячи работ. Во время этой серьезной селекционной операции необходимо избежать двух возможных ловушек. Первую можно назвать синдромом Попова—Маркони — бывает, что художники бессознательно и совершенно независимо друг от друга находят одинаковое решение заданной темы. И это неприятное явление случается, к сожалению, не так редко, как хотелось бы. Даже с корифеями бывают такие накладки. Но что поделаешь — работа, в которую часто вложено столько труда, летит в мусорную корзину. И кубик Рубика своего мозга приходится крутить вновь.

Второй вариант ловушки, значительно более досадной для организаторов конкурсов, — осчастливить главным призом плагиатора, человека, вполне трезво перерисовывающего чужую работу для собственной материальной выгоды. Творческую славу такое деяние, конечно же, не принесет.

Ваш покорный слуга однажды с удивлением обнаружил свою, хотя и довольно паршиво перерисованную, карикатуру в одном канадском журнале под рубрикой «Вернисаж Вадима Шевченко». Когда же я встретился с ним и попросил его оставить автограф на оригинале и копии, тот не придумал ничего умнее, нежели сказать, что это канадские издатели вынудили его сделать.

Несколько лет назад серьезно подмочило свою репутацию японское жюри газеты «Iomiuri simbun», уже много лет проводящей один из известнейших в мире конкурсов карикатуры. Главный приз и его денежный эквивалент — почти 20 тыс. долларов — были вручены хорошо известному всем (кроме японского жюри) похитителю чужих работ немцу Петеру Касте.

Все-таки похоже, что наша судьба — учиться не на чужих, а на отечественных граблях. Решение бесспорно авторитетного жюри конкурса «Независимость», возглавляемое опытным львовским карикатуристом Олегом Дергачевым, склоняет меня к мысли, что дьявольская сила все же существует и она способна отшибить память сразу у стольких умных грамотных людей. Главный приз по теме «Компьютер и независимость» вручен запорожскому карикатуристу Олегу Локтеву за работу, чрезвычайно похожую на известную уже почти 15 лет карикатуру киевского художника Юрия Кособукина. Очень досадный промах жюри. Но в десятикратном размере неприятнее действия Олега Локтева. Лично я совершенно не могу понять логику этого молодого талантливого карикатуриста. Неужели и в этом случае нечистый свое копыто подставил? Ну как тут не процитировать «Енеїду» Котляревского? Хотя бы для профилактики.

«Якусь особу мацапуру

Там шкварили на шашлику,

Гарячу мідь лили за шкуру

І розпинали на бику.

Натуру мав він дуже бридку,

Кривив душею для прибитку,

Чужеє оддавав в печать;

Без сорому, без бога бувши

І восьму заповідь забувши,

Чужим пустився промишлять».

Чтобы не завершать на адской ноте, упомяну и о приятном — на итоговой выставке конкурса «Независимость» была презентована книга «Карикатуристи України» — это первая и достаточно удачная попытка объединить в одном книжном пространстве художников всех регионов Украины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно