МАЛЕНЬКИЙ ОСТРОВОК ИСТОРИИ НА ОБНОВЛЕННОМ ПОДОЛЕ КАК БЫ ЕМУ НЕ ЗАТЕРЯТЬСЯ В МУЗЕЙНОМ МОРЕ

Поделиться
«Подивiться лишень добре, Прочитайте знову Тую славу» (Т.Шевченко.) Для иностранцев, у которых в моде маленькие, камерные музеи, этот домик по улице Спасской просто находка...

«Подивiться лишень добре,

Прочитайте знову

Тую славу»

(Т.Шевченко.)

Для иностранцев, у которых в моде маленькие, камерные музеи, этот домик по улице Спасской просто находка. Для обывателя, меряющего все через призму «сколько бы это могло стоить, будь оно в моих руках», это «еще один музей, кому он нужен». В окружении всевозможных «шопов», казино, банков в престижном уголке старого Подола, недалеко от Днепра, аккуратный домик, который народная молва окрестила домом Мазепы, сохранил атмосферу, поражающую всех, кто сюда приходит: дух истории и вместе с тем — совсем домашнее тепло и уют.

Очевидно, его хранило само Провидение. Домик пережил и огонь, и социальные потрясения, перестройки, достройки и организацию в нем коммуналок и, наконец, решение о снесении.

Два года назад по распоряжению представителя Президента в Киеве в уникальном и для города, и для Украины здании (т.к. оно является классической «кам’яницею», построенной на рубеже XVII—XVIII веков) начал создаваться Музей гетманства.

Начинать с нуля — чрезвычайно тяжело. Даже организовать предприятие, которое будет производить что-то материальное, и в конце концов вернет вложенные деньги. А если речь идет о духовном?

Еще шли реставрационные работы, а сотрудники начали крупицу за крупицей формировать будущую экспозицию. Духовное, в конечном счете, уперлось в материальное. Если раньше предметы декоративно-прикладного искусства (те же вышитые сорочки) можно было отыскать в бабушкиных сундуках и просто получить в подарок, то теперь это все выливается в круглые суммы в валюте, не говоря уже о действительно подлинных исторических находках. Тем не менее в фондах музея уже 1500 экспонатов. И здесь самое время сказать о благотворительности. На недолгом жизненном пути музею встретилось много добрых людей — некоторые их дары вы видите на снимках. Очень ощутимой была помощь украинской диаспоры. Марьян Коць, принимавший вместе с другими представителями американской диаспоры самое активное участие в реставрации здания музея, подарил картину львовского художника Миколы Кристопчука «Я, Богдан». Степан Гел из Торонто прислал подборку марок, посвященных годовщине Мазепы, Эдвард и Елена Мельничуки и Орест Зайкевич из Нью-Джерси — редкую икону.

Председатель харьковской фирмы «Биосан» Николай Заика специально для музея заказал художнику Василию Тимошивскому серию портретов украинских гетманов, выполненных в технике писанки.

Тесные связи соединили музей с народным художником Украины Феодосием Гуменюком, который дал много ценных советов и подарил несколько акварельных работ. По-дружески делятся областные краеведческие музеи, Подольская постоянно действующая экспедиция, в организации временных выставок оказывают помощь Национальный художественный музей, Музей декоративного искусства в Лавре.

Нужно собирать все то, что еще уцелело и не увезено, даже если эти экспонаты выходят за хронологические рамки экспозиции, чтобы не погибло, чтобы сохранить для потомков, — так считает коллектив музея. Например, из командировки в Житомирскую область Маргарита Петровна Болгарова привезла рамку для плетения сит из конского волоса. Ничего подобного не значится в картотеках ни одного из киевских музеев.

Постоянно действующая экспозиция пока в перспективе. Идет обсуждение концепций музея (все это требует непомерных на сегодняшний день затрат). Найден более гибкий путь — создание временных выставок, увязанных с определенными круглыми датами в истории Украины, к юбилеям гетманов. Прошлый год прошел под знаком Ивана Мазепы, в октябре была серьезная выставка к 285-летию со дня его смерти, проведена научная конференция. Конференции сопровождают каждую выставку — сотрудникам музея есть что рассказать; несмотря ни на что, они самозабвенно работают в архивах. Ныне подготовлена выставка к 50-летию со дня смерти последнего гетмана Украины Павла Скоропадского.

— Даже не ожидали, что столкнемся с таким количеством разных авторитетных мнений — и позитивных, и негативных, — рассказывает директор музея Галина Ивановна Яровая. — Но постараемся их учесть и отобразить. Ведь наши возможности какие: фотографии, может быть отдельные цитаты... Тем более трудно, что и вещей-то почти нет. Но удалось подобрать ряд документов. Мы переписываемся с последней оставшейся в живых дочкой Скоропадского — Еленой. Она сейчас очень больна и приедет в Киев только осенью. Обещает кое-что нам передать.

А на очереди уже выставка к годовщине смерти Богдана Хмельницкого. Музей отнюдь не собирается быть замкнутой организацией для избранных. Его двери открыты и в будни, и в праздники — с 10.00 до 18.00. Приходят с экскурсиями школьники, студенты, просто посетители, те, которые помнят его в плачевном состоянии до реставрации, и те, кто боролся, сначала за то, чтобы домик не снесли, а затем работали на его реставрации. Приходят архитекторы, историки, искусствоведы с конкретными вопросами относительно одежды казаков, геральдики, гербов. Обращаются потомки казацких родов, восстанавливающих свою родословную.

Заведующая отделом экспозиции Елена Попельницкая показывает экспонаты, переданные художником Николаем Киселем из Седнева Черниговской области, — считая, что является потомком одного из киевских воевод Адама Киселя, он прослеживает свои корни.

Компьютера в музее конечно нет. Сотрудники молятся на единственный из техники ксерокс, любезно подаренный Миколой Плавьюком. Но мечта о научно-техническом центре есть.

— Закладываем основы, надеясь на будущее. Даже другие организации хотят использовать наших сотрудников, — при всем Галина Ивановна Яровая оптимист. — У нас подобрался замечательный коллектив, каждый очень любит свое дело. Наши сотрудники сидят в архивах и библиотеках буквально с утра до ночи. Работают не покладая рук. Например, семья Лякиных. Римма Николаевна изучает казацко-старшинские документы, Василий Федорович перевел два больших тома Григория Гаецкого «Козацька адмiнiстрацiя гетьманщини», и теперь мы можем дать любую справку и про генеральных бунчужных, хорунжих, судей, обозных, полковников, генеральную старшину. Кроме того, уже имеем множество дополнений к этой книге.

С нуля создавалась, а теперь можно похвастаться библиотекой из 800 книг, где собирается все, что выходило и выходит в Украине по тематике музея. Особенная благодарность заведующему отделом маркетинга Института археографии НАН Украины Василию Павловичу Швидкому за подаренные музею книги, среди которых труды Грушевского, Костомарова. Книги бывает просто приносят добрые люди. А большой друг музея, Ярослав Жмуркевич из Филадельфии собрал у знакомых, родственников около 60 книг об Украине, изданных в Америке с 20-х по 60-е годы, и переслал музею.

Более всего меня удивили в музее две вещи. Первое, что музей такой тематики имеет статус городского (как Музей истории Киева и «Косой капонир»). И второе, как при таком безумном дефиците средств удается вообще существовать, работать, пополнять фонды и... буквально бороться за крышу над головой. Оказывается, вокруг этого исторического островка бушуют натуральные страсти. Параллельно существуют коллектив Музея гетманства, который находится в подчинении Главного управления культуры Киева, и здание этого же музея, которое принадлежит... историческому заповеднику «Стародавнiй Київ».

У Г.И.Яровой накопилась масса писем с угрозами о выселении из домика, передаче дела в арбитражный суд и т.д. и т.п. Странно, не так ли? Две организации, делающие в общем-то одно дело, и две позиции. Не могут прийти к консенсусу в вопросе о передаче здания. А ведь даже элементарный ремонт, не говоря уже о каких-то кардинальных решениях, невозможно сделать без разрешения хозяина — заповедника.

Двойное подчинение — это неуверенность в завтрашнем дне. Лакомый кусочек этот домик — лакомый как для историков, так и для бизнесменов. И это порождает такие проблемы, которые обывателю даже и не снились.

Можно долго говорить о нужности и полезности музея, о его вкладе в воспитание чувства государственности. Но лучше прийти сюда самому. И увидеть. И, кто в состоянии, помочь — словом ли добрым, деньгами ли (кто заинтересован в благотворительности). И еще одним, очень важным: не мешать музею работать.

— Я считаю, что Музей гетманства обязательно является одной из форм государственности, и верю, что государство повернется к нам лицом. А пока мы хотим выиграть время, чтобы экспозиция была более полной, — Галина Ивановна Яровая показывает книги отзывов с теплыми, искренними словами.

* * *

...Сейчас у музея прозаическая, но одна важная бытовая проблема — поставить забор, ограду, чтобы на его территории не парковались машины...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме