МАЭСТРО И ЕГО ОРКЕСТР

28 июля, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №30, 28 июля-4 августа

В завершающем концерте сезона Одесский государственный филармонический оркестр под руководством заслуженного артиста Украины Хобарта Эрла (США) выступил с интересной и сложной программой...

В завершающем концерте сезона Одесский государственный филармонический оркестр под руководством заслуженного артиста Украины Хобарта Эрла (США) выступил с интересной и сложной программой. Прозвучали Симфония №3 Ивана Карабица, «Вступление» и «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда» Р.Вагнера и симфоническая поэма «Тиль Уленшпигель» Р.Штрауса. Арии из опер К.Данькевича, С.Рахманинова и Дж.Пуччини исполняли в сопровождении оркестра народный артист Украины Анатолий Бойко и лауреат международных конкурсов Наталия Ютеш. Симфония №3 для струнных написана И.Карабицем более десяти лет тому назад. К сожалению, одесситам лишь сейчас удалось услышать эту замечательную музыку. Серьезность и широта замысла, новизна интонационного строя, обобщенная программность и актуальность тематики — эти качества, присущие симфонии И.Карабица, достаточно характерны для всего творчества композитора.

Музыкальные идеи автора облечены в строгие, продуманные формы. Они отличаются гибкостью и индивидуальным обликом. Как правило, симфонический цикл (у И.Карабица он «спрессован» в одной части) требует от исполнителей большой точности и тонкости прочтения, а также умения воссоздать единую линию развития, всегда своеобразно подчеркнутую композитором в конструкции целого. В то же время интерпретаторы должны проявить особое внимание к мелким, подчас еле уловимым деталям, которыми насыщена эта музыка.

Дирижер Хобарт Эрл и одесский оркестр показали, что они хорошо чувствуют стиль, характер произведения И.Карабица. Им убедительно удалось передать «интеллектуальную» атмосферу симфонии, изобилующую «эпизодами размышления», контрастирующими вспышками огромного эмоционального напряжения. Исполнителям более всего удаются именно эти «полярные противопоставления». Особенно запомнились лирические эпизоды, подкупающие своей поэтичностью, тонкостью фразировки, совершенством ритмической пульсации, точно найденным темпом. Сочное звучание струнных, чистота и эмоциональная выразительность солирующих инструментов оркестра (В.Кузиков — скрипка, С.Шольц — виолончель) способствовали общему успеху исполнения. Дирижер еще молод, но и сейчас ясно, что перед нами художник, который видит и хочет воплотить наше время. Раскрывая произведения своих современников, Эрл обнаруживает проницательный слух, чувство формы, понимание напряженного динамизма драматургии. Поэтому хотелось бы, чтобы перспективное содружество известного украинского композитора и одесского оркестра развивалось и впредь и знаменовалось в дальнейшем интересными симфоническими премьерами.

Однако вернемся к рассказу о концерте. Мягко и выразительно звучит оркестр в аккомпанименте. Необходимое равновесие установлено между оркестром и певцами. Голоса певцов словно парят над оркестром, каждое слово, каждая интонация отчетливо слышны в зале. Голос Наталии Ютеш не столько поражает силой и блеском, сколько привлекает нежным звучанием, мягкой пластичностью. Запомнились своей контрастностью трагические «полутона», нежные «шелковые» интонации в знаменитой арии Мими из оперы «Богема» Дж.Пуччини и драматическая взволнованность, эмоциональная обнаженность в дуэте из оперы Рахманинова «Алеко». Тепло приняли слушатели А.Бойко. Ария Кривоноса из оперы К.Данькевича «Богдан Хмельницкий» прозвучала с настоящим оперным размахом, однако без всякой внешней игры «на публику». Большая сценическая культура, сценический опыт певца особенно ощущаются в дуэте из оперы Рахманинова «Алеко».

Прекрасно прозвучали во втором отделении произведения Р.Вагнера и Р.Штрауса. Исполнение музыки Вагнера привлекает естественной гармоничностью. Качество это достигается сочетанием различных, порой противоположных черт: точность, определенность и одновременно мягкость, умение выявить, с одной стороны, ясную прозрачность ткани, с другой — сочность, насыщенность инструментальных красок.

Оркестр исполнил симфоническую поэму «Тиль Уленшпигель» с необычайным эмоциональным подъемом. Взятый дирижером чуть более активный, чем обычно, общий темп обеспечивает происходящему внутреннее движение. Сквозное, непрерывное музыкально-драматургическое развитие образует одну гигантскую волну. Дирижер сделал все, чтобы выявить красоту и обаяние лирических образов партитуры, яркую экспрессивность в сочетании с четким свободным темпоритмом в контрастных эпизодах. Хотя в этих эпизодах порой не хватало артикуляции.

Прекрасно принятая слушателями программа запомнилась отличным ансамблем, красотой звучания, точностью эмоционального накала.

Сколь часто в повседневной действительности слышим мы ставший уже банальным тезис: в эпоху экономического кризиса, политической неустойчивости искусство деградирует. Деятельность одесского оркестра под руководством Х.Эрла на практике опровергает эту, казалось бы, бесспорную истину. С каждым концертом оркестр играет все лучше, уже в полный голос заявляет о себе на концертных эстрадах мира. Австрия, Германия, Америка, Канада, Англия, Австралия, Швейцария — такова география гастрольных маршрутов Одесского симфонического оркестра за последние три года. Рецензии в отечественной и зарубежной прессе красноречиво свидетельствуют о признании и успехе коллектива. Более того, концерты оркестра запланированы и на последующие годы в абонементах Англии, Германии, США.

Итак, существует ли секрет одесского коллектива и в чем он заключается? Дать объективную оценку этому явлению поможет нам краткий исторический экскурс.

Около полувека продолжается мое знакомство с Одесским симфоническим оркестром, с годами переросшее в постоянное творческое общение. 1945—1946 годы. С каким восторгом мы, ученики школы им.Столярского, воспринимали прекрасные интерпретации симфоний Чайковского, Брамса, Берлиоза! Оркестром тогда руководил замечательный дирижер А.И. Климов. Ослепительные кульминации, яркость и многообразие красок, теплое, проникновенное звучание отличали интерпретации этого замечательного дирижера-романтика. Незабываемы и гастроли с нашим оркестром известных дирижеров С.Файера, К.Зандерлинка, Н.Рахлина, С.Турчака и многих других прославленных представителей отечественной школы. В 50—60-е годы Одесский симфонический оркестр представлял собой коллектив единомышленников, прекрасных высокопрофессиональных музыкантов. Особенно сильна была блестящая струнная группа оркестра. Что же касается творческого руководства оркестра, то с годами положение начало резко ухудшаться. За последние 30 лет у руля оркестра поочередно стояло более полутора десятка дирижеров. Внешне разные, они сливались в сплошную серую череду, предопределившую постепенную творческую деградацию коллектива: тут были и честолюбивые «середнячки», изматывающие оркестр долгими бесплодными репетициями, и способные «одуванчики», стремящиеся за короткий период урвать побольше привилегий и званий, дабы затем упорхнуть далее; родственники высокопоставленных деятелей, под руководством которых оркестр балансировал на грани провала. Но кульминационной точкой кризиса оркестра, на мой взгляд, следует считать вторую половину 80-х годов, когда оркестр возглавил Г.Гоцеридзе. Человек далеко не бесталанный, Гоцеридзе хорошо слышал музыку, отлично читал партитуру, ощущал форму и стиль произведения. На мой взгляд, его дарование отличалось рационализмом, теоретической направленностью. Безусловно, для слушателей предпочтительнее яркие, эмоциональные дирижеры, увлекающие оркестр своим искрометным темпераментом. Но и такой рациональный стиль имеет право на жизнь. Однако с годами дирижер, щедро обласканный местными властями, перестал работать над собой, стал явно тяготиться возложенными на него обязанностями. И оркестранты, этот чуткий творческий инструмент, ощутили пустоту и бесплодность многочисленных репетиций, серую вереницу различных, но таких одинаковых по качеству программ. Вспоминаю эти концерты: два десятка слушателей в полутемном зале, полусонный дирижер и оркестр, как бы отбывающий досадную повинность. Внешне все выглядело отлично: регулярно два концерта в неделю, множество программ отечественной и зарубежной музыки... Но оркестр достиг нижней точки кризиса. Это было инфарктное состояние творческого коллектива. Человек творчества может переносить экономические трудности, но если он не ощущает смысла в своей работе — это уже катастрофа! Начался массовый отток музыкантов. За последние годы оркестр покинуло более 50% музыкантов. Москва, Киев, Америка, Канада, Израиль и др. — такова география маршрутов одесских музыкантов.

Так получилось, что на протяжении трех лет я работал за пределами Одессы, но постоянно интересовался жизнью оркестра. Из писем музыкантов узнал о новом руководителе оркестра, молодом американском дирижере Хобарте Эрле. И вот, спустя три года, я получил возможность вновь встретиться с моими коллегами в Одессе, неоднократно услышать оркестр и, естественно, составить собственное мнение. Впечатление от концертов было неожиданное и радостное. На каждом концерте в филармонии царила атмосфера творчества, полный зал слушателей, праздничное приподнятое настроение и, прежде всего, музыканты, которые воодушевленно, ярко эмоционально творили музыку, ведомые молодым маэстро. Думается, не только профессионалы ощутили возрождение оркестра. И, даже не обладая особой прозорливостью, констатируешь: при условии дальнейшего творческого содружества молодого маэстро и коллектива оркестр способен возродить и приумножить славу музыкальной Одессы.

Так как стремительный прогресс одесского оркестра безусловно связан с деятельностью его художественного руководителя Хобарта Эрла, представляется необходимым познакомить читателей с некоторыми страницами творческой биографии дирижера, принципами его деятельности в работе с оркестром.

Хобарт Эрл родился в 1960 году в г.Каракас (Венесуэла). Семья будущего дирижера отличалась фанатической преданностью музыке. Мать хормейстер, сестра матери — композитор. Музыка в доме звучала постоянно, и, естественно, музыкальные впечатления окружали юного Хобарта. Как вспоминает маэстро, одним из его первых юношеских увлечений была музыка Сергея Рахманинова. И, подчеркивает Хобарт, это было типично для Америки. Идущая от сердца, эмоциональная музыка Рахманинова являлась одним из источников вдохновения и подражания для молодых композиторов Голливуда. Юный Хобарт много пел, занимался на фортепиано и кларнете. Но основное до 13 лет было пение в различных хорах. Так, в 12 лет он исполнил партию в опере В.Моцарта «Волшебная флейта». Но, в основном, это был гармонично развитый ребенок. Круг его интересов не ограничивался только музыкой. С детства Хобарт постоянно занимался спортом: много плавал, играл в гольф, бейсбол. Систематическое образование Эрл получил в школе-интернате в Шотландии, затем закончил консерваторию в Лондоне по классу кларнета. Следующий этап — Принстонский университет (США), где Хобарт изучает 4 года композицию, теорию, музыкознание.

«Если ранее, — подчеркивает Эрл, — музыку я воспринимал лишь эмоционально, то после учебы в Принстоне мое отношение к музыке обрело солидную теоретическую базу.» Лишь после этого Хобарт осуществил свою давнюю мечту — поехал в прославленную музыкальную Вену, где занимался дирижированием под руководством профессора Остеррайхера в Академии музыки. Эрл посещал буквально все репетиции оркестра Венской филармонии под руководством Зубина Меты, Карояна, Озавы и др. знаменитых дирижеров, пристально наблюдая их непосредственно в работе. В этот «венский период» начинается профессиональная деятельность Эрла как дирижера. Он дирижирует Венским молодежным симфоническим оркестром, затем организует Венский камерный оркестр. Кредо молодого дирижера в этот период: пропаганда современной американской музыки в Австрии и австрийской в Америке. Уже в этот период проявляются недюжинные организаторские способности Хобарта. Он организует гастрольные поездки, изыскивает финансовые возможности для гастролей своего оркестра. Как подчеркивает Эрл, «дирижер не должен ограничиваться только творческими вопросами, он должен быть также хорошим администратором, организатором, решать финансовые вопросы». В 1990 году камерный оркестр Х.Эрла приезжает на гастроли в Москву и Одессу. После успешных гастролей в Одессе молодой дирижер получает приглашение возглавить Одесский симфонический оркестр. Так начинается очередной этап в творческой биографии Хобарта Эрла.

В зале Одесской филармонии репетирует Одесский симфонический оркестр. Хобарт Эрл работает над симфонией И.Карабица. Оркестр исполняет музыку почти безупречно, но, пожалуй, несколько формально. Маэстро явно забыл о моем присутствии. Взволнованный тем, что происходит, а еще точнее — не происходит, никак не может начать происходить, он целиком отрешился от внешнего мира. Повторение, вновь повторение. Это было похоже на бесконечные кинодубли. Но ведь шла не съемка фильма, а обычная репетиция симфонического оркестра! «Когда вы сидите на сцене и исполняете музыку, — убеждает Хобарт оркестрантов, — то это ваша любимая музыка. Помните, ваши ощущения передаются публике, эмоционально заряжают ее!» Дирижер проводит репетицию с необычайным эмоциональным подъемом. Дыхание, мускулы, мысль, эмоции — все напряжено до предела, растрата физической и нервной энергии огромна! За всем, что он делает на репетиции, встает большая культура изучения материала, точное ощущение стиля. С предельной выпуклостью проводится каждая фраза. Каждый штрих, модуляция, переходы от одной музыкальной мысли к другой необыкновенно пластичны — сплав логики и эмоций.

Изучая новый материал, Хобарт стремится максимально раскрыть стиль, содержание произведения, добиться высокого уровня технического воплощения. Но после вполне удачной премьеры новое произведение откладывается на месяцы, а уж затем, через некоторое время, дирижер возвращается к нему. И происходит удивительное: новое исполнение поражает исполнительской свободой, музыканты перевоплощаются, играют легко и увлеченно. Много внимания уделяет Х.Эрл пропаганде украинской музыки. Так, во время гастролей в Лондоне англичане впервые познакомились с 1-й Симфонией М.Колесы, а также с первым концертом и Гуцульским триптихом М.Скорика. В ближайшее время эти произведения, записанные на компакт-диск, станут достоянием европейской общественности.

Репертуар оркестра широк и разнообразен: Бетховен, Шуман, Рахманинов и Чайковский, Стравинский и Малер, американская музыка и многое другое. Но все же хотелось бы больше внимания уделять классике: произведениям Моцарта, Баха, Гайдна. Ведь это прекрасная и необходимая школа для оркестра и источник неизменных увлечений любителей музыки.

Интересно решает Х.Эрл и оркестр проблему слушателя в Одессе. Это постоянные летние концерты на Приморском бульваре. Популярные программы собирают толпы слушателей. Это и регулярные концерты в городах-спутниках Ильичевске и Южном, это и привлечение юных музыкантов в качестве солистов симфонических концертов. И, как логический результат: заполненный до предела зал филармонии, атмосфера праздника, прекрасное исполнение сложнейшей программы и, что особенно приятно, внимание, чуткость, отзывчивость аудитории.

Одесский симфонический оркестр молод. В нем большинство недавних воспитанников Одесской консерватории, есть также представители Киевской, Львовской. Но тон в оркестре задает группа отличных музыкантов. Они не просто хорошие профессионалы. Искусство — главное в их жизни. Без поз, фраз и рисовки они принадлежат ему целиком.

Вот, на первый взгляд, незначительный эпизод, свидетелем которого я оказался. С утра, после рецензируемого концерта, я застал в офисе оркестра несколько оркестрантов, оживленно обменивающихся мнениями о прошедшем концерте с дирижером. Оказывается, многие после концерта унесли с собой магнитные записи и уже успели послушать, критически отмечая недостатки и отдельные достоинства исполнения. Думается: когда же вы, «фанатики», успели, неужели за ночь?!

А утром новая репетиция. Казалось, под бурными событиями вчерашнего концерта подведена черта, и с новым дыханием начали новую жизнь, вдохновенно, с большой самоотдачей приступили к изучению новой программы. Вот образец творческой дисциплины, достойный подражания! В этом оркестре работают думающие о жизни, ищущие люди.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно