Легендарный ученик легендарного учителя

4 февраля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №4, 4 февраля-11 февраля

Строки автобиографии обычно скупы, информативный перечень жизненных этапов сухо констатирует — ...

Строки автобиографии обычно скупы, информативный перечень жизненных этапов сухо констатирует — родился, учился, работал, члены семьи, награжден, не был, не участвовал, не привлекался, родственников за границей не имею… Примерная схема подобных автобиографий — из прошлой жизни. Раскрываю книгу «Михайло Верхацький. 100» (РВЦ «Проза», упоряд. Н.Лабинский), датированая 1955 г., всего на двух страницах — автобиография Михаила Полиевктовича Верхацкого, выдающегося театрального педагога, профессора, режиссера, теоретика театра. За сдержанным стандартом изложения — бурная, непростая, творчески насыщенная и счастливая, несмотря на все сложности, судьба. Достойную жизнь Михаила Верхацкого можно считать удавшейся уже потому, что память о нем сумела навсегда соединить в какое-то особенное братство всех его учеников. Именно она, а еще любовь, уважение и благодарность Учителю сподвигли их создать эту книгу. На ее страницах — бесценные биографические сведения, переписка Верхацкого и искреннейшие слова воспоминаний тех, кто близко знал этого замечательного человека, — родных, коллег, бывших учеников.

За плечами Михаила Полиевктовича Верхацкого, когда он в 1952 г. пришел на кафедру мастерства актера и режиссуры Киевского института театрального искусства им.И.Карпенко-Карого, был большой театральный опыт.

Но, несомненно, светом, озарившим творческую судьбу Верхацкого, сделавшим возможным и плодотворным все его творческие начинания, стала личность Леся Курбаса, учеником которого Михаилу Полиевктовичу посчастливилось быть.

Интеллектуальное и эмоциональное потрясение, испытанное от общения с выдающимся реформатором театра, дало толчок к собственному творчеству, привело Верхацкого к мысли передавать дальше поколениям новых людей театра уроки Мастера. Поэтому с нескрываемой гордостью ученики Верхацкого считают себя непосредственно причастными к творчеству Леся Курбаса. Хотя во времена учебы особенно об этом не задумывались и воспринимали как нечто отвлеченное неоднократно произносимые Верхацким фразы: «Это от моего учителя» или «Так делал мой учитель». И только после того, когда однажды их любимый профессор, вспоминает народный артист Украины Николай Мерзликин, взволнованно и торжественно произнес в притихшей аудитории: «Сегодня реабилитирован Лесь Степанович Курбас…», начала возникать серьезная заинтересованность, а со временем пришло и понимание масштаба этой личности.

Зримее всего образ Верхацкого вырисовывается из «Воспоминаний современников». Рассказы учеников, режиссеров, актеров, каждый из которых видел, воспринимал, вычленял из всего какую-то отдельную черту характера, составляют определенную общую картину восприятия этого человека. По ним, индивидуальным и характерным, можно составить довольно четкое представление об Учителе.

Воспоминания учеников (Ю.Богдашевского, М.Кочур, Л.Аничкина, В.Баенко, Н.Мартона, Н.Лабинского) — различные, мысль их объединяющая — мнение о Верхацком как о высокопрофессиональном, талантливом педагоге, досконально знающем предмет, умеющем выявить в ученике лучшее, могущем раствориться в его потребностях и явить такое искреннее и неподдельное сочувствие и сопереживание, что они, его ученики, ощущали «атмосферу не художественного руководства, а творческого отцовства». Между собой студенты перешептывались: «Деду нравится», «Дед сердится», «Дед разрешит и прикроет», так любовно называли они Верхацкого.

Театроведческое, теоретическое наследие Михаила Верхацкого значительно и разнообразно, в юбилейной книге основное внимание уделено исследованиям творчества Леся Курбаса. Статьи «Про мистецькі засади театру «Березіль» (1932), «Десять років театру «Березіль» (1932), «Режисерські надбання Леся Курбаса» (1967), «Скарби великого майстра» (1969) поднимают значительный документальный фактаж, важные биографические моменты. Автор описывает впечатления от репетиционной работы Курбаса, излагает суть его режиссерского метода, анализирует природу художественных преобразований театра, проводимых Мастером, реконструирует виденные спектакли. Интересны с точки зрения эмоциональной и исторической статьи, посвященные творчеству Ивана Марьяненко, Марьяна Крушельницкого. Эти ценнейшие свидетельства очевидца, профессионально переосмысленные искусствоведом, а также фотоматериалы — неоценимый багаж для будущих исследователей творчества Курбаса, истории украинского театра.

Эпистолярный раздел книги имеет название «…На вес золота». Именно так можно охарактеризовать строки личной переписки, по которым как нельзя лучше почувствуешь человека, его отношение к происходящему. Переписка М.Верхацкого с не менее значительным театральным деятелем В.Васылько (кстати, его театральная коллекция послужила основой экспозиции Киевского музея театрального, музыкального и киноискусства), носит больше деловой характер. Решаются разнообразные оргвопросы относительно наследия Леся Курбаса, идеи публикации его дневника. Коллеги обмениваются мнениями по поводу отношения государственных инстанций к возможности таких публикаций.

Мотив человеческих и деловых связей и в переписке М.Верхацкого с актрисой Валентиной Чистяковой, народной артисткой, ученицей и женой Курбаса. Основной предмет их письменного общения — воспоминания о Лесе Степановиче, согласование необходимых общих шагов по увековечиванию памяти режиссера.

Книга «Михайло Верхацький. 100» может представлять интерес не только для людей, занимающихся театром. Как в любой мемуаристике, здесь присутствует время. Это срез художественного момента когда-то общего, советского периода, исторические параллели, которые не прерываются с течением этого самого времени, это память о прошлом, так необходимая для осуществления успешного будущего.

Многие из учеников М.Верхацкого стали театральными педагогами. Нить творчества, идущая от Леся Курбаса, не прерывается, значит, связь времен продолжается и есть надежда, что не переведутся люди, стремящиеся воспитывать у своего народа естественную привычку «видеть только высокохудожественные спектакли…»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно