МАЭСТРО СКАЗАЛ: «ДО СКОРОЙ ВСТРЕЧИ

11 июня, 1999, 00:00 Распечатать

Маэстро сказал: «До скорой встречи!То, что Украина, наконец, перестала быть одной из очень немногих стран, где никогда не выступал легендарный Хосе Каррерас, факт безусловно, отрадный...

Маэстро сказал: «До скорой встречи!То, что Украина, наконец, перестала быть одной из очень немногих стран, где никогда не выступал легендарный Хосе Каррерас, факт безусловно, отрадный. Чрезвычайно утешает и то, что в Киеве без особого труда нашлось четыре тысячи не просто состоятельных людей, но любителей оперного искусства. Это обнадеживает. Грезится, как очередной суперконцерт организаторы проведут не только ради супервыручки, но и с благими намерениями доставить удовольствие всем меломанам.

Но и сейчас, поверьте, нам есть чему радоваться, кем восхищаться и гордиться. Только, кто бы научил этому? Кто бы прервал дурную традицию уничижительно прислушиваться к мнению варягов, выстраивающих иерархию ценностей по законам здравого смысла, чтобы потом поперек ей жить по логике абсурда?

Вы, конечно, догадались, что речь пойдет об Ольге Микитенко - певице дивного таланта, с полным основанием претендующего на великое будущее и уже обладающего достойным и крайне редким для двадцати четырех лет прошлым.

Я истово убеждена в том, что наблюдать за весьма драматическим развитием творческой судьбы Ольги Микитенко, искать малейшую возможность услышать ее неповторимый голос, фиксируя нюансы его естественного созревания, удивленно восторгаться все расширяющимися возможностями технического мастерства певицы, ее фантастической музыкальности - истинное счастье, счастье сопричастности.

Именно поэтому участие в концерте на равных маститого маэстро и начинающей свой звездный путь молодой певицы - факт для ее соотечественников априори значительный. Этот факт из мира, построенного по логике здравого смысла. Спасибо Хосе Каррерасу, непроизвольно исполнившему роль вразумляющего варяга.

- Как случилось, что именно вы, Ольга, пели с Хосе Каррерасом?

- Нужно предварить возможные разговоры о каких-то других претендентках и т.д., и т.п. Я получила предложение работать в этом концерте еще в феврале.

- Почему же тогда никто об этом ничего не знал до самого последнего времени?

- Я по личным соображениям не хотела загадывать наперед. Потом меня не все устраивало в предлагаемых поначалу условиях, одно время я даже отказалась от сотрудничества. Но позже все-таки согласилась и Каррерас получил мои документы. К тому же он является одним из почетных директоров конкурса в Барселоне. Он не был на конкурсе, когда я пела, но он получил кассету, отзывы председателя жюри конкурса в Барселоне великого сопрано Магды Оливеро, он получил отзывы от Ренато Брузона - короля баритонов, он получил отзывы от лучшего россиниевского тенора всех времен и народов Луиджи Альва, который был президентом жюри в Афинах, на конкурсе имени Марии Каллас и от члена жюри этого же конкурса Илеаны Котрубас - выдающегося сопрано современности.

- Ваши впечатления от встречи с маэстро?

- Я уже пела с великими певцами. Они относятся к молодым партнерам несколько снисходительно. Тут же я столкнулась с совершенно другим отношением. В процессе подготовки к концерту, просматривая множество записей Хосе Каррераса, я видела как корректно, обходительно он ведет себя с партнерами. У него очень приятные, интеллигентные внешность, манеры, но действительность превзошла все ожидания и предположения - Хосе Каррерас оказался настоящим джентльменом. Что еще мне очень понравилось - когда Каррерас только пришел на репетицию, первое, что он сделал - это похвалил меня. Он сказал: «У вас очень красивый голос». Я, правда, не растерялась и ответила: «Спасибо, я знаю об этом». Потом мы поделились впечатлениями о Киеве. Маэстро сказал, что город очень зеленый, очень красивый. Когда я заметила, что Киев еще и очень старый, Каррерас пошутил: «Я тоже очень старый». У него вообще, приятно отметить, великолепное чувство юмора. Шутил он постоянно и за кулисами, и на сцене; шутил умно и к месту - это помогало создавать непринужденную атмосферу. Да… то, что Хосе Каррерас величайший певец, я знала очень давно, позже я узнала, что он - великий гражданин и великая личность, теперь я могу сказать, что он великий джентльмен. Причем, он ведет себя так не только со мной, но и со всеми: с дирижером, оркестрантами, организаторами. И это отличает его от тех, тоже великих певцов, с которыми мне приходилось общаться. У него буквально все могут учиться обращению с окружающими».

- Ольга, расскажите, пожалуйста, как вам пелось с маэстро?

- Мне очень приятно пелось. У Каррераса масса достоинств, не буду все их перечислять, но есть одно качество, отличающее его от остальных звезд: он великолепный драматический актер. Он откликался на каждую мою эмоцию, на каждую мою улыбку, мастерски обыгрывая каждую предложенную ситуацию. Это было редкое удовольствие от сотворчества, у нас была полная гармония, мы заряжались один от другого. В результате - у меня от концерта впечатление праздника, брызг шампанского, фейерверка!

- После концерта, до нашей с вами встречи, вышло несколько статей в украинской прессе, авторы которых позволили себе некорректно высказаться о выступлении Хосе Каррераса. Прокоментируйте, пожалуйста, этот факт.

- Я слушала из-за кулис. Мне трудно судить о том, что было слышно в зале. Но если какие-то накладки, недостатки и были, то только из-за аппаратуры. Может быть, она старая, новая стоит бешеных денег, и, может быть, наша страна не может себе позволить ее купить. Я слышала, как хрипели динамики, и маэстро с ужасом на них поглядывал. Несколько раз что-то фонило и заедало. Из-за кулис я слышала исключительно его совершенный голос. Это было замечательно и для меня удивительно, как в таком возрасте можно так сохранить голос.

- Скажите, пожалуйста, в чем, по-вашему, секрет маэстро, позволивший ему подняться так высоко?

- Это целый комплекс причин. Среди них и его интеллигентность. Он знает, как это сделать, он чувствует музыку, он знает, как преподносить музыку именно в том стиле, в каком она должна быть. Сейчас многие, даже великие, грешат тем, что путают стили, манеру исполнения. Испанские и итальянские песни, прозвучавшие в концерте, - это прекраснейшие образцы бельканто, а не, как многие думают, песни из таверн. И спеть такие песни может только такой тенор, как он. Но в его репертуаре и сложнейшие партии, которые он исполняет опять же с великолепным чувством стиля, я уже не говорю о техническом мастерстве. Просто в таких массовых концертах не совсем уместно исполнение произведений, рассчитанных на восприятие в камерной обстановке рафинированными меломанами.

- Украина относится к тем странам, которые по стечению многих случайных и не случайных обстоятельств, обладает благодатными условиями для возникновения уникальных голосов. Во всем мире знают украинские голоса и украинские песни. Но до сих пор единицы попадали на музыкальный Олимп. В чем, по-вашему, причина такого несоответствия?

- Хосе Каррерас пишет о том, что его всю жизнь поддерживала Монтсеррат Кабалье. Даже когда он уже был известен и любим во всем мире и случилось несчастье - он серьезно заболел. Доминго, Паваротти и Кабалье дали несколько концертов, все сборы от которых пошли на его лечение. Человеку любому нужно ощущать помощь и поддержку, но особенно в них нуждаются люди талантливые, творческие. Они часто ранимы и беззащитны. Мне кажется, в нашей стране этого почему-то не понимают. Наши певцы предоставлены сами себе. Конечно, есть добрые люди, которые хотели бы помочь, но они не имеют такой возможности, а те, кто ее имеют или по долгу службы обязаны это делать, к сожалению, не только не помогают, а часто и мешают. Может это проблема роста, может, переходного периода, может, хронического дефицита здравого смысла. Жаль, очень жаль, что так происходит. Вот хотя бы такой пример: если уж говорить об украинской вокальной школе, то это будет разговор о вокальной школе профессора Галины Станиславовны Сухоруковой. Она объединяет в себе прежде всего элементы классической итальянской школы с собственными открытиями и приемами. У Галины Станиславовны достаточно прекрасных учеников. И что? Кто их когда поддерживал, кроме нее? Поэтому, так сказать, старые ученики разлетелись по миру, а молодые, будущая слава Украины, перебиваются с хлеба на воду.

- Я знаю, вы усердно работаете над совершенно новой интересной программой, когда предполагается ее премьера и что будет следовать за ней?

- Да, я приготовила новую, очень красивую программу, многие произведения которой никогда не исполнялись в Украине. 25 июня мои поклонники и меломаны смогут услышать ее в Колонном зале им.Лысенко Национальной филармонии. Так мне хочется отметить свое двадцатипятилетие и десять лет со дня первого выхода на серьезную сцену. Трудно сказать, что будет дальше, но мне понравились прощальные слова Хосе Каррераса: «До скорой встречи!»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно