Львов под флагом джаза

10 июня, 2011, 12:59 Распечатать

Западная «столица» нашей родины, славный Львов, намедни принимал музыкальную делегацию джазменов со всего мира.

Западная «столица» нашей родины, славный Львов, намедни принимал музыкальную делегацию джазменов со всего мира. В рамках проекта «Альфа джаз фест». Как известно, этой акцией в Украине занимается известный российский бизнесмен (уроженец Львова) Михаил Фридман: обладая личным состоянием 15,1 млрд. долл., в 2011 году он занял седьмую строчку в списке 200 богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes.

Очевидный успех предприятия свидетельствует: разные флаги могут разъединять, а подлинная музыка — она всегда как бальзам на ноющие раны.

На трех площадках Львова в течение трех фестивальных дней выступили 16 коллективов из США, России, Беларуси. Украина представила джазовое мастерство Львова, Харькова, Одессы, Днепропетровска и, естест­венно, Киева.

Львовскому событию предшествовал всеукраинский аудиоконкурс молодых джазовых исполнителей. И трое его победителей получили право выступить на уличной сцене (в районе Валовой) в обойме со старшими украинскими коллегами и в рамках одного фестиваля с суперзвездами джаза.

В основной программе было две киевские группы: молодого, весьма уверенно играющего саксофониста Вик­тора Павелко и приветливо-жизнерадостного в жизни и музыке барабанщика Александра Муренко (отмечу близкого духу лидера перспективного молодого альт-саксофониста Владимира Лебедева, энергия и манера которого стали главным украшением проекта).

Понравился слушателям и армяно-украинский коллектив Lela Project — временами томно-сладостный, а порой — по-кавказски острый… Его основу составляют надежная, как швейцарский банк, клавишница Наталья Лебедева и не менее опытный барабанщик — Алексей Фантаев. Не отстает от коллег и наступающая на пятки молодежь…

…Здесь, на Валовой, весьма интеллектуально звучала группа Acoustic Quartet (лидер Ефим Чупахин). Они играют сложно, современно, смыкаясь с серьезной новой музыкой.

Из трех дебютантов-победителей проведенного Djuice-конкурса наиболее самобытно звучал солист-бандурист из Одессы Георгий Матвиив. Импровизационная природа его бандуры располагает к свободе, к поиску. В сочетании с джазовой ритмикой и гармонией результат получился более чем обнадеживающий.

Увы, не удивило новизной и скроенностью формы трио из Днепро­петровска, в составе которого тоже была бандура. Ребята пытались фантазировать на тему украинских мелодий, но дальше изложения этой темы и ее повтора — фольклорная интонация «не пошла».

Зато приятной сыгранностью и творческим поиском порадовал киевский Brand New Quartet…

А уже в пяти минутах от Валовой — вторая джазовая площадка на площади Рынок. Здесь выступали более известные исполнители: белорусский Apple Tea, российский клавишник Андрей Кондаков и его коллеги из Brazil All Stars, не раз бывавшие в Украине. Их сменило прекрасное американское блюзовое трио во главе с гитаристом и певцом Васти Джексо­ном. Несколько «выбился» из общего культурного контекста этой же сцены поп-простоватый проект москвича Николая Арутюнова.

А вот «главным блюдом» фестиваля стали вечерние концерты open-air в парке имени Богдана Хмель­ниц­кого. Организаторы «Альфа джаз фест» соорудили огромную сце­ну, построили для зрителей три крытых нарядных помоста и дополнительно выставили экраны. Для всех желающих, не сумевших приобрести билеты, был установлен такой же экран – и за пределами платной зо­ны. Подобное внимание к публике часто наблюдается, в основном, лишь на крупных западных музыкальных фестивалях.

Большинство приглашенных во Львов зарубежных артистов уже выступало в нашей стране — в Киеве, в Харькове. Единст­венной «темной лошадкой» оставался впервые посетивший Украину мистер Вин­тон Марса­лис, прекрасный трубач и весьма успешный пропагандист джаза. Нака­ну­не концерта он дал мастер-класс студен­там и преподавателям Львовс­­­кой Нацио­нальной музыкальной академии им. Н.Лысенко.

Во время общения с молодежью мистер Марсалис превращается для подопечных то в старшего брата, то в отца. С восторгом львовяне впитывали каждое его слово и, естественно, каждый звук его трубы…

Мистер Марсалис уверен: для становления исполнителя нужно не только учиться у других музыкантов, необходимы также максимальное количество концертов и… творческие конфликты. Поскольку джаз — «достижение гармонии через притяжение и столкновение противоположностей». И привел один пример: в результате ссор вечно спорящих барабанщиков и басистов рождается позитивный музыкальный результат!

Естественно, ему можно верить. Лау­реат девяти Grammy как академический и джазовый трубач, Марсалис награжден еще и Пулитцеровской премией в области музыки. Благодаря его деятельности концерты джазовой музыки стали регулярно проходить в Лин­кольн-Центре. Он ведет образовательные программы на ТВ и радио, участ­вует в формировании джазовых вкусов американцев, занимается поддержкой молодых талантов, пропагандирует джаз далеко за пределами США.

Во Львове вместе с ним выступил квартет Игоря Бутмана. Известный российский музыкант представитель добротного академического джаза на постсоветском пространстве. Часто бывает в Украине. Всегда играет традиционно — «американизированно».

А вот выступление гитариста Джона Скофилда оказалось неординарным. Его и контрабасиста Рона Картера, игравшего во второй день, многие ожидали с большим нетерпением… В декабре Скофилду исполнится шестьдесят. Он переиграл, пожалуй, со всем джазовым бомондом современности. Он же владеет всеми существующими джазовыми направлениями. Это — беспримерный мастер неожиданных стилевых коктейлей. Его выступления порой непредсказуемы и зачастую, как и в этот раз, изысканно музыкальны. Он играл вырази­тельно-сокровенно. Выжимал из своей гитары интимно-нежное пианиссимо. Строил трогательно-простейшие блюзовые квадраты и тонко взаимодействовал с идеально выстроенными по балансу партнерами — пианистом и клавишником Майклом Экротом, контрабасистом Беном Стритом и барабанщиком Адамом Нуссбаумом.

Завершила первый львовский гала-концерт популярная полуджазовая группа Spyro Gyra. Они бывали у нас на Jazz In Kiev’е в 2009-м. И вновь американцы доставили удовольствие поклонникам «напористой» музыки.

Второй день на основной сцене был не менее интересен… Прослушав только лишь начало выступления квинтета саксофониста Билла Эванса, стало понятно, в чем же состоит концепция «Альфа джаза» и по какому принципу отбирались те или иные участники. Этот принцип – «нравиться всем!». А также — играть с максимальным драйвом!

Ну что же, это уже неплохо, и возможно, в дальнейшем процессе фестивальных поисков появятся и более сложные задачи?

Тем временем во Львове на фестивале при поддержке американского посольства стартовал и проект Била Эванса Soulgrass. Он пройдет в рамках программы American Music Series, продолжится в столице, а затем охватит Крым и Одессу. В группе: барабанщик и вокалист Джош Дайон, иг­равший накануне в Spyro Gyra. Пышно­волосый, страшно заводной Дайон выразительно поет и «зверски» играет на барабанах. Стиль американцев — блуграсс (разновидность кантри) в сочетании с фьюжном и джазом. Порой возникает взрывоопасная энергетическая смесь. Эванс объясняет «разновекторность» своей музыки влиянием находившегося в вечном поиске Майлза Дейвиса, с которым он начинал.

Ожидаемый контраст наступил после перерыва, когда на сцену вышли три немолодых темнокожих артиста. Рон Картер умеет играть по-разному. Здесь контрабасист (он, кстати, в молодости был отличным академическим виолончелистом, играет на полудюжине инструментов) и его партнеры — пианист Малгрю Миллер и гитарист Бобби Брум — предстали подлинными мастодонтами традиции. Если сравнить с классической музыкой, их стиль — обязательная «школа», вроде Баха и Моцарта. Артисты имитировали даже внешнее родство с искусством Нью-Орлеана. А слушатели — ликовали. Это было настоящее, живое творчество… И подлинное мастерство!

Вечер наполнился новыми красками с выходом компании в составе пианиста Джеффа Лорбера, саксофонис­та Эрика Мариентала, басиста Вик­тора Бейли и барабанщика Пуджи Белла. Их проект стал квинтэссен­цией преобладавшего на фестивале фьюжна. А энергии этого квартета хватило бы на освещение Львова — в течение всего львовского фестиваля…

«Альфа джаз фест» только начинает разбег. Уже со следующего года г-н Фридман предъявит свою новую инициативу – премию имени выдающегося джазмена и композитора Эдди Рознера. Музыканта, прожившего сложную творческую жизнь, потрепанного сталинскими лагерями… (Экспертный совет будет определять лучшего джазового музыканта и присуждать ему награду «Альфа-банка»). Так что у Львова есть немало шансов в дальнейшем называться «новой джазовой столицей».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно