МАСТЕРСКАЯ ДУХА И ФАНТАЗИИ

Поделиться
За короткое время, на протяжении последних двух месяцев в Одессе состоялись четыре масштабные ху...

За короткое время, на протяжении последних двух месяцев в Одессе состоялись четыре масштабные художественные акции, инспирированные международной общественной организацией «Ассоциация Новая Музыка» и поддержанные МФ «Відродження». Все они стали своеобразной прелюдией к международному фестивалю «Два дня и две ночи новой музыки», который традиционно состоится в апреле. Последним аккордом этой прелюдии станет вторая ассамблея «Мандрівної Академії Мистецтв», начинающая свою работу 9 февраля и проводимая при участии Гете-Института, Французского культурного центра и Посольства Австрии в Украине. Первая же ассамблея неожиданно для многих оказалась посвященной вопросам развития современного аккордеонно-баянового искусства.

Творчество баяниста Владимира Мурзы и дуэта «Каданс» (Иван Ергиев — баян, Елена Ергиева — скрипка), землякам хорошо известно, как и украсившие программу их интерпретации камерных пьес Виктора Власова, Йонаса Тамулениса, Кармеллы Цепколенко, Сергея Беринского. Слушатели, собиравшиеся в камерном зале филармонии, с готовностью восприняли выступления гостей-баянистов Юрия Гуревича (Нижний Новгород, Павла Фенюка (Киев) и Юрия Шишкина (Ростов-на-Дону).

В концертах участвовали также одесские ансамбли «Фрески» и «Гармонии мира», квартет «Диафония» (Нижний Новгород), камерные ансамбли Одесского государственного филармонического оркестра. А в конференц-зале консерватории проходили лекции-беседы мастеров баянного искусства, профессоров Санкт-Петербургской и Киевской консерваторий Александра Дмитриева, Олега Шарова, Николая Давыдова. Выездные концертные сессии состоялись в городах Одесской области, Николаеве, Ильичевске, Измаиле, Рени.

Фестиваль импровизационных видов искусств «Искусство импровизации в современном мире» проходил в Одесском Доме актера. Участники из Украины, России, Молдовы, Словении, Киргизстана и Монголии пытались создать своеобразный праздник театральных, пластических и музыкальных импровизаций. И выяснилось, что непоощряемая «отсебятина», как характеризовали импровизации соцчиновники от культуры, является областью проблем и поисков. Убедительный пример показали джазовые музыканты — Юрий Кузнецов из Одессы (фортепиано, перкуссия), Роман Столяр из Новосибирска (фортепиано, продольная флейта), одесский джаз-квинтет Игоря Белого. Сложно сказать, насколько являлись импровизацией выступления ансамбля народной музыки из Улан-Батора, но знакомство с этим далеким от нашего восприятия пластом культуры было само по себе очень ценным.

Самыми слабыми звеньями программы оказались пластические импровизации, зачастую просто невнятные в смысле художественной идеи и исполнения (группа «Слепые» из Москвы, одесская лига «Уровень 14»). А вот что в полной мере отвечало духу импровизации, так это часы после выступлений, когда к именитым музыкантам присоединялись молодые, до того сидевшие в зале, и начинались совместные импровизации с ощутимым креном в область джаза, так называемые джем- сешн.

Тема импровизации была частично продолжена на Третьем фестивале искусства нового данс- перформанса «Развитие танца». Он состоялся на той же сцене Дома актера и совпал по времени с международным фестивалем-форумом «Культурное взаимодействие в музыке восточноевропейских и евразийских стран «Прошлое и будущее», к организации которого подключилась общественная организация «Світло». «Прошлое и будущее» посвящалось памяти профессора Юрия Фортунатова, воспитавшего плеяду композиторов и музыковедов, ныне работающих в странах бывшего Союза. А новый для нас жанр танцевального мини-представления, данс-перформанса, без современного музыкального сопровождения просто не существует. Поэтому естественное сочетание концертов двух фестивалей собрало заинтересованную аудиторию. Не помешала ни эпидемия гриппа, ни жуткая по южным меркам погода.

Польшу представляли — пианистка Иоанна Маклакевич, танцовщица Ивонна Ольшовская. Паритет был соблюден и Молдовой — ансамбль «Арc Поэтика» и танцевальная группа «Голоса», Арменией — дуэт Сурена Ахназаряна (скрипка) и Гаянэ Ахназарян (фортепиано) и хореографический коллектив «Крунк». Из России приехали композиторы Ефрем Подгайц и Михаил Броннер, а также танцевальный дуэт «СТ». Одесские композиторы Кармелла Цепколенко, Алена Томленова, Юлия Гомельская, Людмила Самодаева познакомили слушателей и гостей со своими новыми произведениями как на концертах, так и в рамках аудиоакций в Одесской организации Союза композиторов Украины. Параллельно шли мастер-классы Ивонны Ольшовской (Польша), Каролы фон Гердер (Германия), Берега Алимбаева и Сабурбека Олимханова (Киргизстан) на малой сцене оперного театра и в зале хореографической школы.

В этой мастерской духа и фантазии слушатели и будущие исполнители приобретают ценный опыт, учатся воспринимать, обмениваться мнениями, выбирать для себя необходимое из предложенного. Можно с уверенностью сказать, что одесские музыканты и танцовщики еще поразят наше воображение в третьем тысячелетии. Вход на концерты и мастер-классы фестивалей «Ассоциации Новая Музыка» традиционно свободный. Выход — тоже, но покидать залы, по наблюдениям, никто не спешит…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме