МАЭСТРО ПЕНДЕРЕЦКИЙ В ЛАБИРИНТЕ ВРЕМЕНИ

Поделиться
То, что Украина в последнее время стала далеко не последней «сценой» Европы, мы все уже привыкли: Монсерат Кабалье, Владимир Спиваков, Юрий Башмет...

То, что Украина в последнее время стала далеко не последней «сценой» Европы, мы все уже привыкли: Монсерат Кабалье, Владимир Спиваков, Юрий Башмет. А вот один из последних выдающихся визитов может посоперничать с любым из предыдущих и не только...

Потому что в конце марта при поддержке Министерств культуры и искусств Польши и Украины, Польского института в Киеве и Фонда содействия развитию искусств в нашей столице находилась одна из первых особ сегодняшнего музыкального мира - Кшиштоф Пендерецкий. Стоит ли перечислять все заслуги маэстро? Автор четырех опер, многочисленных произведений для симфонического оркестра, ораторий, а также целого ряда концертов и камерных композиций, написанных специально для выдающихся музыкантов, таких как Мстислав Растропович, Зигфрид Пальм, Исаак Стерн. Лауреат более десяти значительных наград, в том числе и премии международного музыкального совета ЮНЕСКО, почетный доктор ведущих музыкальных академий мира, кавалер ордена Заслуг ФРГ, княжества Монако, Командорского креста со звездой ордена Возрождения Польши. После своего дебюта в 1973г. с Лондонским симфоническим оркестром - дирижер лучших коллективов Соединенных Штатов и Европы. В 1996-м исполнение Пендерецким его собственных «Семи врат Иерусалима», написанных по заказу города, прозвучало во время торжеств «Иерусалим - 3000 лет». А в 1997-м маэстро опубликовал книгу под названием «Лабиринт времени. Пять лекций на конец столетия», расправляющуюся с популизмом. Перечень достижений можно было бы продолжить, но дело не в этом. Свою неординарность Кшиштоф Пендерецкий и в Украине доказал прежде всего делом.

И суть не только в том, что Колонный зал им. Лысенко Национальной филармонии стал четвертым местом в мире, где исполнялось его новейшее произведение «Credo» («Верую»), создававшееся с 1992 по 1998 год. И даже не в том, что Киеву посчастливилось стать первым городом, в котором пан Пендерецкий дирижировал своим шедевром сам; что вместе с ним прибыли пятеро ведущих польских солистов (Божена Гарасимович-Гаас, Изабелла Клосинская, Богна Бартош, Адам Здуниковский, Петр Новацкий), а в концерте были задействованы еще и филармонический симфонический оркестр, Национальная хоровая капелла «Думка», хор мальчиков и юношей КССМШ им. М.Лысенко. Одним словом, в общей сложности около 300 человек. На следующий же день состоялся еще один концерт при участии хорошо известного скрипача Вадима Бродского, который с тем же симфоническим оркестром под руководством Николая Дядюры исполнял второй скрипичный концерт Пендерецкого.

Как оказалось, отец маэстро родился в Ивано-Франковской области и был окрещен в греко-католической церкви. Пендерецкий уже давно подумывал о гастролях в Украине, и вот на этот раз все сложилось. То, что от голоса крови никуда не денешься, - это одно, а второе - композитор был приятно удивлен высоким уровнем музыкальной подготовки всех украинских коллективов. Поэтому Киев особенно почтил Кшиштофа Пендерецкого. Кроме двух его концертов, 1 апреля Национальная музыкальная академия Украины на чрезвычайном ученом совете присвоила профессору звание почетного доктора в честь величайших музыкальных достижений.

Ведь Кшиштоф Пендерецкий - это не только дирижер и композитор, музыка которого исполняется в самых престижных музыкальных залах мира. В его творчестве отображается новейшая музыкальная история, ибо так или иначе он сам ее творец. Автор прошел уникально интересную дорогу музыкального творчества. Ему удалось сформировать свой яркий стиль, построенный на сонорно-алеаторической основе. Авангардист и классик в одном лице, сам профессор сказал о себе так: «В молодости я поставил музыку на голову, а теперь стараюсь перевернуть опять на ноги». Действительно, если в ранний период творчества пан Кшиштоф стоял на радикальных авангардистских позициях, то его поздние опусы - это своеобразный диалог с мировым музыкальным наследием. Поэтому украинским меломанам, которые знакомы с ранними произведениями Пендерецкого - «Трен памяти жертв Хиросимы», «Полиморфия», «Флуоресценции», - было очень интересно услышать его последнее достижение - «Credo». Первичным замыслом композитора было написание полной мессы, но сейчас он создал только «Сredo» и рассматривает его как самостоятельное произведение. На вопрос, почему, в отличие от Шуберта и Монти, он ограничился только третьей частью ordinarium missae, Пендерецкий ответил, что «Credo» - это главнейший текст всей мессы. Написанный языком, который далеко отходит от его ранних авангардистских экспериментов, тональный и вокальный, с отзвуками родного края творца, он отражает потребность гармонии в нынешнем мире. Это произведение является также и проявлением религиозных убеждений композитора, который в конце этого тысячелетия во всеуслышанье заявляет - «Credo in unum Deum» - «Верую в единого Бога».

Хочется думать, что это не последний визит маэстро к нам. И трактовать подобный приезд можно по-разному, называя еще одним крепким мостом между двумя державами, дорогой в новую эру или просто общением с прекрасным.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме