«ЛАВИНА» — ЭТО НЕ ТОЛЬКО СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ

25 января, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №3, 25 января-1 февраля

Республиканский Дом кинематографистов посещает публика, в кино достаточно искушенная и чаще всего еще до просмотра слышавшая или читавшая о премьерном фильме...

Иван Соловов
Иван Соловов

Республиканский Дом кинематографистов посещает публика, в кино достаточно искушенная и чаще всего еще до просмотра слышавшая или читавшая о премьерном фильме. И потому количество зрителей на сеансе в Доме кино весьма достоверно отражает будущий рейтинг фильма.

Многоречивое предисловие понадобилось мне лишь для того, чтобы неголословно утверждать: на днях мы посмотрели картину, которая будет пользоваться у зрителей большим успехом. Это работа российского режиссера Ивана Соловова «Лавина». (Начинал И.Соловов в профессии как документалист, причем весьма успешно: его фильмы отмечены призами и дипломами на международных и отечественных фестивалях. В игровом кино более всего известна картина «Караван смерти».)

Впрочем, кривую успеха новой работы Ивана Соловова можно было предугадать. Во-первых, это мелодрама. Жанр, незаслуженно забытый сегодня отечественными (под этим определением я, естественно, подразумеваю страны СНГ) кинематографистами, но всегда любимый зрителями. Во-вторых, сценарист фильма — известная писательница Виктория Токарева, чье имя не требует рекламы. В-третьих, шумная декабрьская премьера картины «Лавина» в Московском Кремле уже сделала рискованную заявку на зрительский успех. (До этого права представлять свой фильм в Кремле удостоился лишь Никита Михалков. Как вы помните, это был «Сибирский цирюльник». Комментарии, думается, излишни.)

И тем не менее, лично я, например, шла на премьеру с чувством определенного недоверия. Кроме той положительной информации, о которой я уже говорила, мне удалось почерпнуть и резко отрицательную. Мол, избыток красот, немотивированность ситуаций, неправда диалогов и т.д. и т.п.

...Погас свет, и началось действо. Несколькими фразами описать его можно так: известный пианист (Александр Феклистов) живет в любви и согласии с умной, понимающей его женой (Анна Каменкова), заботливой тещей (Нина Гребешкова) и двумя взрослыми уже наследниками, которые хоть и преподносят иногда «этюды» на тему «отцов и детей», но особой тревоги до поры до времени не вызывают. Разумеется, фанатично преданный музыке Игорь Месяцев (так зовут героя) в конце концов переоценивает свои моральные и физические силы и неохотно отправляется в несезон в дом отдыха. А что случается обыкновенно во время отпуска со свободными от привычных житейских обязанностей рефлексирующими интеллигентами?.. Правильно. Случается «курортный роман». Причем и в драме, и в комедии случается. (Вспомните хотя бы «Даму с собачкой» из литературы и «Любовь и голуби» из кино.) А уж в мелодраме (коей, как уже упоминалось, является фильм «Лавина») сам бог велел.

Ну а дальше как по писаному. Флирт перерастает в роман. Уход из семьи. Страдания жены. Проблемы и даже трагедии с детьми. Невозможность творить и нежелание жить. Но в итоге все-таки хэппи-энд и слезы благодарности у зрителей, выходящих из зала.

Это схема фильма, приложимая практически к любой мелодраме. О деталях можно и, что самое главное, следует судить самому. И я лишь предлагаю вам свой субъективный взгляд на состоявшуюся премьеру.

Во-первых, фильм Ивана Соловова следует смотреть уже потому, что актерский ансамбль он подобрал не просто мастерски, но тонко и с учетом нюансов «знаковости» героев в картине. Уже упоминаемый мною популярный и востребованный сегодня Александр Феклистов играет нервно, неравнодушно и очень достоверно судьбу человека, состоявшегося в профессии, привыкшего к комфорту и спокойствию в семье и растерявшегося, столкнувшись в уже зрелом возрасте с реалиями жизни, от которых он был до поры до времени огражден.

Как всегда убедительная Анна Каменкова, делающая свою роль пастельными красками, которые (так же, как всегда у этой талантливой актрисы) вдруг начинают «кричать» экспрессивно и мощно.

Разлучница, почти «женщина-вамп» Лариса Борушко-Меньшова несколько проигрывает своим основным партнерам в мастерстве, но тем не менее держится в роли весьма органично, что уже немало, поскольку она — актриса театральная (работала в Московском театре им. Гоголя) и до фильма «Лавина» имела лишь единственную встречу с кино. В 1990-м Лариса сыграла главную роль в телефильме «Дым», экранизации повести Тургенева. Кстати, о том, что Иван Соловов не ошибся, рискнув утвердить на одну из главных ролей актрису, свидетельствует тот факт, что сегодня Ларису Борушко-Меньшову заметили и другие режиссеры. Например, известный и весьма переборчивый Александр Адабашьян, закончивший недавно съемки «Азазель» по Ю.Акунину.

Обаятельно и умно «обживает» все ситуации в фильме лишь одним своим появлением друг героя, любимый мною Михаил Козаков.

Эпизоды, сыгранные Ниной Гребешковой и Еленой Козельковой (теща и жена друга), лишний раз подтверждают, как важны для создания атмосферы в фильме второстепенные персонажи.

Совершенно блестяще сделана, по-моему, сцена в ресторане, где Станислав Садальский еще раз доказал, что не одними «Кирпичами» вымощен путь к популярности.

Открытием для меня стали имена Елены Котихиной (дочь Аня) и Андрея Чадова (сын Алик). Они органично вписались в ансамбль мастеров и не только не испортили его, но и привнесли нотки современной актерской школы, что только украсило фильм.

Картина красива визуально (попросту говоря, неплохо снята), а это, согласитесь, для искусства кино немаловажно.

Оригинальна музыка композитора К.Шевелева.

А вот художник по костюмам либо новичок в профессии, либо очень мало вращался(-лась) в кругу людей, о которых идет речь в фильме. По крайней мере, у меня создалось такое впечатление. Все, что касается его участия в картине (кроме образа героя Михаила Козакова, который, мне почему-то так кажется, он придумал сам, да, пожалуй, облачения молодежи), вызывает у меня желание сказать сакраментальное: «Не верю!». Хотя, может быть, это и не столь важно в мелодраме, где, как известно, первое место отводится чувствам. А это, как говорится, есть у меня. Вернее, у режиссера фильма «Лавина» Ивана Соловова.

P.S. Остается добавить, что поводом для этих заметок послужил не просто новый фильм И.Соловова «Лавина», а проект «Российское кино: премьеры в Киеве», который проводит Национальный союз кинематографистов Украины и представительство в Украине Российского центра международного и культурного сотрудничества при правительстве Российской Федерации. Это не обязательный реверанс организаторам премьерного показа, но искренняя благодарность зрителя, соскучившегося по настоящему (пусть и спорному!) отечественному кино.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно