ЛЕД ТРОНУЛСЯ, ГОСПОДА

Поделиться
Это был настоящий, давно ожидаемый праздник. Не помню, чтобы в стенах Национальной филармонии слуш...

Это был настоящий, давно ожидаемый праздник. Не помню, чтобы в стенах Национальной филармонии слушатели так горячо, с таким энтузиазмом принимали серьезную cимфoничecкую программу, представленную своими, киевскими, музыкантами. В первом отделении на афише стояло новое для большинства имя молодого скрипача, ученика Богодара Которовича, аспиранта Национальной Музыкальной академии Украины им. П.Чайковского Олеся Семчука. В ансамбле с заслуженным коллективом, Национальным симфоническим оркестром Украины под управлением Владимира Сиренко, он сыграл Скрипичный концерт Брамса - произведение, входящее в пятерку наиболее играемых больших концертов для скрипки классиков мирового музыкального искусства. Интерпретация такого масштабного полотна с его яркими контрастами, зажигательностью острых риммов, эффектной виртуозностью и тонким изысканным лиризмом всегда служит мерилом зрелости и мастерства музыканта. Олесь Семчук сыграл Брамса не только мастерски, но еще и по-своему: темпераментно, уверенно, вдохновенно. Он продемонстрировал прекрасные качества солиста-виртуоза, чей инструмент звучит насыщенно и полновесно.

Оркестр удачно поддерживал приподнятый эмоциональный тонус интерпретации солиста, хотя далеко не все выглядело акустически выверенным, экспрессия и темперамент не всегда уравновешивались присущим музыке Брамса идеальным чувством пластической формы. Одной из причин этого являются условия репетиционной работы, в которые поставлен ведущий симфонический коллектив Украины. Как ни странно это звучит, но оркестр не имеет своего репетиционного помещения, как нет у него и собственного концертного зала. Перегруженный повседневной работой Колонный зал филармонии им. Н.Лысенко - на сегодняшний день самый престижный в столице - не часто предоставляет возможность выступить в его стенах Национальному симфоническому. К тому же в самом зале проводится только одна, генеральная, репетиция перед концертом, в течение которой просто не остается времени тщательно выверить акустический баланс и отработать детали.

Концерт Брамса, открывший вечер, стал прелюдией к главному его событию - началу задуманного нынешним руководителем оркестра Владимиром Сиренко цикла «Все симфонии Малера», на полную реализацию которого отводится два года. Дата открытия цикла выбрана не случайно. Ровно 110 лет назад в Будапеште под управлением автора впервые была представлена публике Первая симфония Густава Малера. Это было знаменательное превращение выдающегося австрийского дирижера в композитора, которого вскоре причислят к новаторам-будителям, к немногим мировым музыкальным гениям. А 90 лет назад, в декабре 1909-го, автор продирижирует своей Первой симфонией в последний раз. Произойдет это в Нью-Йорке, куда Малер был приглашен возглавить оркестр Нью-Йоркской филармонии. Наконец, еще одно памятное событие - столетие выхода в свет первого издания симфонии.

С этих пор симфонии Малера считаются пробным камнем для каждого оркестрового коллектива и самым серьезным испытанием таланта дирижера, берущегося их исполнять. Каждая из девяти симфоний Мастера таит особые трудности, ибо открывает целый мир возвышенных и низменных, причудливых и экстатически приподнятых, трагически изломанных и пронизанных высшим религиозным восторгом образов. Каждая из его страстных симфонических исповедей подобна большому роману с переплетением судеб, наложением и столкновением сюжетных линий, сочетанием небывалого эпического размаха и проникновения в тайны душевных переживаний. А если дирижер и оркестр дерзают объявить малеровский цикл, значит, они хорошо осознают, творческий проект какой сложности и степени ответственности берутся осуществить.

Известно, какие смутные времена еще недавно переживал ведущий симфонический коллектив Украины. Из бесплодных разбирательств внутри коллектива, битв с дирижерами и музыкальными начальниками оркестр вышел с большими потерями качества, во многом утратив прежний высокий авторитет в среде музыкантов и слушателей. Долго ожидаемое назначение молодого энергичного руководителя наконец состоялось. Владимир Сиренко выбрал единственно верный путь «лечения» хронических болезней. Сплотить коллектив, поднять его мастерство и самоуважение возможно лишь на основе совместного творчества.

Внушающим надежды творческим свершением стала талантливая интерпретация Первой симфонии Малера. Оркестр предстал в ней единым многоликим организмом. Небывалый эмоциональный подъем рождало совместное музицирование, сотворение Музыки, способной потрясти, захватить, ошеломить. В сложных малеровских партитурах каждый музыкант, каждая oркecтровaя группа, сливаясь в единый ансамбль, должны быть готовы выступить вперед функции солиста. Это касается и таких инструментов, которые, как правило, составляют лишь фундамент мощного оркестрового звучания. В Первой Малера можно услышать, как ведут свой самостоятельный голос труба, контрабас. Малер использует оркестр расширенного состава, с включением всех видовых инструментов со своими характерными тембрами. Даже зрительно стал ясен масштаб малеровского оркестра, для которого оказалась тесноватой сцена Колонного зала им. Лысенко. А что же нас ждет, когда наступит время сыграть Восьмую, названную симфонией тысячи участников?

Хочется верить, что столь успешно начатый малеровский цикл Владимира Сиренко и в дальнейшем не принесет разочарований. Верится и в то, что Сиренко удастся возродить и обновить те прекрасные традиции, с которыми связана история Национального симфонического. Но, к сожалению, пока остаются нерешенными болезненные вопросы собственного репетиционного помещения, а также нового, достойного европейской столицы концертного зала. При наблюдающейся интенсификации концертной жизни Киева без этого на пути осуществления проектов, подобных малеровскому, будут постоянно возникать препятствия отнюдь не творческого характера.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме