«МАСТЕР» К ЮБИЛЕЮ

4 января, 2002, 00:00 Распечатать

Булгаковский «Мастер и Маргарита» — культовый роман интеллигенции не только советского и постсоветского розлива — не раз пытались ставить на театре и снимать в кино...

Булгаковский «Мастер и Маргарита» — культовый роман интеллигенции не только советского и постсоветского розлива — не раз пытались ставить на театре и снимать в кино. У многих режиссеров это так и осталось несбыточной мечтой. Некоторые, дерзнувшие представить свою трактовку столь «зримого» романа, миллион раз проигранного в воображении каждого читателя, потерпели фиаско. Немногие, принятые зрителями с оговорками, вошли все же в историю театра и кино, благодаря звездным именам своих постановщиков. А один фильм, словно пополняя список проделок Воланда и компании, и вовсе сгинул в недрах свар его создателей.

Роман Виктюк, без напряжения носящий набор пришпиленных ему критикой определений — независимый, свободный, скандальный, — к своему шестидесятипятилетию, как истинный джентльмен, сделал подарок окружающим, явив публике новое прочтение «Мастера и Маргариты». Москва набрала в легкие побольше воздуха и дружно фыркнула. А перед Новым годом спектакль был показан в Киеве.

На мой взгляд, спектакль сделан для тех, у кого роман Михаила Афанасьевича — настольная книга, когда не только любая сцена, но каждая фраза из нее вызывает цепь ассоциаций. Это не скрупулезное перенесение на сцену литературного первоисточника, но и не попытка переписать Булгакова, а интеллигентное содружество писателя и режиссера в стремлении донести главное — неповторимые вкус, запах, эмоции, размышления, которые остаются с тобой навсегда после прочтения романа.

Конструктивистская сценография Владимира Боера условна, но обладает точным посылом в эпоху, предшествующую строительству помпезных сталинских высоток. А над всей историей, поведанной со сцены, витает дух идущего к прозрению Ивана Бездомного.

«Мне показалось, — озвучивает свою трактовку Роман Виктюк, — что чаще всего и главным образом все занимаются капустником по поводу того, что происходило три дня в Москве. Но забывают, что в эти три дня, когда был Воланд, сон стал единственной реальностью, неоспоримым фактом. Москва на три дня погрузилась в сон. А сон дает нам, конечно, возможность выхода, потому что это — как раз один из каналов, который может соединить реальность, в которой мы существуем, с той реальностью, из которой и появились несчастные потусторонние силы... Роман разобран на банальности. А вот структура сна и дает возможность рассказать нам все через Ивана Бездомного. Человека, который остался жить и стал историком, который видел все, что происходит в стране, с тех пор и до наших дней, — поскольку сегодня ему было бы лет 80».

Закономерно, как дурно раздражающие рекламные клипы, появляются в спектакле фигуры рабочих, представителей доблестного комсомола, домохозяек, а потом и самого вождя всех времен и народов, озвученные подлинными записями выступлений из архивов. И если бы это не было страшной реальностью для нас, то все это можно было принять за очередные проделки искушенного в злой иронии Воланда.

Решение знаменитой сцены бала Сатаны, на мой взгляд, стилистически верно в ауре духовного прозрения будущего историка Бездомного: артисты облачаются в портретные муляжи голов лидеров коммунистической идеологии. Они перетекают по сцене в бесконечном броуновском движении, глухо сталкиваясь, и папье-маше, из которого они сделаны, при трении воспроизводит шипящий звук клубка змей.

Актерские работы очень пластичны, в спектакле много удач — Иван Бездомный (Иван Дзюба) и Берлиоз (Олег Исаев), выступающий в двух ипостасях, известный зрителю по «Служанкам» и «Соломее» Николай Добрынин (Мастер и Пилат) и герой «Примадонны» Дмитрий Бозин (Воланд). Но поражает неординарное решение образа Маргариты (Елена Морозова) — стареющую, не очень красивую, уставшую от жизни женщину преображает в роковую красавицу и фурию любовь Мастера. Именно это преображение и дает ей силы бороться за деморализованного Мастера, позволяет сделать выбор за себя и за него.

В очередной раз подарив себя зрителям в виде этой премьеры, шестидесятипятилетний Роман Виктюк утвердил, на мой взгляд, свою вневозрастную творческую состоятельность. Так что есть прямой смысл с интересом ожидать новых премьер.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно