ЛЮДИ ЛЕСА И ЛЮДИ РЕКИ

Поделиться
Березильские ритуальные страсти подходят к концу. Третья неделя фестиваля была значительно урезана в связи с финансовыми проблемами, и еще более печальная участь ожидает четвертый, заключительный этап фестиваля...

Березильские ритуальные страсти подходят к концу. Третья неделя фестиваля была значительно урезана в связи с финансовыми проблемами, и еще более печальная участь ожидает четвертый, заключительный этап фестиваля. Тем не менее на вербной неделе оргкомитет «Дев‘ятого мистецького Березілля» преподнес киевлянам три поистине экзотических блюда: ритуальные танцы и горловое пение инуитов (Нунавут, Канада), спектакль египетского театра Аль-Талиа и на закуску — вечер балетов Игоря Стравинского в исполнении балетной труппы Харьковского академического театра оперы и балета имени Лысенко (постановка Аллы Рубиной). Проект «Ритуалы нашего бытия», в котором должны были участвовать отечественные и зарубежные фольклорные коллективы, по финансовым причинам не состоялся, а в Молодом театре не успели подготовить костюмы и декорации для ожидавшейся премьеры «Гамлета». Однако приезд инуитов и египтян и, конечно же, вечер балетов Стравинского, состоявшийся в вербное воскресенье, смягчил разочарование березильской публики. Особенно если учесть, что египтян, а тем более нубийцев, театралы Киева не видели уже давно.

Египетский театр Аль-Талиа привез на фестиваль спектакль, сюжет которого напомнил распутинское «Прощание с Матерой». Нубийскую деревню (Нубия —одна из южных провинций Египта) хотят затопить в связи с постройкой плотины, а жителей переселить на север. Героям спектакля предстоит недолгое прощание со своей нубийской Матерой, а затем — отъезд и компенсация убытков. Но прощание затягивается и превращается в подлинную трагедию. Постановка под названием «Люди реки» по мотивам произведений Хажжаж Хасан Адуля (драматург — Хазем Шихата, режиссер — Нассер Абдуль Мунайма) представляла собой грустную историю о погребении или затоплении ритуала, о том, как архаический мир нубийской деревни поглощается водами цивилизации и «люди реки» становятся людьми метрополии. Некоторые, правда, торжественно бросаются в реку, дабы избежать невольного предательства и не ехать на север, но тем не менее постройка плотины идет своим чередом. Гипотетическое благо государства перевешивает вполне реальное счастье жителей одной из 44 нубийских деревень, затопленных в связи с постройкой всевозможных плотин.

Эту грустную историю труппе театра Аль-Талиа тем не менее удалось превратить в захватывающее действо. Звучали ритуальные барабаны, пахло экзотическими благовониями, журчала вода, а «люди реки» пели и танцевали. Перед началом спектакля поплясать по-нубийски могли все желающие, а к финалу зрители впали в совершенный экстаз и подпрыгивали в креслах. Египетские страсти окончились тем, что всех собравшихся торжественно пригласили в Каир, а мне представился «большой каирский сад, луною полный», то есть знаменитый сад Эзбекие. Спасибо за приглашение, но пока уж лучше вы к нам...

Вербное воскресенье увенчалось вечером балетов Стравинского «Петрушка» и «Весна священная» в постановке Аллы Рубиной. По мнению организаторов фестиваля, «Весна священная» — в некотором роде наше национальное детище, поскольку его породила фольклорная традиция Волыни, где у Стравинских было имение. Но скорее — это плод нашего общего с русскими языческого прошлого, весенних игрищ и плясок, общего для славян освящения весны и поклонения солнцу. Тем не менее «Весна священная» в постановке Аллы Рубиной, казалось, возникла из того же источника, что и «Лісова пісня» Леси Украинки, больше того, рассказывала о «людях леса», в страстном томлении ожидающих весны. В свое время «Весна священная» вызвала скандал в балетных кругах, была своего рода революционной и антиакадемичной постановкой, и даже сейчас, когда мы видели и большие балетные революции, «Весна священная» не утратила своей провокационности и остроты. Харьковской балетной труппе удалось смутить зрителей настоящими вакхическими плясками, безумными, страстными, угловатыми, лишенными классической ясности движений, но именно благодаря этому отсутствию академического корсета обнажающими исконные человеческие страсти и прежде всего жажду весны как преображения и обновления. В общем, ритуал встречи весны «людям леса» вполне удался, как и «людям реки» их прощание с уходящим ритуальным прошлым. «Березіллю» удалось доказать, что ритуал вечно юн и плодотворен, а мы, люди метрополии, не так уж далеки от людей реки и леса.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме