ЛЕСЬ КУРБАС: РЕПЕТИЦИЯ УТОПИИ

6 августа, 1999, 00:00 Распечатать

«...творить нужно не на сегодня, а на вечность». Н.Корниенко. «Лесь Курбас: репетиция будущего» За окном переменчивое киевское лето 1999 года...

«...творить нужно не на сегодня, а на вечность».

Н.Корниенко.

«Лесь Курбас: репетиция будущего»

За окном переменчивое киевское лето 1999 года. На дворе - конец XX века. Принято считать, что смена эпох всегда сопровождается некоторой духовной лихорадкой, поскольку предчувствие грядущих перемен не несет в себе успокоения. Ну а нынче конец не только века, но и тысячелетия, вот народ и волнуется: кто ждет последнего солнечного затмения, кто конца света, кто - зарплаты. На свет Божий выползло необыкновенное количество экстрасенсов-шатунов, астрологов, ворожей, практикующих разноцветных магов, отцов новых церквей и даже религий. На рекламных проспектах новомодных конфессий улыбающийся Будда дружески обнимает за плечи Иисуса, и все это сопровождается шумом, пророчествами, прелестями... Молчит только искусство. Оно не дает советов, не выписывает рецептов, не намечает перспектив, оно просто молчит, затворив уста печатью Экклезиастовой мудрости. Молчит, потому что не знает?! ...В наше смутное время наиценнейшим искусством, пожалуй, становится умение подвести итоги, отфильтровать, систематизировать накопившуюся за век информацию, подготавливая великий переход в иное летоисчисление. Когда практики отступают, в бой идут искусствоведы, знающие дороги, которые ведут к храму истины.

Монография Нелли Корниенко, посвященная творчеству гениального украинского режиссера Леся Курбаса, названа: «Лесь Курбас: репетиция будущего». Подобный ракурс исследования не может не привлекать хотя бы уж потому, что при всем объеме театроведческих работ о режиссере, появившихся за последнее десятилетие, ни одна из них не разворачивает опыт «Березоля» и его создателя, давая пищу уму и воображению, нынешней генерации украинских театральных деятелей. И название книги, и ее первые страницы дают надежду на то, что автор сумела отыскать тайный код, который позволит «молодой украинской интеллигенции» услышать живой голос Мастера, жизнь которого воспринимается ими как часть современного национального мифа...

Лесь Курбас - режиссер, актер, педагог, искусствовед, переводчик. Лесь Курбас - человек-миф, преобразовавший собственную жизнь в непрерывную творческую акцию. Зрелый «Березоль» - эпоха «фантастического реализма», но значительно раньше его будущий руководитель подчиняет этому стилистическому режиму свое повседневное: «Отойти от жизни, подняться над ней, сделать из своей жизни искусство, а из искусства - религию, вот в чем наша потребность и наша задача», - пишет он в 1919 году. Сакрализация искусства, особенно театра, через возвращение к его мистериальным первоосновам - генезис этой идеи объясним, и дело не только в Штейнеровском влиянии. Внук священника и сын актеров подсознательно стремится объединить два этих мощных духовных течения, религию и театр, приходя к идее служения искусству, преобразующему жизнь. Внутренняя ориентация на христианский миф подталкивает Курбаса к созданию системы преображений: открытие, достойное средневековых поисков философского камня! Сама мысль о том, что преображение может быть рукотворным, поднимала театр на совершенно иной уровень, преодолевая в нем границы искусства как такового. Естественно, что одновременно Мастер ведет поиски актерской формулы бессмертия, поиск технологии создания «человека преображающего», священнодействующего лицедея, разумного арлекина, ищет, как определяет Н.Корниенко: «в истоках жизни, в истоках энергии (курсив авт.) как таковой - в ритме как в их основе». Новое открытие Курбаса: ритм как действенное начало, организующее бытие. Существование в намеченном воображением ритме является, по Курбасу, первым тестом на пути к преображению...

Не эта ли способность существовать в том, что наметило воображение, позволила Курбасу без видимых сложностей влиться в процесс социалистического строительства? «Театр - парламент. Словарь режиссера - словарь времени», - это 1921 год, год создания МОБ. И еще через несколько лет: «...наше стремление - соответствовать в работе тому, что жизнь, наше время требуют. Это наивысшая мудрость».

Этот творческий период режиссера вызывает наибольшее количество вопросов и недоумения у его исследователя: «Что это? иллюзия, безмерная вера в театр или своеобразная инфантильность, зачастую присущая художникам?» - вопрошает Н.Корниенко. Нам кажется необоснованным тотальное отрицание советского периода в истории Украины, сведение его исключительно к репрессиям и т.д. Советская историческая наука в достаточной степени грешила тенденциозностью, чтобы нам, сегодняшним, наследовать ей в этом. Кроме того, странно, невозможно было бы представить себе гениального режиссера с наивностью, граничащей с инфантилизмом, уверовавшего вдруг в коммунистическую доктрину, как в новое Евангелие. Тут, возможно, дело совсем в другом: новая эпоха и Л.Курбас имели одинаковый стиль мышления - фантастический, утопия встретилась с утопией и почувствовала возможность взаимного осуществления. В самом деле, что если рассмотреть данный период в творчестве режиссера именно под таким углом зрения? Ведь ни Г.Крэгу, ни А.Арто, двум другим великим театральным утопистам, не удалось реализовать свои гениальные прозрения на практике, общество, в котором они жили, было к этому не готово.

В 1926 году Л.Курбас включит в березильскую систему новую формулу: «Искусство - это такая форма отношений между людьми, в которой они через художественное произведение настраиваются на одно миро- и жизнеощущение». И тут же: «...искусством мы занимаемся постольку, поскольку видим его жизненную необходимость, т.е. необходимость для социальной революции». Какова же была эта жизненная необходимость? Переделка мира, изменение общественной психологии, воспитание нового зрителя путем «настраивания» человеческого организма на высшие ценности - разве за всем этим не стоит восприятие Мастером театра как формы религиозного акта. И разве в коммунистической доктрине не заложены, не переиначены все те же вечные христианские мифологемы? О художниках такого масштаба обычно говорят: «Родился раньше своего времени», но подобный подход отражает всего лишь нашу растерянность перед гениальным явлением. Если ее преодолеть, то начинаешь осознавать, что Время и его Художник всегда отражают друг друга, всегда достойны друг друга...

Думая о Л.Курбасе, о его времени мы вместе с Н.Корниенко всматриваемся в свое сегодняшнее, пытаясь определить хотя бы контуры своего времени. «В период создания новой независимой Украины украинский театр не дал ни одного (...) спектакля, способного повлиять на формирование эстетической и общественной мысли», - справедливо отмечает автор монографии. Советская утопия, окончив свое существование, оставила нашему времени в наследство человеческую особь, не умеющую мыслить независимо, и не случайно ли это совпало с концом тысячелетия? А искусство, способное, по Курбасу, изменить мир, молчит, и то, что украинский театр в последние месяцы последнего года XX века принялся повально ставить пьесы А.Чехова, откровенно свидетельствует о его растерянности перед грядущим. Но не будем забывать, что основой сценического существования является «здесь и сейчас», поэтому сегодняшняя растерянность наверняка станет фундаментом завтрашнего прорыва: прорыва к свету, к Духу, к Человеку Божьему, прорыва к немеркнущему гению Леся Курбаса, сказавшего когда-то, в начале своей театральной деятельности: «Прекрасно верить, прекрасно гореть и прекрасно сгореть дотла в своей вере, даже если она и ошибочна»...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно