ЛИЧНОСТЬ СВЕТЛАЯ, НАГРАДА ЗАСЛУЖЕННАЯ - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

ЛИЧНОСТЬ СВЕТЛАЯ, НАГРАДА ЗАСЛУЖЕННАЯ

2 ноября, 2001, 00:00 Распечатать

Традиционно на «Молодости» было как? В конкурсе четыре категории — студенческие, короткометражные, документальные/анимационные (чередовались раз в два года) и полнометражные фильмы...

Кадр из фильма «Хроники от Фортинбраса»
Кадр из фильма «Хроники от Фортинбраса»

Традиционно на «Молодости» было как? В конкурсе четыре категории — студенческие, короткометражные, документальные/анимационные (чередовались раз в два года) и полнометражные фильмы. К ХХХІ «Молодости» дирекция решила поэкспериментировать с регламентом и объединить документальные и анимационные дебюты в короткометражной категории, чтобы не затягивать время фестиваля. То есть все, что было не студенческое и не полнометражное, жюри рассматривало в категории короткого метра. Но должна сказать, что этого всего против ожидания было не так уж и много — за редким исключением это именно игровое кино, только лаконичное. Краткость — сестра таланта, это о коротком метре. Кстати, член жюри киноклубов Аллан Фостер считает, что короткометражная программа была самой интересной и победа в ней украинского режиссера Олега Педана с фильмом из жизни лампочек «Светлая личность» очень почетная. Хотя справедливости ради стоит поспорить: по моему мнению, из всего конкурса лучшими были студенческие работы.

Итак, короткометражки. Лаконичное послание миру, иногда настолько лаконичное, что помещается в одну минуту — «Покрытый шоколадом» (Германия), а самое длинное заняло 35 минут внимания — остроумная французская лента «Потолок», в которой снялся Мстислав Ростропович. Жюри отметило работу Маэстро дипломом за актерское мастерство. К слову сказать, в последнее время увяла прекрасная европейская традиция снимать в дебютном кино маститых актеров, ткать новую реальность на стыке экспериментаторства, проб, смешения запретных ингредиентов и мастерства, шлейфа былых образов, смене амплуа. Еще только один режиссерский дебют мог похвастать звездами — в российском фильме «Ты да я, да мы с тобой» снялись Сергей Маковецкий и Владимир Стеклов. Это работа о русской душе, русском характере, типичная, характерная, поэтому ее и отобрали для программы «Особый взгляд» на Каннский фестиваль. Картина снята Александром Велединским по рассказу Вячеслава Пьецуха и повествует о двух братьях, которые живут на отшибе и работают обходчиками на железнодорожном полотне. Водка, тоска, беспросветность, жалость, преступление и прощение. «Когда ты смотришь этот фильм, то понимаешь, что этот образ жизни не имеет к тебе никакого отношения, но фильм все равно о тебе, о каждом из нас», — сказал на пресс-конференции Сергей Маковецкий. Фильм очень хорошо приняли на фестивале, в рейтинге зрительских симпатий он занял третье место, но ни призов, ни дипломов не получил. Зато одна короткометражка — французская лента «Дива и пианист» допрыгнула до Гран-при. Снятая в стиле бурлескного кино картина не отличается особым сюжетом, исполнением, эстетикой, новшествами. История о том, как оперная певица, потерявшая голос, вместе со своим напарником-пианистом ищет работу и при каких странных обстоятельствах к ней возвращается голос. Это одно из парадоксальных решений жюри, которые, впрочем, бывают на любом фестивале. Французская киношкола порадовала изысканным и приятным кино — «Потолок», «Кукушка есть кукушка», «Р. Мертоненсис», «Пламя», «Супружеская жизнь», но из-за отсутствия дерзких эффектов, особого прочтения, оригинальных ходов не сорвала грозди призов. Немецкий анимационный фильм «Акула и пианино» понравился зрителям и отмечен дипломом жюри. Украина в категории короткометражных фильмов была представлена тремя работами — «Белый день» Марины Кондратьевой, «Хроники от Фортинбраса» Оксаны Чепелик и «Светлая личность» Олега Педана. Упорно анонсируемый фильм по мотивам философских эссе Оксаны Забужко «Хроники от Фортинбраса» вызвал противоречивую реакцию публики, прессы, зато показал, что в Украине тоже знают все модные тенденции современного арт-кино. Кроме женщины-жертвы, над которой в одном из цехов ДВРЗ жестоко издевались карлики, в «Хрониках» есть много актуальных аллюзий, которые возникают на стыке хроники и игры, на стыке цвета и дизайна, на стыке символа и конкретной вещи. Хотя фильм сразу же окрестили феминистским, режиссер заявила, что это была попытка отойти от штампов по поводу феминисток, а писательница Оксана Забужко сказала, что польщена таким интересным прочтением и интерпретацией своего произведения. Эта лента не снискала наград, она была нетипично авангардной для нынешней «Молодости», скорее всего и зрителям она будет не по зубам, хотя я очень не люблю, когда недооценивают зрителей, читателей, слушателей и т.д. Сделали кино, и слава Богу, прямая ему дорога на Запад, на смотры концептуального искусства. Фильм-победитель и вправду светлый. «Светлая личность» о взаимоотношениях лампочек в их электрическом мире, о любви выключателя к белой, романтичной лампочке и о судьбе. Интересен взгляд режиссера (он же сценарист и продюсер 10-минутной ленты), ракурс придуманной им истории и музыка Владимира Губы. Олегу прочат хорошее будущее. Самое приятное в этой истории, что наш патриотизм в данном случае не конфликтует с эстетикой и профессионализмом.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно