Львовский художник преодолел путь Моисея

30 ноября, 2012, 14:37 Распечатать Выпуск №44, 30 ноября-7 декабря

Мы жили насыщенной творческой жизнью — ежедневные встречи с интересными людьми, полуночные беседы о замыслах…

© vgolos.com.ua

Художник Евгений Безниско — культовая фигура для львовского арт-пространства. Он проиллюстрировал «Мойсея» Ивана Франко, искал и находил образы и для многих других произведений Каменяра. А однажды попав в Чернобыль, не смог остаться равнодушным, — привез оттуда почти тридцать художественных работ. Во Львовской национальной галерее искусств состоялась выставка «Та не однаково мені…», посвященная 75-летию заслуженного художника Украины, лауреата Национальной премии имени Тараса Шевченко. 

Евгений Безниско родился в 1937 году в городке Кагарлык на Киевщине. Голод заставил его родителей сняться с насиженного места и податься на Волынь в Горохов. В 1941 году семья Безниско попыталась эвакуироваться на восток. Четырехлетний Евгений на всю жизнь запомнил невероятный свист немецких бомб, под которыми погибла не одна семья беженцев. Безниско выжили и еле добрались до Киевщины. Дальше была оккупация. Однажды в их дом, где они приютили семью коммунистов, среди ночи прибежал сельский староста и приказал уходить, потому что немцы хотят их расстрелять. 

После войны Евгений с родителями переезжает в Самбор к маминому брату. Кто знает, как бы сложилась его судьба, если бы в город из далекого Забайкалья не вернулся художник Николай Прокопенко. Сразу по приезде он открыл художественный кружок при Дворце пионеров. Евгений записался одним из первых. В то время как его ровесники гоняли мяч, он часами рисовал или читал. Прошло почти четыре года. Наставник посоветовал Евгению ехать учиться в Киев — в школу-интернат для одаренных детей. После улаживания всех формальностей 13-летний мальчик покупает билет на поезд и отправляется в большой мир. 

Обучение в киевской художественной школе дополнялось концертами, литературными вечерами. В то время там своими знаниями делились лучшие преподаватели: учительница французского языка — училась во Франции, географии обучал бывший гусар, член экспедиции Пржевальского. Шесть лет в художественной школе пролетели довольно быстро. А затем ездил в археологические экспедиции на Северский Донец, работал на донецких шахтах, занимался парашютным спортом, преподавал рисование… Десятки и сотни интересных встреч. 

В 1958 году Евгений Безниско прибыл во Львов, где встретил Теодозию Бриж, знаменитую художницу, скульптора. Без нее его жизнь была бы неполной и уж точно не такой интересной. Говорят, что Теодозия Бриж входит в десятку мировых «некоммерческих» художниц. Вместе они прожили 41 год, создали десятки художественных проектов. Среди них — памятники Данилу Галицкому во Владимире-Волынском, Юрию Дрогобычу в г. Дрогобыч, князю Святославу в Карпатах, мемориальное кладбище Сечевых стрельцов на горе Маковка и др. Большинство из них были открыты уже после смерти Теодозии Бриж в 1999 году. Художник Евгений Безниско

Евгений много помогал жене. Иногда супруги часами не произносили ни слова. И только вечером Евгений нарушал тишину: «Ну что, поговорим?»

С теплотой вспоминает Евгений Безниско друзей, которыми была богата их мастерская. Талант и незаурядная личность Теодозии Бриж притягивали художников, музыкантов, актеров, поэтов. 

— Благодаря этим людям, я узнал о Луисе Фюрберге, Кафке еще до того, как у нас появились их книги. Мы жили насыщенной творческой жизнью — ежедневные встречи с интересными людьми, полуночные беседы о замыслах… Не раз Теодозия вскакивала ночью и в потемках что-то быстро записывала. Так к ней приходили герои ее творений, — рассказывает художник. 

Мастерская Теодозии Бриж и Евгения Безниско на улице Мартовича, 5 во Львове была известна многим. Для львовской интеллигенции она стала своеобразным дискуссионным клубом. Кто там только ни бывал: Ирина Вильде и Иван Драч, Дмитрий Павлычко и Алла Горская, Иван Мыколайчук и Богдан Ступка, Федор Стригун и Николай Петренко, дважды — Олесь Гончар и Николай Бажан. Беседы были на равных. Говорили о литературе, искусстве, музыке. Не касались только политики. Тогда очень легко было попасть в разряд «неблагонадежных». 

Нелегкими были те времена для творческих людей. И Теодозия Бриж «подалась» в историю. Лепила князей Киевской Руси. 

— В 1966 году я начал иллюстрировать «Мойсея» Ивана Франко. Тогда еще был жив мой учитель Леопольд Иванович Левицкий, которому я показал первые оттиски гравюр. Он посмотрел и говорит: «Коллега, вы еще вернетесь к этой теме». И в самом деле, через три года я сделал 17 гравюр к «Мойсею» и в 1969 году выставил их. Открыть выставку попросил Богдана Козака. Он встал и молчал, пока в зале не воцарилась тишина. А потом вдруг упал на колени и начал читать пролог к «Мойсею»:

«Народе мій, замучений, забитий,

Мов паралітик той
на роздоріжжі…»

— Надо сказать, что тогда этот пролог фактически был под запретом, — вспоминает художник. 

Над произведениями Ивана Франко Евгений Безниско работал 40 лет. Проиллюстрировал 11 поэм Камяняра: «Мойсей», «Смерть Каїна», «Панські жарти», «Похорон», «Христос і хрест» и другие. 

Второе прочтение Франко состоялось после того, как в 2005 году художник побывал в Египте, в частности в монастыре святой Екатерины на Синае, среди бедуинов. С одной стороны — гора Екатерины, с другой — Моисея. Евгений Безниско был поражен: Франко, никогда не видевший этих мест, передал тамошний дух и ландшафты словно очевидец. 

— Ночное восхождение на гору Моисея… Целую ночь, семь часов, поднимаемся на гору, — погрузился в воспоминания художник. — А я иду с большой папкой. Сопровождающий спрашивает: «Что это у вас?» Говорю: «Буду рисовать!» Он очень смеялся. Но потом, когда я нарисовал картину, он подошел к жене и говорит: «Ваш муж — гений». 

В 1997 году Евгений Безниско приехал в Киев. Там встретился со своей сестрой, которая работала в Чернобыле. Она и посоветовала поехать в Чернобыльскую зону. Пробыл там почти две недели, и как раз 26 апреля — на очередную годовщину Чернобыльской трагедии — привез оттуда 26 работ.

— Чернобыль — страшная незалеченная рана, — говорит Евгений Безниско. — Скольких людей заставили уехать со своей земли, расселили повсюду. Некоторые не выдержали, вернулись. В одних селах живут по два-три человека, в других — больше. Во второй раз был там в 2004 году. Встретил женщину, которая тащила тележку, а на ней — кровать. Остановились, поговорили. «Я жила с сыном в Крыму, — рассказала. — Но не выдержала, вернулась в свой дом. К тому времени в нем уже упала стена, соседи помогли поставить. Теперь живу здесь и никуда отсюда не уйду». 56 написанных в Чернобыле работ мы подарили Львовскому этнографическому музею. Это настоящие документальные зарисовки. В Чернобыль можно ехать, но не для экзотики, а чтобы увидеть, какие земли потеряны.

 Евгений Безниско — автор нескольких тысяч картин на разные темы. Расстается с ними удивительно легко. Например, весь цикл иллюстраций к драмам Леси Украинки подарил школе ее имени. Его работы есть в музеях Леси Украинки в селе Колодяжном и в Киеве. 

— Мы не знаем, что с нами будет, — размышляет художник. — Не зря ведь нам иногда снятся вещие сны. Временами кажется, что есть какая-то высшая сила, которая ведет, подсказывает, что должны делать. И тот, кто мудрее, прислушается к ее голосу... 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно