Магнетизм Мерзликина

14 октября, 2016, 00:02 Распечатать

На этой неделе в столичном Доме кино вспоминали украинского режиссера и киноактера Николая Мерзликина (1936–2006). 80-летию со дня его рождения посвящен выход книги "Николай Мерзликин: поиск совершенства" (составитель Валерия Чайковская). Это проект редакции журнала "Кіно-Театр" и Издательского дома "Киево-Могилянская академия".

"Привет, синичка!" Репетиция М.Мерзликин,Б.Бенюк, З.Сивач

На этой неделе в столичном Доме кино вспоминали украинского режиссера и киноактера Николая Мерзликина (1936–2006). 

80-летию со дня его рождения посвящен выход книги "Николай Мерзликин: поиск совершенства" (составитель Валерия Чайковская). Это проект редакции журнала "Кіно-Театр" и Издательского дома "Киево-Могилянская академия".

Мерзликин принадлежит к преемникам эстетики Леся Курбаса. Украинский круг последователей Курбаса в Украине довольно широк, и ярчайшие его представители — в Харькове, Львове и Киеве.

Если говорить о школе в Киеве, то это ученики Марьяна Крушельницкого (прежде всего Лесь Танюк) и Михаила Верхацкого: кинорежиссер Леонид Аничкин (автор документальной кинотрилогии об украинских узниках на Соловках), режиссер и педагог Виктор Кисин, актриса кино Наталья Наум, театральный режиссер Николай Мерзликин (понятно, перечень не полный). 

И если в начале 1960-х Лесь Танюк был очень активным и организовал в Киеве вместе со своими единомышленниками Клуб творческой молодежи, объединив художников разных профессий, то Николай Мерзликин был другим по характеру — неслучайно один из театральных критиков назвал его одиноким самураем. Танюк, подготовленные спектакли которого в Украине запрещали, вынужден был податься в Москву. Молодой Мерзликин всю жизнь работал в Киеве.

Начну с личности, с индивидуальных черт Николая Мерзликина. 

Прежде всего, это спокойная, уверенная мудрость и четкое осознание реальности. Несмотря на оттепель, было трудно. "Забери меня в Москву. Киев  для режиссера — смерть, там за каждый пустячок надо класть если не жизнь, то здоровье. Атмосфера полной паранойи" — эти слова Николая Мерзликина Лесь Танюк зафиксировал в своем дневнике 26 декабря 1966 г. 

В Киеве еще крепок был лед корнейчукизма, и нужно было разбивать его, возвращать театру эстетику европейскую, которую в свое время привил Лесь Курбас. Мерзликин не принимал рутины в пространстве театра и в то же время трезво оценивал власть, которая руками надзирателей душила проявления творческой свободы. И все же, в этих условиях, в этих ограничениях он делал невозможное. 

В плохоньком старом помещении киевского ТЮЗа он ставит "Сто тисяч" Карпенко-Карого, спектакль, который был совершенно не похож на спектакли классического репертуара корифеев.

Этот почин новаторства зафиксировал Юрий Богдашевский в начале 1967 г. в своем обзоре в газете "Культура і життя", проанализировав спектакли молодых Сергея Данченко и Романа Виктюка во Львове и Николая Мерзликина в Киеве. В достижении поставленной цели Мерзликин-режиссер проявлял большое терпение не только для того, чтобы поставить спектакль, но и чтобы его "пробить". Для этого нужно было иметь крепкие нервы, силу воли, характер. 

Особенность творчества, творческая манера 

Спектаклем "Сто тисяч" он получил признание ценителей и неприязнь рутинеров. В его прочтении классики на первый план выходили вечные вопросы: индивид и общество, тяжкий труд человека и авантюристы, которые им пользуются, крестьянин-труженик, которого обманывают и грабят негодяи разного калибра. Такое надругательство над крестьянством совершалось в течение всех лет советской власти. 

Именно поэтому Калытка, прекрасно сыгранный его любимым актером Владимиром Алексеенко, был человеком не жадным и загребущим, а одураченным, вызвал не осуждение, а сочувствие. Мерзликин был также находчивым и в жанре комедии, что подтвердил спектакль "Чортів млин" Яна Дрды и Исидора Штока в том же ТЮЗе, где в образах чертей прочитывались ассоциации с персонажами советской системы, с реальной действительностью. Рецензент О.Степаненко писал: "Идя на спектакли этого режиссера, можно быть уверенным, что встретишься с острым оригинальным решением. (…) Беспокойство в поисках нового, преданность увлекшей идее, глубокая убежденность в выбранной форме находят отражение в его спектаклях". 

Трудно сказать, почему после того, как уже был сформирован коллектив, после таких успешных спектаклей, Мерзликин оставил театр. Но можно предположить, что не по собственному желанию. Чиновники не простили ему опасных намеков, косвенного изобличения действительности, тем более что оттепель уже закончилась, и начался застой.

Его отлучили от театра почти на 10 лет. 

Почему
эмигрировал в кино? 

Там все же свободнее дышалось, хотя после 1972 г. также начали закручивать гайки, а затем официально запретили украинское поэтическое кино. За то, что не отображало современную действительность. 

Николаю Мерзликину выпало играть роли современников — и делал он это естественно, у него игра не чувствовалась. Как сказал кто-то из актеров, он играл так, как прибалтийские актеры. 

За роль Якова Чигирина в фильме "Здесь нам жить" Анатолия Буковского он получил награду республиканского кинофестиваля. Так же успешно воплотил персонажей в фильмах Тимура Золоева "Каждый день жизни" и "Голубой патруль". Был еще авиаконструктор Иван Гай в фильме "Небо-земля-небо" А.Буковского, учитель в "Абитуриентке" Алексея Мишурина. 

В 1978 г. он возвращается в ТЮЗ — театр, переживавший полный упадок, как писала Нина Давыдова, актеров на сцене было больше, чем зрителей в зале. 

Театр он возродил, привлек в труппу талантливых актеров из Киева и Харькова (среди харьковчан был еще один курбасовец — ученик Валентины Чистяковой Виталий Савчук). Во время возвращения в ТЮЗ самым большим успехом пользовались спектакли для подростков, в которых затрагивалась проблема морального здоровья молодежи. 

Мудрая репертуарная политика и глубокое прочтение пьес Ю.Грушаса и А.Дударева. Он умел зажечь актеров, которые становились одной дружной семьей, и их самоотдача приносила результаты. 

Зритель пошел в театр, были аншлаги. Со своими спектаклями, получившими массу восхищенных отзывов и глубокий анализ, они объездили огромную территорию Союза — с успехом играли в Тбилиси и Минске, побывали на гастролях в Лейпциге. 

И это за каких-то три года. 

Тем временем в Киеве открывается новый театр — Молодежный, и для него никак не находится "достойного", с точки зрения городской власти, руководителя. 

Мерзликина забирают из ТЮЗа и переводят поднимать новый театр. Продержался он там недолго — не сложилось взаимопонимание, ведь актеров подбирали не из соображений общей творческой платформы, а неизвестно из каких соображений. 

Но даже в тех условиях Мерзликин создал два смелых спектакля: "Джикетский манифест" по Александру Чхаидзе о молодом реформаторе грузинского села и "Стіну" Юрия Щербака об отношениях княжны Варвары Репниной и Тараса Шевченко. "Украинская советская сцена такого Шевченко еще не видела", — писали критики. Здесь Мерзликин подготовил два состава — Раису Недашковскую и Игоря Славинского, Галину Стефанову и Валерия Легина. Сильные актеры, большая творческая самоотдача и… заслуженный успех. 

И после этого — новая эмиграция. В новообразованный Музыкальный театр для детей и юношества. Классическую музыку Николай Иванович знал и любил, у него был абсолютный слух, так что нашел взаимопонимание с оперными певцами и симфоническим оркестром. За 20 лет был сформирован не только коллектив, но и творческое лицо театра, в сложное с финансовой точки зрения время 1990-х появились опять знаковые спектакли. Прежде всего, это  "Пастка для відьми" по мотивам оперы Кирилла Стеценко "Івасик-Телесик". Музыку к спектаклю написал Игорь Щербаков. Игра Любови Канюки очаровывала артистичностью, естественностью, сценической культурой. А новый взгляд на старую сказку отмечался самобытностью, оригинальностью и талантом. Спектакль стал событием и был удостоен Шевченковской премии. 

У Николая Мерзликина была еще одна черта — он держал в поле зрения своих любимых актеров. Именно поэтому он ставит моноспектакли: "Стіна" и "Паліпсест" с Галиной Стефановой, а в своем Музыкальном театре, в сопровождении симфонического оркестра, — "Лісову пісню" (музыка Михаила Скорульского) с Раисой Недашковской и "Метель" (музыка Георгия Свиридова) с Виталием Савчуком.

Николай Мерзликин реализовал себя как талантливый педагог, преподавал режиссуру и актерское мастерство в КНУТКиТ им. И.Карпенко-Карого, ставил со студентами интересные спектакли, в частности и по текстам Тараса Шевченко и Николая Кулиша.

Напоследок о его мужестве, благодаря которому он противостоял рутинерству, провинциальности, самовлюбленным бездарям. Но это уже тема отдельного исследования — очень нужного и важного, чтобы глубже понять роль и значение для украинского театра талантливого режиссера Николая Мерзликина.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно