Львовская истЕрия

3 июля, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №24, 3 июля-10 июля

Бунт актеров Львовского муниципального театра им. Леси Украинки против директора-режиссера Алексея Коломийцева в определенной степени лишен рационального начала, но очень хорошо разыгран. Сразу, как по команде, на защиту обиженных стали академики, искусствоведы, титулованные мастера из других театров. Театр лишили права разобраться с проблемами внутри коллектива самим. И вот уже две недели во Львове льется грязь…

 

С ГАЛИЧИНЫ МОГУТ ВЫДВОРИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ МОДЕРНЫЙ ТЕАТР

Бунт актеров Львовского муниципального театра им. Леси Украинки против директора-режиссера Алексея Коломийцева в определенной степени лишен рационального начала, но очень хорошо разыгран. Сразу, как по команде, на защиту обиженных стали академики, искусствоведы, титулованные мастера из других театров. Театр лишили права разобраться с проблемами внутри коллектива самим. И вот уже две недели во Львове льется грязь… Театральная история превращается в историю скандальную и одиозную. При этом мало кто думает о зрителях. А они все-таки хотят современного, контраверсионного, модерного театрального искусства, которое во Львове (до прихода режиссера Алексея Коломийцева на должность руководителя театра им. Леси Украинки), по сути, было в большом дефиците.

Напомню вкратце, как публично начался этот скандал в театре им. Леси Украинки. 20 июня актеры и часть цехов выразили недоверие руководителю-режиссеру Алексею Коломийцеву. Сорвали спектакль "Divka", причем две трети зрительского зала были заполнены. Забаррикадировали здание театра. Вынесли руководителя из кабинета. 21 июня поставили спектакль-шок "Вивисекция" по собственному сценарию — "украсили" текст нецензурной лексикой.

Внешние причины радикального бунта, по версии актеров, — режиссер-руководитель унижает их достоинство, считает только себя гением; намерение директора уволить их; также подозрение Коломийцева в финансовых злоупотреблениях.

Городской совет создал специальную комиссию. 30 июня, еще не имея результатов аудита, некоторые чиновники и актеры решили, что с г-ном Коломийцевым контракт не продолжат. Свободной остается и должность художественного руководителя. Также объявлен конкурс на замещение вакансий художественно-артистического состава театра — в связи с окончанием контрактов.

Львовские зрители (то есть аудитория, которая уже сформировалась вокруг "Леси") в ступоре от такого неожиданного конфликта. Ведь в результате произошедшего театральный сезон "Леся" завершила на неделю раньше. Таким образом, зрителей лишили возможности посмотреть разные спектакли ("Divka", "Вивисекция", "Herod"), а также гала-концерта.

Больше всего недавно сформировавшуюся аудиторию театра волнует, не потеряет ли она этот новый культурный центр на карте города.

Ведь еще недавно бывший театр ПриКВО почти никто не посещал! И этот факт не оспоришь. В конце концов, молодежь о нем, по сути, вообще не слышала. Он считался самым архаичным в городе.

Напомню, полтора года назад директором театра на основе конкурса львовская власть назначила режиссера, композитора, актера Алексея Коломийцева. 

Работая в поставангарде, он начал создавать музыкально-пластический театр модерного направления, провокативный, экспрессивный. 

Аналогов во Львове нет. Хотя в нашем городе есть прекрасные образцы сценического творчества, например, театры им. Леся Курбаса и "Воскресіння". 

"К сожалению, во Львове театральное искусство очень консервативно. Современное театральное творчество мало развито — значительно уступает во многих моментах Одессе, Харькову, даже довоенному Донбассу. До Коломийцева в городе не было модерного театра для массового зрителя. Прекрасный театр им. Леся Курбаса — очень камерный. А театр для детей и юношества работает для младшей аудитории", — говорит искусствовед Наталия Космолинская.

Так что львовский зритель, уставший от одновекторности театрального движения, с радостью побежал в забытый театр "Леси". Почти на каждую премьеру. Спектаклями Коломийцева заинтересовались даже люди, никогда не бывшие театралами. Аудитория довольно разная по возрасту.

Актриса театра для детей и юношества Лика Диденко говорит: режиссеру Коломийцеву все-таки удалось доказать местным зрителям, что театр может быть не скучным, а интересным, захватывающим, может поражать, удивлять. Ведь, общаясь со львовскими зрителями, актриса неожиданно для себя узнала, что большинство считает скуку неотъемлемым элементом украинского спектакля. "Иногда люди сидят и вежливо смотрят, думая: какой бред. В конце благодаря вежливости зрителя актеры срывают аплодисменты", — говорит Лика Диденко.

Театральный художник Дария Завьялова заметила, что в свое время начала живо обсуждать спектакли Коломийцева. "В последний раз постановки были центром бурных разговоров львовской элиты чуть ли не в конце 1980-х гг. (курбасовские "Снег во Флоренции", "Двор короля Генриха ІІІ)", — говорит Завьялова.

"Коломийцев взорвал театральный Львов своими шокирующими, а не эпатажными спектаклями. Такого динамичного, энергетичного театра город еще не видел", — констатирует художница Галина Зубченко.

"Я постоянно ждала, что еще нового мы услышим от "Леси", — с сожалением говорит театрал Наталия Соболева.

Несмотря на потребности зрителей в модерном искусстве и заполненный зал театра, многие из театральной "верхушки" Львова высказывают мнения, что городу, дескать, нужен какой-то "другой" театр им. Леси Украинки… Интересно, какой? Скучный? Советский? Постсоветский? Шароварный? Или, может, опыт авангардных европейских режиссеров не является примером для сдвигов нашей заскорузлой театральной почвы? 

Досадно было слышать, как со странным месседжем публично выступил художественный руководитель, режиссер-постановщик и актер Львовского национального театра им. М.Заньковецкой Федор Стригун.

Впрочем, многие творцы и критики во Львове убеждены, что такой неколлегиальный жест обусловлен восприятием Коломийцева как конкурента. Ведь и театр Заньковецкой, и театр им. Леси Украинки ориентированы на современного массового зрителя. 

Таким образом, теперь, по сути, у львовских зрителей снова нет выбора (за исключением камерного театра им. Леся Курбаса). Так что нет и стимула бороться за аудиторию.

Львов снова удивляет своей консервативностью и, простите за советскую лексику, "выдворением" и игнорированием нового.

Дарья Завьялова вспоминает, что еще в 1997 г. в городе был создан современный экспериментальный "Театр в корзине". Он объездил мир. Однако во Львове этот замечательный театр не заметили и поддержали. Его коллектив фактически исчез для города — молодому поколению неизвестен, спектакли ставят крайне редко (чаще этот театр играет в Киеве в центре им. Леся Курбаса).

Наличие конкуренции крайне нужно для развития театрального искусства нашего родного Львова. "Когда выходит художник и делает акт искусства, как бы ни реагировали вслух другие, еще "не умершие" режиссеры, актеры, они получают импульс. Сразу хотят сделать что-то свое", — говорит Лика Диденко.

Да и, вообще, во Львове не так много режиссеров, способных создавать вокруг себя интересное художественное пространство. Нет режиссерской кафедры. Может, и хорошо, что ее нет? А то оттуда выпускали бы "постсоветские" режиссерские кадры, не способные на обновление современного театрального мира. 

Зато некоторые преподаватели факультета культуры и искусств Львовского университета им. И.Франко утверждают, что Коломийцев "очень посредственный режиссер, который не несет нового".

На мой взгляд, для театрального Львова такие некорректные реплики, по меньшей мере, неуместны. Эта грязь льется, чтобы затмить факт, что актеров-бунтарей, еще вчерашних студентов "взлелеял" именно наш университет?

Режиссер-руководитель, очевидно, допустил просчет в отношениях с актерами. К сожалению, он не осознал недопустимости определенного тона и стиля диалога… Такое можно осознать. Можно извиниться. Но недостойно создавать вокруг этой внутренней театральной истории грязную истерию. 

Курбасовец Олег Стефан работал в театре им. Леси Украинки над пьесой Павла Арье "Баба Прися". Имел деловые отношения и с руководителем-режиссером, и с актерами. Он отмечает талантливость и неординарность Коломийцева, его вклад в искусство театра. Вместе с тем также замечает, что видел в гримерках актеров в стрессе, которые постоянно жаловались на высокомерие режиссера. "Конструкция театр—дом не выстроена", — с печалью говорит Олег.

Жаль.

Очевидно, есть правда в словах тоже актрисы Лики Диденко: "От тысячу раз сказанного, скажем, "ты — гений" ничего не изменится. Можно сделать из актера гениального".

Актер не оценивает режиссера. Художественно-артистический коллектив для режиссера — это средство художественного выражения. Старшее поколение актеров заключение соглашения с режиссером называет "добровольной диктатурой".

Стулья поломали... Теперь окончательное решение за руководством города. Зрители хотят, чтобы оно было в пользу искусства конкурентного, разновекторного. Как вариант звучало и предложение сделать на базе "Леси" два театра: Коломийцева и несогласных с режиссером актеров.

Бунт — это азарт. Разрушение — это очень весело. Однако потом остаются руины.

Недаром в разговоре с автором этих строк (спецкором ZN.UA во Львове) курбасовец Олег Стефан вспомнил тоже громкое расставание с Харьковским театром им. Шевченко режиссера Андрея Жолдака. Театр получил колоссальный опыт, а потом оказался в "черной дыре". К сожалению, никто не смог заменить Жолдака.

Что будет с новым живым театральным центром Львова? Как городская власть отреагирует на запросы уже нового зрителя, который нуждается в новом театре? Эти вопросы остаются до начала нового сезона… 

КОММЕНТАРИЙ

Олег ВЕРГЕЛИС, театральный обозреватель ZN.UA:

— Театральный скандал во Львове добавил работы и гонораров СМИ. Хотя театр-жертва не станет после этого ни богаче, ни успешнее, ни перспективнее. Так мне представляется с киевской дистанции. 

Детей, то есть актеров, не стоит обижать никогда. Их надо слышать, надо ловить их энергетические волны. Потому что именно эти волны иногда и топят даже самых талантливых театральных руководителей… Таких, например, как Анатолий Эфрос (хотя эта фамилия не для сравнения именно в этом сюжете). Так что, соглашаясь с мнением нашего спецкора во Львове, еще раз подчеркну: никогда не поздно извиниться! Ведь, к счастью, все здоровы, все живы, да и сам этот конфликт — на фоне глобального трагического конфликта в стране — попахивает чем-то мещанским, извините, "рагульским"… 

Режиссер-директор не ангел, не подарок, но его способности как организатора, постановщика и креатора многое перевешивают. 

Молодые актеры — натуры доверчивые, искренние. Моя субъективная версия: кроме искренней обиды на своего любимого режиссера (а они ведь любили его и носили на руках), их энергию используют внешние силы, к сожалению, не с мирной целью… Этот конфликт, в частности, — игра на внутреннеполитической львовской территории. Образно говоря, партия "Рабство" таким образом подкладывает гарбуза партии "Спильнопомич", которая инициирует креативные, творческие сдвиги в консервативной театральной среде. Этот конфликт также — условно говоря, война миров… Противостояние консервативного львовского крыла (оно укомплектовано регалиями, советскими званиями, должностями) и радикально-экспериментальное сценическое направление, которое начало оформляться во Львове с появлением там конкретного художника. 

Эта же война миров началась не сегодня. Упомянутый в очерке Оксаны Загакайло случай с Андреем Жолдаком — не единственный, к сожалению, и не последний. Но свидетельствует о взаимной непримиримости разных миров. Это уже не исключение, а досадное правило, что представители "другого мира", то есть художники экспрессивные, креативные, иногда — радикальные, иногда — непримиримые к консервативным устоям нашего культурного мира, становятся именно жертвами… В такой игре — двух миров. Примеры "беженца" Жолдака, отторжение Дениса Матвиенко (из Национальной оперы), война против Влада Троицкого (в Киевском детском музыкальном театре), теперь львовская "жертва"… Такой синонимический ряд не добавляет надежды и радости. Потому что на место тех, кого выгоняют или увольняют, приходят те, кого уволить нужно было еще полвека назад.

 
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно